Публицист Валентин Симонин: Денискины бредни
Cобытия в Белоруссии привели к интересному результату в… России. Наша родная отечественная «пятая колонна», державшаяся в последние годы несколько в тени, не только оживилась, но и смело вышла на свет, на всеобщее обозрение, видимо, посчитав, что её время пришло, больше нет необходимости прикидываться шлангом, надо смело шагать вперёд и «народ нас одобрит и поддержит». Да вот, поддержит ли? Это очень сомнительно! Разберёмся…
1 сентября 2020 года на сайте Newsru.com известный писатель высказал своё мнение о событиях в братской стране. Те, кто знаком с публицистикой Дениса Драгунского, я думаю, знают о его либеральных убеждениях, о способности к броским, даже можно сказать, эпатирующим, заявлениям. Вот и в этот раз он верен себе, и вот что заявил:
«Мне кажется, что прежде, чем начинать любой разговор о событиях в этом государстве [Беларуси], надо запомнить вот что: Беларусь - отдельное, суверенное, независимое государство. Кстати, член ООН с момента основания ООН».
Тут мы остановимся, чтобы «разжуваты», что он нам изложил. Да, «член ООН с момента основания ООН», но всё же это была не совсем та Республика Беларусь, которой она является сегодня, а Белорусская Советская Социалистическая Республика. Она и тогда была «отдельным, суверенным, независимым государством», которое находилось в семье братских народов, то есть в отношениях тесного экономического, политического, культурного сотрудничества с РСФСР, УССР и другими республиками Советского Союза. Она и сейчас, Денис Викторович, находится в тесной связи с РФ в рамках единого государства, а также с другими бывшими республиками СССР, за исключением Украинской Республики, в рамках ОДКБ. Надо полагать, что вы, Д. Драгунский, если и не знаете, то хотя бы слышали, что, приблизительно в подобных условиях, связях, отношениях, живут страны Европы, входящие в Европейский Союз?
Но продолжу цитировать писателя Д. Драгунского. «Беларусы - отдельный народ, со своим языком и культурой, со своей многовековой отдельной историей. То, что языки похожи, и долго жили рядом, вместе, в союзе и т.п. - уже не имеет никакого значения». Языки сербов и хорватов (а также всех народов бывшей Югославии) очень похожи. Чехов и словаков тоже. Не говоря уже о немцах и австрийцах. Поэтому, мне кажется, не надо говорить: "в сущности, мы один народ", "в сущности, это диалект", "в сущности, это временно отделившаяся часть единого целого" и проч. Нет никакой "сущности". Есть мелкая имперская сучность. От нее пора отказаться».
В этом абзаце автор высказал интересные, но отнюдь не бесспорные мысли. Для иллюстрации моей мысли я упомяну отца Дениса Драгунского – писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Он никогда не скрывал, что он еврей. По еврейским понятиям, сын или дочь считается полноценным евреем, если его мать еврейка. Я ни в коем случае не выясняю, кем по национальности считает себя Денис Драгунский. Я упоминаю еврейскую нацию по другой причине, к этому меня подталкивает полемика с писателем Д. Драгунским. Некоторые люди, и таких много, не знают, что у евреев России и Израиля два разных языка – идишь, который сформировался на базе старонемецкого, и иврит, который до определённого времени был мёртвым языком, но его возродили в Израиле. Иначе говоря, если следовать логике Д. Драгунского, то надо признать, что евреи России и Израиля – это два разных народа. У каждого народа «свой язык, культура», ну, не многовековая, но «отдельная история». Странно, «разные языки» не мешают израильским евреям считать российских евреев своими соотечественниками и принимать на житие в Израиле без всякой ссылки на «мелкую имперскую сучность». Более того, власти Израиля размещают бывших российских евреев в жилых домах на палестинских территориях, а это, какого рода «сучность», Денис Драгунский?
Тут мне настало время рассказать одну давнюю историю из времён моего детства. Вместе с мамой и папой в 50-е годы прошлого века я проживал в Москве в коммунальной квартире. Нашими соседями была семья из Белоруссии. Муж прекрасно говорил на русском, а жена – нет. Но какие-то жизненные обстоятельства заставляли её обращаться с разными мелкими просьбами ко мне. Сбегать в магазин и что-то купить по мелочи. Я всегда выполнял её просьбы, она мне говорила слова благодарности, естественно, на белорусском языке, и я наловчился, нет, не говорить, но понимать, что она мне говорит. В 2013 году я в группе российских журналистов посетил Беларусь и открыл нечто удивительное для себя – оказалось, что я многое помню и понимаю.
Но вернёмся к тому, чем закончил свою мысль писатель Д. Драгунский. «В соседней стране что-то происходит? Вот пусть и разбираются сами. Есть известная пословица: "Когда государство начинает убивать, оно называет себя Родиной". Можно продолжить: "когда государство называет соседний народ "братским" - жди беды: оккупации, аншлюса или карательной операции". Поэтому давайте прекратим эти разговоры о "когда-то единой стране" и "братском народе". Тем легче будет и нам, и беларусам».
Надо полагать, что писатель уверен в том, что даёт прекрасный совет русским людям. Если бы ему после этих слов встретилась цыганка, она бы наверняка сказала ему, глядя прямо в глаза: «Ошибаешься, золотой!» На протяжении нашей истории русский и белорусский народы всегда были вместе, даже тогда, когда нас накрывала волна иноземных завоевателей, русских монголы, а белорусов Литва и Польша. Но, обретя независимость, наши народы опять были вместе. Мы, русские люди, высоко ценим, мужество и стойкость наших белорусских братьев, которые не сломались под железной пятой немецких оккупантов, сражались в одном строю со всеми советскими народами, заплатили высокую цену за нашу общую победу. Мы помним наших общих героев!
«Наши мёртвые нас не оставят в беде,/Наши павшие - как часовые!»
В конце своей заметки хочу вспомнить Виктора Юзефовича Драгунского. Как детский писатель он известен с 1959 года, начала публикаций книги «Денискины рассказы». Конечно же, был вдохновлён на её написание сыном, родившемся в 1950 году. Можно предположить, что если бы он дожил до наших дней, то вполне вероятно написал бы книгу «Денискины бредни». И вряд ли ошибся бы!