Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Публицист Александр Трубицын: Два сюжета, два дома

В старинном волжском городе жила купеческая семья. Крутого нрава купчиха женила своего забитого и бессловесного сына на бедной девушке – и тиранила свою невестку. А сын не смел перечить мамаше. Детей у молодых не было, что тоже было поводом для постоянных унижений молодой женщины. И нашёлся молодой человек, который пожалел несчастную, а она полюбила его. И не видя выхода из этой ситуации, утопилась женщина в Волге…

А.Трубицын
2019-12-11 15:11

Узнали сюжет? Классика, драма Островского «Гроза», купчиха Кабаниха, бессловесный Тихон, несчастная Катерина…

Но дело в том, что всё описанное случилось через месяц после того, как Александр Николаевич отдал свою драму в печать. И не в придуманном Калинове, а в реальной Костроме, где затравила купчиха Клыкова свою невестку Александру – тонко чувствовал Островский реалии той жизни и прогнозировал ситуацию.

А вот ещё один сюжет. Добротно, на века, построенный московским купцом Эльпитом в начале ХХ века многоэтажный доходный дом. Но рушатся устои, изменяется власть – и дом заселяют люди, непривычные к проживанию в таких домах, публика случайная и не шибко грамотная. И выгораживали уголки и закутки, обустраивались ширмочками и загородочками, фанерками и занавесками. А тут ещё начинается зима, перебои с отоплением, и всяк начинает обогреваться по-своему. И как ни запрещает управляющий домом пользоваться самодельными обогревателями – Аннушка по прозвищу «Чума» поставила печку-буржуйку, вывела трубу в вентиляционную отдушину – и затопила печку. Ей стало тепло, но искры полетели в утеплённый войлоком вентиляционный ход – начался пожар. Аннушка убежала, а «…в среднем корпусе бездна огненная, а над бездной как траурные плащи-бабочки, полетели железные листы», и «… потолок! Как саданет, как рухнет с третьего во второй, со второго в первый этаж», и «бледневшее небо, на котором колыхался, распластавшись, жаркий оранжевый зверь»… И погибшие в дыму и пламени, и выпрыгнувшие из окон, в кровавые лепёшки разбившееся, и отважные пожарные, покалеченные падающими балками…

Узнали сюжет? Классика, рассказ Булгакова «№13. Дом Эльпит-Рабкоммуна».

А вот и его недавнее повторение в Одессе. Добротно, на века построенный купцом Асвадуровым в начале ХХ века многоэтажный доходный дом – больше ста лет простоял, пережил две войны и несколько смен властей. Но пришла незалежность и самостийность – и в дом заселили колледж экономики, права и гостинично-ресторанного бизнеса, институт биологи южных морей, археологический институт, часть физико-химического института, бюро технической инвентаризации и множество коммерческих организаций. И все они отгораживались друг от друга решётками, гипсокартоном, кирпичными стенками, устраивали свои входы и выходы, закутки и коридорчики, лабиринты и переходы. А тут ещё начинается зима, перебои с отоплением (газ-то нынче дорог!) – но проблема решается не древними буржуйками, а электрическими обогревателями. А к обогревателям идут удлинители. И заведующая отделением колледжа чувствует запах дыма в своём кабинете на третьем этаже, а потом видит, как горит удлинитель… Но даже не выдёргивает вилку из розетки, а запирает свой кабинет и в панике бежит к другой даме – директору колледжа. Через 20 минут огонь полыхал уже на семистах квадратных метрах…

Пожарная сигнализация – точнее, десятки сигнализаций у разношёрстной публики – не работала, огнетушители были свалены под кроватью в комнате коменданта, а ответственная за пожарную безопасность дама была назначена только два дня назад – и всё пошло по Булгакову, ярче его не напишешь.

Дома построены в одно время, перекрытия – деревянные, а в Одессе ещё и стены, утеплённые местным стройматериалом – камышовыми матами, хорошо просохшими за сто лет. Так что было всё – и бездны огненные, и летающие железные листы с крыши, и потолки, рушащиеся с пятого на первый этаж, и выпрыгнувшие из окна, и задохнувшиеся в дыму, и сгоревшие заживо…

Булгаковская Аннушка боялась, что засудят её после пожара. Украинская Фемида уже готовится засудить «Аннушку» из колледжа. Но ведь причина – главная причина – другая. Не в Аннушке дело.

Судить надо – капитализм. Именно капитализм, всевластие денег, в середине XIX века унижал, калечил доводил до самоубийства женщин. Именно капитализм в начале ХХ века создал уродливую ситуацию, когда «под безлюдным паркетным простором барских квартир сыро прели в подвалах угловые жильцы с кладбищенской нормой жилплощади в один-два метра на душу» – и не виновна Аннушка, что не знала иной жизни, кроме сырого подвала. Именно капитализм в начале XXI века превратил добротный дом Асвадурова, рабочими руками выстроенный, в теремок, где в тесноте и в обиде жили студенты и учёные, торговцы и служащие, и прочий народ, от мышки-норушки до волчища-серого-хвостища. Не знаю, что размещалось в этом доме в советские времена, но точно знаю, что пожарная безопасность там строго соблюдалась и контролировалась.

Как, в общем-то, и в доме Эльпит-Рабкоммуна – ведь согрел он только в могучей творческой фантазии Булгакова. А в жизни – стоит, и в нём даже два музея, Булгакову посвящённых.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.