Газета "Правда". Какое отчество у Карла Маркса?
Став родиной первой в мире революции, воплотившей идеи марксизма, Советская страна вскоре провозгласила своим девизом заключительные слова «Манифеста Коммунистической партии», написанного Марксом и Энгельсом. Они были запечатлены на гербах советских республик, на первых страницах партийных газет и журналов. Уважение к основоположникам научного коммунизма находило многочисленные проявления, которые порой раздражали людей, чуждых марксистскому учению. В книге «Россия во мгле», написанной Гербертом Уэллсом после пребывания в нашей стране в 1920 году, этот английский писатель с неудовольствием констатировал: «Куда бы мы ни приходили, повсюду нам бросались портреты, бюсты и статуи Маркса».
Уэллса раздражала даже борода Маркса. Писатель уверял, что «своим бессмысленным изобилием она чрезвычайно похожа на «Капитал». Уэллс обещал: «Когда-нибудь, в свободное время, я вооружусь против «Капитала» бритвой и ножницами и напишу «Обритие бороды Карла Маркса». (Это обещание Уэллс не сдержал. Возможно, ему оказалось не под силу разгромить марксистскую теорию. Но не исключено, что писатель отказался от легковесного отношения к марксизму и его последователям. Известно, что незадолго до своей смерти Герберт Уэллс проголосовал за кандидата от Коммунистической партии Великобритании в ходе выборов 1945 года в палату общин).
Карл Маркс в Советской стране
Советские читатели книги Уэллса проигнорировали его выпады в адрес Маркса. В 1921 году в Москве был создан Институт Маркса и Энгельса, впоследствии превратившийся в Институт марксизма-ленинизма. Институт собрал самое богатую коллекцию рукописей и печатных работ Маркса и руководил работами по изданию его трудов. С 1925 года в высших учебных заведениях СССР стали преподавать «основы марксизма-ленинизма». Книги по вопросам общественно-политической жизни и даже предисловия к классическим произведениям художественной литературы нередко сопровождались цитатами из работ Маркса. Но хорошо ли знали советские люди марксизм?
Свои сомнения в этом не раз высказывал И.В. Сталин. Правда, признавая трудность освоения марксистского учения, Сталин в своём выступлении на февральско-мартовском (1937 г.) пленуме ЦК ВКП(б) сказал: «Нельзя требовать от каждого члена партии, чтобы он усвоил марксизм». Но он с явным беспокойством заметил: «Я не знаю, многие ли члены ЦК усвоили марксизм. Многие ли секретари обкомов, крайкомов усвоили марксизм?»
Сталин считал, что овладение партийными кадрами марксистской теорией является важнейшим условием для дальнейших успехов коммунистической партии. Он подчёркивал: «Если бы мы сумели наши партийные кадры снизу доверху подготовить идеологически, закалить их политически таким образом, чтобы они могли свободно ориентироваться во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели сделать их вполне зрелыми ленинцами, марксистами, способными решать без серьёзных ошибок вопросы руководства страной, то мы разрешили бы этим девять десятых всех наших задач». С этой целью Сталиным была разработана программа переобучения руководителей партийных организаций всех уровней, которая вскоре стала осуществляться.
Помимо осуществления одобренной тогда программы партийной учёбы, были предприняты усилия для того, чтобы ознакомить широкие массы населения с основными положениями марксизма. В изданный в 1938 году многомиллионным тиражом учебник «История ВКП(б). Краткий курс» был включён написанный И.В. Сталиным раздел «О диалектическом и историческом материализме», в котором вкратце была изложена марксистская теория познания мира и человеческого общества.
Даже в тяжёлых условиях войны в Советской стране в тылу и на фронте не прекращались занятия по изучению марксистской теории, а сочинения Маркса и Энгельса издавались огромными тиражами. Каждый год в стране отмечались дни рождения и смерти Карла Маркса. Издавались его биографии и воспоминания современников об основоположнике научного коммунизма.
Пропаганда идей Маркса расширялась и углублялась и после окончания войны. В 1948 году в стране широко отметили 100-летие со дня выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии». Продолжали издаваться работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, они изучались в высших учебных заведениях.
Однако в феврале 1952 года в своей работе, вошедшей в сборник «Экономические проблемы социализма в СССР», Сталин признавал, что к тому времени далеко не все партийные кадровые работники стали «зрелыми марксистами». Сталин писал: «К нам, как руководящему ядру, каждый год подходят тысячи новых молодых кадров, они горят желанием помочь нам, горят желанием показать себя, но не имеют достаточного марксистского воспитания, не знают многих, нам хорошо известных истин и вынуждены блуждать в потёмках».
В известной степени это объяснялось тем, что массовое изучение фундаментальных трудов Маркса, в которых раскрывались закономерности буржуазного строя, развернулось в Советской стране после крушения капитализма. У многих советских людей невольно складывалось впечатление, что законы общественного развития, открытые Марксом и отражавшие реалии капиталистического общества западных стран XIX века, не имеют отношения к советскому социалистическому обществу, успешно развивавшемуся иным путём. Сталин писал о таких людях, что они «ошеломлены колоссальными достижениями Советской власти, им кружат голову необычайные успехи советского строя, и они начинают воображать, что Советская власть «всё может», что ей «всё нипочём», что она может уничтожить законы науки, сформировать новые законы».
Вскоре после ХХ съезда КПСС были опубликованы постановления Центрального Комитета партии, в которых осуждалось преподавание диалектического и исторического материализма по «Краткому курсу» как проявление «догматизма» и «начётничества». В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 26 июня 1956 года была расширена сеть четырёхгодичных партийных школ. Предложенная постановлением программа обучения выделяла 200 часов на изучение диалектического и исторического материализма. Студентам высших учебных заведений предлагалось изучать эти предметы по трудам Маркса и Энгельса. В 1955 году Институт Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина начал издавать 50-томное Собрание сочинений Маркса и Энгельса, завершив его в 1981 году.
Однако клятвы Хрущёва и его последователей в верности марксизму прикрывали их поверхностное знакомство с теорией научного коммунизма, склонность преувеличивать успехи Советской власти, а фактически игнорирование научного марксистского подхода к анализу общественных процессов. Формальное отношение высших лиц страны к марксизму отражалось и на преподавании теории научного коммунизма. Отличные оценки, полученные на экзаменах, зачастую не означали ни глубокого понимания марксистской теории, ни знакомства с историей этого учения и жизни его создателей.
Лишний раз я в этом убедился 7 ноября 1969 года, когда мы с женой решили показать нашей пятилетней дочке салют над Москвой с Ленинских гор и заодно проехать по украшенным иллюминацией столичным улицам. Жена взяла у своего отца его «Москвич», и мы всей семьёй, а также с детсадовским приятелем дочки Алёшей и его мамой, кстати, кандидатом химических наук, отправились в путь из «хрущёвского» дома на улице Новаторов. Когда мы миновали высокое здание, фасад которого покрывал гигантский портрет Карла Маркса, я назвал детям имя и фамилию человека, запечатлённого на полотне. Тогда мама Алёши задумчиво заметила: «Вот все говорят «Карл Маркс… Карл Маркс…» И почему-то никогда не называют его по отчеству».
Из дальнейших осторожных расспросов стало ясно: учёная дама понятия не имела, что основоположник научного коммунизма родился в Германии, где никогда не существовало «отчеств». Кроме того, оказалось, что женщина не могла вспомнить ни одного произведения Карла Маркса. А между тем, ещё будучи студенткой, она прослушала курс лекций по основам научного коммунизма в институте, а затем в ходе сдачи кандидатского минимума должна была получить по крайней мере удовлетворительную оценку во время экзамена по философии, требовавшего знания марксистской теории.
К сожалению, наша спутница не была единственной в Советской стране, чьи знания о Марксе и марксизме были весьма приблизительными. В немалой степени неглубокое знакомство миллионов людей с научной теорией, которая считалась основополагающей в СССР, в дальнейшем способствовало торжеству буржуазной идеологии.
Маркс в современной России
В ходе развернувшегося более четверти века назад наступления на коммунистическую идеологию изучение марксистской теории в учебных заведениях России было прекращено. Подавляющее большинство книжных издательств перестали публиковать сочинения Маркса и Энгельса. Хотя и ныне на центральной столичной площади возвышается памятник Карлу Марксу, недалеко от храма Христа Спасителя стоит памятник Фридриху Энгельсу, а одна из станций Московского метрополитена именуется «Марксистская», многие люди в нашей стране стали забывать Маркса и Энгельса.
Недавний опрос общественного мнения показал, что лишь 57% населения современной России смогли заявить, что они «определённо знают, кто такой Карл Маркс». 35% предпочли более осторожную формулировку: «Приходилось слышать это имя». Лишь 32% опрошенных согласились с тем, что Маркс был учёным, философом, экономистом, автором книг. В то же время 46% опрошенных заявили: «Нам непонятно, что такое марксизм и в чём состоят его ключевые идеи».
Знания о марксизме вытесняются лживыми сочинениями о Марксе, его жизни и деятельности. Многие авторы уверяют пользователей интернета в том, что Маркс не знал ничего о России, третировал её и ненавидел нашу страну. Разумеется, эти сочинители не ссылаются на активную переписку Маркса с русскими последователями его учения. Они не вспоминают о том, что весной 1870 года Маркс стал секретарём-корреспондентом I Интернационала для России. Обращая пристальное внимание на общественные процессы в нашей стране, Маркс вместе с Энгельсом в своём предисловии ко второму изданию «Манифеста Коммунистической партии» (1882 г.) называли Россию передовым отрядом революционного движения в Европе.
Распространяется и сочинение о происхождении марксизма под названием «Красная симфония». Оно появилось на свет в 1968 году, когда мировая буржуазия была встревожена ростом популярности работ Маркса среди взбунтовавшейся студенческой молодёжи. В нашей же стране эта публикация стала распространяться в дни крушения СССР. В «Красной симфонии» утверждается, что Маркс и Энгельс писали свои труды по заданию финансовой буржуазии с целью дискредитировать промышленные круги капиталистов. Появление же социалистического, а затем коммунистического движения было якобы вызвано желанием финансовых кругов подорвать влияние промышленного капитала.
Эту «тайну» будто бы поведал следователю НКВД Христиан Раковский, один из подсудимых процесса по делу «антисоветского право-троцкистского блока» в марте 1938 года. Авторы издания утверждают, что беседа следователя с Раковским почему-то шла на французском языке, а поэтому на неё был приглашён переводчик. Обрабатывая записанный на плёнку текст беседы, переводчик якобы сумел снять копию для себя, а затем носил с собой этот сенсационный материал и даже захватил его на Ленинградский фронт, где он, будучи офицером, сражался во время Великой Отечественной войны. Когда бывший переводчик был убит, немецкие солдаты обнаружили в его шинели текст, который был обнародован почему-то лишь в Аргентине в 1968 году. Бредовое сочинение «Красная симфония» выдаётся ныне как документ, «разоблачающий» марксизм.
Автор одного из имеющихся в интернете вздорных сочинений пишет о Марксе: «При жизни этот скромный немецкий философ был известен лишь в узких кругах социалистически настроенной интеллигенции». И это сказано о соавторе программного документа «Союза коммунистов» и руководителе Кёльнского рабочего союза в ходе европейской революции 1848 года, а затем основателе и вожде Международного товарищества рабочих (I Интернационала), объединявшего сотни тысяч трудящихся стран Европы и Северной Америки!
Отсутствие подлинных сведений о Марксе способствует тому, что, по данным опроса общественного мнения, лишь 11% населения России связывают имя Маркса с революционным движением. Лишь 26% опрошенных знают о роли Маркса в создании политической идеологии.
Правда о Марксе подменяется словесной трескотнёй, лишённой здравого смысла. В процитированной интернетовской справке о Марксе сказано: «Советские вожди сотворили из него идола и заставили капиталистов внимательно изучить коммунизм, предсказанный бородатым пророком. Акулы бизнеса сделали правильные выводы из его учения, поделившись с рабочими прибылью. Кроме того, в цивилизованных странах полностью ликвидирован пролетариат. Даже самый малообеспеченный гражданин США и стран Евросоюза живёт намного лучше, чем любой зажиточный человек из стран третьего мира. Грязное производство перенесено в Азию, и здесь марксизм находит верных сторонников. Таким образом, Карл Маркс всё же оказал влияние на исторический процесс, хотя и не так, как он предрекал». Этот малограмотный трёп выдаётся за достоверную информацию о научном коммунизме, его создателе и их значении для мировой истории.
200-летие со дня рождения Карла Маркса даёт возможность активно распространять правду о нём и его учении, убедить миллионы людей обратиться к трудам Маркса, его жизни и деятельности. В авангарде этих усилий должны стоять коммунисты. Но для того чтобы донести правду о Марксе и марксизме, коммунисты должны сами совершенствоваться в знании и правильном понимании этой теории.
Как-то французский философ Дени Дидро поставил вопрос: «Будем богатыми или будем казаться богатыми?» Богатства же могут быть интеллектуальными. Однако порой случается, что современному человеку с аттестатами и дипломами, подтверждающими окончание им различных учебных заведений и даже защиту различных диссертаций, лишь кажется, что он на самом деле вооружён теми знаниями, которые должен был приобрести в ходе своей учёбы и последующей трудовой деятельности. Поэтому коммунисты обязаны не ограничиваться поверхностным знакомством с трудами основоположника научного коммунизма.
Нельзя овладеть марксистской философией, диалектическим и историческим материализмом, экономическим учением марксизма, теорией научного коммунизма, не ознакомившись с главными трудами Карла Маркса. Для того чтобы знакомство с ними было глубоким, не следует ограничиваться одноразовым прочтением. Размышляя о том, как «воспитать в духе марксизма-ленинизма» коммунистов, которые «не имеют достаточного марксистского воспитания», Сталин писал: «Я думаю, что систематическое повторение так называемых «общеизвестных» истин, терпеливое их разъяснение является одним из лучших средств марксистского воспитания этих товарищей».
О том, что изучением трудов Маркса Сталин занимался постоянно, свидетельствуют те указания, которые 29 мая 1925 года он направил своим помощникам для подготовки своей домашней библиотеки: «Мой совет (и просьба). Склассифицировать книги не по авторам, а по вопросам». Сталин выделил 30 таких вопросов. Однако труды Маркса, а также Энгельса и Ленина Сталин выделил отдельно. В личной его библиотеке хранились все наиболее значимые труды Маркса, изданные в советское время.
Известно, что в спальне на сталинской даче в Кунцеве имелся книжный шкаф, к содержимому которого Сталин обращался, когда оставался один. На полках шкафа стояли стенографические отчёты съездов партии, некоторые работы Каутского на немецком языке, а также сочинения Маркса, Энгельса, Ленина.
Отношение Сталина к наследию основоположников научного коммунизма — хороший пример для всех нас. Путь к изучению трудов Маркса может начаться со знакомства с его биографией. Кстати, тот же интернет, который содержит немало вздорных сочинений о Марксе и марксизме, может предложить полновесные биографии основоположника научного коммунизма. Среди них можно найти и фундаментальный труд «Карл Маркс. Биография», изданный в «Политиздате» в 1968 году. Помимо жизнеописания, данная книга, написанная коллективом авторов Института марксизма-ленинизма, содержит очерки, посвящённые наиболее значительным работам Карла Маркса. На 60 страницах отдельной главы разобран главный труд Маркса — «Капитал».
Читатели этой, а также многих других серьёзных биографий Маркса узнают о его революционной деятельности, его дружбе и сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом и другими руководителями коммунистического и социалистического движения. Они могут узнать и о семье Маркса, в частности, о его отце. Так что если бы Маркс жил в России, то его звали бы Карл Генрихович.