В.Н. Тетёкин: «Российскому правительству есть чему поучиться у Лукашенко»
Лукашенко обвинил Правительство в "пофигизме" и начал разгонять министров. На заседании кабмина уже поручено отправить в отставку двух министров: промышленности, а также архитектуры и строительства. Более того, Лукашенко распорядился "внести предложения по замене всего руководства Правительства". Но почему в маленькой Белоруссии, не выполнив указы президента, можно "загреметь", а в России при этом все на местах, президент доволен кабмином и даже вручил ему мандат на новый срок. К тому же еще недавно средняя зарплата в Белоруссии стала выше российской. Как так? Может, потому, что Белоруссия просто бережнее отнеслась к советской системе экономики после развала СССР и взяла ее за основу, а не как у нас, где за основу взята "невидимая и беспощадная рука рынка"? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился доктор исторических наук, политический деятель Вячеслав Тетёкин.
- Почему президент Белоруссии может наказывать
министров за неисполнение указов, а президент России не может? Как Вы смотрите
на эту ситуацию?
- Я не очень верю в
то, что те самые люди, которых Лукашенко назначил, вдруг повели себя в духе
"пофигизма". Дело в том, что Лукашенко известен крутым нравом, и у
него, что называется, не забалуешь, поэтому предположить, что кто-то из
министров спустя рукава относился к своим обязанностям, я не могу. Известно,
что в отличие от российского высшего руководства - где, даже если человек
окончательно проштрафился, его ещё держат месяцами, а то и годами на своей
должности - у Лукашенко всё происходит быстро. Если человек явно не тянет и не
справляется, его меняют на другого человека, и это правильно в принципе. Но
так, чтобы всё Правительство оказалось вдруг некомпетентным, в это не
очень верится.
Я думаю, что проблема
связана, скорее, с нарастанием общих экономических проблем Белоруссии. Я не
берусь сейчас говорить о корнях этих проблем, потому что глубоко этой тематикой
не занимался, но совершенно ясно, что это связано с общим кризисом, с
повышением тех же цен на нефть, с повышением цен на газ и общемировым кризисом.
И здесь Александр Григорьевич пытается маневрировать в поисках новых людей,
которые способны внести новую струю в экономику, предложить какие-то идеи и
открыть какие-то новые возможности. А всё остальное – вот эти обвинения
правительства в том, что оно не справляется или пофигизмом занимается – я
думаю, что это больше пропагандистское обрамление всего происходящего. У меня
такое ощущение.
- Средняя зарплата там уже выше, чем средняя в
России, пенсионный возраст повышают, но не на 5 и 8 лет, а всего на 3 года за 6
лет. Насколько удаётся системе справляться с трудностями общими для всех? И при
чём тут недовольство министрами?
- Как это ни парадоксально,
Лукашенко стал заложником собственных экономических успехов. Надо сказать, что
в экстремально тяжёлых условиях, в которых оказалась Белоруссия в начале 90-х
годов (Белоруссия, как известно, не обладает собственными мощными полезными
ископаемыми, которыми владеет практически каждая другая республика бывшего
Советского Союза), он, тем не менее, нашёл возможность совершить экономический
манёвр, который привёл к подъёму промышленности и самое главное - может быть, к
небольшому, но стабильному подъёму жизненного уровня населения. И сейчас,
конечно, не столько спад, сколько торможение роста жизненного уровня населения.
А если происходит и спад — это особенно болезненно, это воспринимается уже как
кризисное явление.
То есть
Лукашенко в силу своей энергии, преданности делу подъёма экономики республики,
благосостояния народа очень много сделал, и народ его уже привык, что
благосостояние растёт. И действительно, они по ряду показателей Россию
опередили. Поэтому особенно болезненно сказываются малейшие признаки того, что
намечается спад, это отражается на его репутации, и он поэтому лично сам на это
очень остро реагирует.
Но мы должны
понимать, что когда мы говорим о нарастании экономических проблем, они имеют
совершенно другой характер. Если, например, с той же Украины народ уходит
сотнями тысяч и даже миллионами, та же Прибалтика обезлюдела, там среднее
поколение всё выехало на заработки в Европу, то в Белоруссии этого процесса
нет. Там ситуация действительно стабильная. Как ни парадоксально, повторяется
ситуация 89-90 годов в Советском Союзе. То есть, с одной стороны, уровень жизни
и тогда был достаточно высокий, были временные явления, как нехватка продуктов,
но система была работоспособна. Однако народ привык уже к тому, что жизненный
уровень растёт, и вдруг он перестал расти, даже начал снижаться. Все заговорили
о том, что "оказывается, система не та". И вот здесь тот же самый
процесс. До поры до времени всё росло, и в какой-то момент начинается
замедление, и это очень
болезненно ощущается, поэтому Лукашенко столь резко реагирует на эти события,
возлагая ответственность, прежде всего, на Правительство.
- А победы Белоруссии в экономике – что лежит в
корне этих достижений?
- В корне
достижений лежит очень мощная роль государства в управлении всеми
экономическими процессами. То есть у нас делается ставка на частные инициативы,
на рыночные механизмы, а Лукашенко однозначно делает ставку на государственное
управление экономикой, и у него получается. Там экономика, конечно, гораздо
меньше по масштабам, чем российская, но, тем не менее, решающую роль в том, что
благосостояние населения Белоруссии постоянно росло и даже по некоторым
параметрам превысило благосостояние российского народа -сыграла, прежде всего,
высокая централизация управления экономикой.
Лукашенко умело
сочетает, и надо отдать ему должное, и рыночные механизмы, и механизмы
государственного регулирования. И в этом секрет успеха.
- Стоит ли какие-то из этих инструментов
использовать в России, является ли Белоруссия неким примером для подражания?
- Да, вне всякого сомнения. Дело в том, что у нас всё отдано
на откуп рынку, государство хоть и утверждает, и либералы на каждом углу
кричат, что непомерно высока роль государства в экономике, на самом деле
государство, по сути, ничем не управляет. Никаких крупных проектов не
осуществляется. То есть государство управляет лишь монетарной политикой, по
большому счёту. А экономика в ручном режиме, как это делалось при советской
власти, и особенно как это делает Лукашенко, – совершенно этого управления нет.
Ведь если посмотреть в общем, то на смену многочисленным промышленным
министерствам, которые существовали в Советском Союзе (только оборонных было 9
штук, которые производили огромное количество гражданской продукции на
потребительском рынке) сейчас пришел один Минпромторг. Как он может один
управлять огромной промышленностью России, если одно министерство на всю
территорию и колоссальный объём производства? Это в принципе невозможно.
Государство выпустило из рук контроль за этими процессами.
Что происходит у нас, например, с авиационной промышленностью? Раньше в Советском Союзе существовало могучее министерство авиационной промышленности, которое было способно выпускать до 1 тыс. летательных аппаратов в год. Сейчас мы только покупаем. То есть от государственного управления никуда не денешься. И на Западе оно тоже существует - только в других формах.
А у нас фактически Правительство самоустранилось от управления крупными экономическими процессами и занимается только "борьбой с инфляцией". Якобы, если снизить инфляцию, то автоматически потекут инвестиции в промышленность. Этого не происходит уже на протяжении десятилетий. А Правительство делает вид, что этого не замечает. В этом коренные ошибки нынешнего руководства.