Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Публицист Павел Орехов: Велик ли потенциал социального протеста?

В России день ото дня все большие масштабы набирает протестная активность. Если еще два-три года назад митинги, забастовки, голодовки были относительно редким явлением, то сегодня они стали повседневной реальностью. Причем вслед за экономическими требованиями все чаще звучат политические. Рейтинги партии власти, первых лиц страны, доверие к органам госуправления неуклонно снижаются.

Павел Орехов
2018-11-23 22:31 (обновление: 2018-11-23 23:09)

Но, может быть, социальный протест носит ограниченный характер, и потенциал его расширения незначителен в виду заинтересованности широких слоев населения в сохранении существующих порядков? Попробуем разобраться.

Для начала вспомним такой непопулярный в наши дни, но не потерявший своего значения и актуальности термин как общественные классы. Согласно Ленину, это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Причем отношение к средствам производства является основным признаком различия между классами.

Согласно учению марксизма, в условиях капиталистической общественно-экономической формации существуют два основных класса, занимающих господствующее и подчиненное положение. Это, соответственно, буржуазия и пролетариат – рабочий класс. Причем первая владеет средствами производства, а второй ими не владеет, в результате чего вынужден продавать свою рабочую силу. Присваивая прибавочный труд наемных рабочих, буржуазия обогащается, оставляя тем, кто трудится, лишь необходимые для существования средства, да и то не в обязательном порядке.

В 1917 году большинство населения страны составляло крестьянство – неосновной класс, унаследованный от эпохи феодализма, владеющий землей и орудиями труда, но не меньше, чем пролетариат, эксплуатируемый «хозяевами жизни». Сегодня же, когда на смену ручному труду в сельском хозяйстве пришло механизированное производство, а частный производитель практически вытеснен агропромышленными холдингами, рабочий класс составляет абсолютное большинство населения страны.

Защищать диктатуру тех, кто за счет него наживается и в любой момент готов вышвырнуть за ненадобностью тебя на улицу, рабочим нет никакого смысла. Трудящиеся могут быть запуганы, дезорганизованы, оболванены пропагандой, но сознательными защитниками эксплуататоров не будут никогда. Наоборот, каждая новая попытка усилить степень угнетения будет все больше способствовать повышению классового сознания.

Многочисленные служащие и квалифицированные специалисты – учителя, врачи, менеджеры, инженеры – также являясь наемными рабочими, по сути являются лишь частью рабочего класса. Если в начале XX века в виду повальной неграмотности таковыми становились преимущественно выходцы из состоятельных семей, то сегодня картина противоположная. Низкооплачиваемая «рабочая интеллигенция» находится в не менее тяжелом положении, чем другие категории трудящихся, постоянно рискуя попасть под сокращение под предлогом какой-нибудь «оптимизации» или по причине банкротства фирмы.

Чаще всего и непосредственные организаторы производства – директора и управляющие – отнюдь не являются сторонниками действующих порядков. Даже получая хорошее жалование, они становятся заложниками судьбы вверенного им предприятия и в случае неприятностей несут полную ответственность, в то время как сами хозяева остаются в стороне. Таким высокооплачиваемым служащим приходится крутиться между двух огней, с одной стороны обеспечивая прибыль нанимателем, а с другой стараясь не обидеть рабочих и служащих, хотя интересы первых и вторых диаметрально противоположны, а возможности их достижения несопоставимы. Болея душой за вверенное ему дело, директор вряд ли будет равнодушен к подлым махинациям буржуазии, не платящей жалования сотрудникам, разбазаривающей средства производства или банкротящей фирму в угоду собственным интересам. Детей олигархов в их числе вы, между прочим, тоже не найдете.

Армия и силовые структуры, призванные охранять незыблемость режима, в сущности, сами составляют неотъемлемую часть трудящихся масс. Будучи выходцами из семей рабочих и служащих, солдаты и полицейские по уровню жизни и социального благополучия отнюдь не возвышаются над массами и также подвержены многим социальным рискам, также могут в любой момент оказаться на улице без средств к существованию. Да и офицерство сегодня уже не состоит из представителей господствующего класса, как это было накануне революции 1917-го года. За последний год имели место случаи, когда силовики отказывались разгонять митингующих. Не исключено, что по мере ухудшения социально-экономической ситуации в стране такая ситуация будет повторяться все чаще.

Городская мелкая буржуазия – торговцы, фрилансеры, индивидуальные предприниматели, а также немногочисленные фермеры в современной России тоже отнюдь не питают иллюзий относительно своего светлого будущего. Налоги, тарифы, поборы со стороны различных ведомств, правовой беспредел ставят их на грань риска в любой момент оказаться вынужденными продавать свою рабочую силу, чтобы достать средства к существованию.

Теперь посмотрим, кому же выгодно сохранение существующего положения дел. К этой категории относятся, кроме самих капиталистов, лишь горстка высокооплачиваемых чиновников и генералов, которые всеми силами будут стараться сохранить свое привилегированное положение, да организованная преступность – такой же паразит на теле общества. В масштабах страны это ничтожное меньшинство, едва не 1-2% от общей численности населения.

Таким образом, за ширмой каждого конкретного протеста, имеющего локальную причину, скрывается протест общественный, всенародный, в основе которого лежит классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров, потенциал которого неисчерпаем. И по мере нарастания кризисных явлений, по мере усиления гнета и произвола будет нарастать сопротивление народных масс, способное в конечном итоге в корне изменить ненавистную многим действительность.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.