Ю.Ю. Ермалавичюс: Инициатива прогресса находится в России
Объективная логика всемирной истории состоит в диалектике общественного развития человечества. В диалектике целостности и противоречивости мира. В диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. В диалектике классовой борьбы социальных противоположностей антагонистической цивилизации. Поэтому логика истории характеризуется объективной необходимостью, не зависящей от каких-либо намерений участников мирового исторического процесса.
Юозас
Юозович
История
поддается только научному пониманию, руководствуясь теорией и методологией диалектического
материализма, открытых К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине ХIХ века. В свою
очередь, диалектико-материалистическое понимание истории способствует
сознательному учету, соблюдению и даже использованию всеобщих объективных
законов диалектики, а также основополагающих экономических и социальных законов
в конкретной практике исторического творчества мирового сообщества народов.
Руководствуясь
диалектико-материалистическим пониманием истории, В.И. Ленин проявил инициативу
сознательного использования всеобщих объективных законов диалектики в
исторической практике по революционному преобразованию жизни человечества.
Практическое применение научной теории в исторической действительности
существенно обогатило диалектико-материалистическое учение и выявило его
революционную преобразующую силу, способную обеспечить переход человечества от
классового общественного жизнеустройства социального неравенства и антагонизма
к бесклассовому обществу социальной свободы и равенства, то есть от капитализма
к социализму. Это оказалось возможным, когда капиталистическая формация
общества достигла высшей, империалистической стадии своего существования.
В.И.
Ленин считал, что «империализм – это такое состояние капитализма, когда он,
выполнив все для него возможное, поворачивает к упадку». Изучив сущность и
закономерности функционирования империализма, В.И. Ленин обнаружил диалектику в
том, что «основные свойства капитализма стали превращаться в свою
противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной
эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу». Эти
тенденции свидетельствуют о вырождении и саморазрушении капитализма, его
революционной замене социалистическим общественным строем во всемирном
масштабе.
Превращение
основных свойств капитализма в свою противоположность воплощается в его
системном, тотальном, совокупном кризисе, охватывающем все социальные слои и
все сферы жизни буржуазного общества, постоянно обостряющемся вплоть до
общенациональной катастрофы, следующем к гибели капиталистической формации
общества и революционному его преобразованию на социалистических началах.
Неотъемлемой чертой общего кризиса капитализма стали империалистические войны,
обостряющие его общественные противоречия до крайних пределов. Выход из
критической ситуации В.И. Ленин нашел во всемирной социалистической революции.
Он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести
человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами.
Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи ее или
волны контрреволюции, - окончательная победа пролетариата неизбежна».
Империалистическая контрреволюция противоположна действию объективных законов
исторического прогресса, поэтому завершается неминуемой гибелью.
Стартом
глобальной социалистической революции выступила Великая Октябрьская
социалистическая революция 1917 года в России. Она определила содержание и
характер наступившей исторической эпохи новейшего времени – революционный
переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая воздействие Великого
Октября на мировой исторический процесс, В.И. Ленин заметил, что «весь мир уже
переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную
социалистическую революцию». Всемирно-историческую победу Великого Октября
закрепило построение в 1930-е годы социалистического общества в Советском
Союзе. К середине ХХ века социалистические революции вышли в международное
пространство, обеспечивая становление мировой общественной системы социализма,
а в дальнейшем и достижение ею равновесия в историческом развитии с мировой
капиталистической системой.
Образование
к 1970-м годам равновесия в мировом историческом процессе между
капиталистической и социалистическими системами выступило объективной предпосылкой
для воплощения в жизнь общества установки В.И. Ленина на создание «таких
условий, при которых бы не могла ни существовать, ни возникать вновь
буржуазия», то есть создание «высшего, чем капитализм, общественного уклада,
именно: повышение производительности труда». Реализацию этой установки В.И.
Ленин увязывал с тем, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь,
превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом». Практическое
осуществление всех этих положений теоретического проекта социализма,
разработанного В.И. Лениным, обеспечила мировая научно-техническая революция
второй половины ХХ века, которую побудило глубинное преобразующее воздействие
Великого Октября на мировой исторический процесс.
Мировая
научно-техническая революция превратила науку в непосредственную
производительную силу общества и создала на этой основе наукоемкий вид
производства, гарантирующий возможности для автоматизации производства и его
беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих
потребностей всего населения земного шара. Обобществление производства получило
всемирную степень, закономерно требующую соответствующих социальных
преобразований. Осуществление столь революционных возможностей предполагает
отмену частной собственности и установления общественной собственности на
средства производства в планетарном масштабе ради обеспечения социального
равенства всех людей по отношению к общественному богатству человечества. Это
осуществимо путем научного обоснования жизни общества и научного управления ее
развитием, что обусловливается всемирным торжеством социализма.
В
процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ
общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные
возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения
своего существования. Частная собственность на средства производства перестала
служить основой для формирования производственных отношений общества. Она
превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности
человечества, вызвала империалистический грабеж общественного богатства народов
и природных ресурсов планеты. Отставание старой капиталистической системы
производственных отношений от нового уровня развития производительных сил обернулось
существенным обострением общего кризиса капитализма и его перерастанием в
1970-е годы в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации,
который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной
истории. Глобальный кризис охватил все социальные слои и все сферы жизни
общества во всех странах земного шара, способствовал крайнему обострению всех
общественных противоречий на планете, следует к революционному преобразованию
жизни общества на социалистический лад первоначально в большинстве, а в
дальнейшем и в остальных странах. В итоге империализм охвачен всеобщей агонией.
На земном шаре стали действовать объективные законы всемирной социалистической
революции.
Агонизирующий
империализм оказался необычайно агрессивным и опасным. В 1980-е годы он
развязал глобальную антикоммунистическую агрессию против всех проявлений
исторического прогресса человечества, нацеленную на контрреволюционное
уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного
господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе.
Поскольку Советский Союз представляет собой центр притяжения мира, его
разрушение в 1991 году повлекло за собой подрыв мировой социалистической
системы, нарушение равновесия в мировом общественном развитии, полную
дестабилизацию мирового исторического процесса и им подобные тенденции вплоть
до вселенской катастрофы. Они аккумулировались в глобальном хаосе, который не
поддается произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, что
равнозначно всемирной революционной ситуации.
Империалистическая
контрреволюция встала на путь самоуничтожения, так как она действует против
объективных законов общественного развития – все деяния контрреволюции
оборачиваются прямо противоположными последствиями, она ускоренно губит сама
себя. Реанимация частной собственности на средства производства уничтожает
Россию – огромнейшую и богатейшую страну планеты, - что неизбежно ведет к
всемирному социальному взрыву, угрожающему мировому сообществу народов
глобальной катастрофой. Человечество балансирует над дилеммой жизни в социалистическом обществе
или смерти во вселенской катастрофе. Эту дилемму разрешит глобальная
социалистическая революция, открывающая путь коллективистского и
гуманистического развития человечества к высшей, коммунистической ступени
земной цивилизации. Практическое воплощение в жизнь общества получает научный
прогноз В.И. Ленина, что «только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно
массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения,
происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни».
Народы
мира, как и все человечество в целом, не могут отказаться от достигнутого в
своем историческом прогрессе. Поскольку советский социализм был высшим
достижением исторического прогресса в ХХ столетии, стратегическая инициатива
дальнейшего общественного развития международного сообщества находится в
России, содержащей в себе эпицентр крайнего обострения глобального кризиса.
Советский Союз выступает прообразом всемирного союзного государства народов
планеты, о проекте которого В.И. Ленин писал: «Соединенные Штаты мира (а не
Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций,
которую мы связываем с социализмом». Образование всемирного союзного государства
народов отвечает объективным требованиям всемирного обобществления
материального производства, поэтому станет политическим итогом глобальной
социалистической революции. Всемирное союзное социалистическое государство
обеспечит научную организацию производства и всей общественной
жизнедеятельности народов, руководствуясь тем, что уровень наукоемкости
производства выступает исходной позицией при определении форм общественной
собственности на средства производства, налаживании мирового производственного
процесса, общественной организации труда в планетарном масштабе.
Грядущие 2-3 столетия коллективистского и гуманистического развития человечества следуют к достижению совершенно нового качества жизни людей на земном шаре. Предполагается высокий научно-технический уровень развития производительных сил общества, обеспечивающий непосредственное соединение науки с производством, решающую роль наукоемкого производства, высшую производительность общественного труда. Это обусловит всемирное обобществление производства и других сфер жизнедеятельности народов на основе общественной собственности на средства производства. Полное утверждение коллективистского и гуманистического характера общественных отношений между народами и внутри каждого народа. Научное управление общественным развитием мирового сообщества народов при сознательном учете, соблюдении, использовании объективных экономических и социальных законов в конкретной практике исторического творчества. Достаточное удовлетворение человеческих потребностей всего населения планеты. Всестороннее развитие личности человека, научное осознание им своей ответственности за судьбу человечества. В центр коммунистической формации общества выходит человек социальной свободы, равенства, гармонии. Он обеспечивает жизнеспособность человечества, ставшего общественным людским коллективом. А глобальная социалистическая революция окажется последней социальной революцией во всемирной истории.