Консолидация либералов: отчет Медведева и план Кудрина. Информационно-аналитический обзор.
На прошлой неделе в России произошло два знаковых события, которые повлияют на ход подготовки к инаугурации президента и стали фоном для стартующей масштабной выборной кампании в регионах 9 сентября. Премьер-министр РФ Д. Медведев выступил с отчетом перед Государственной Думой, а бывший министр финансов А. Кудрин представил свою программу «развития» РФ. Также экспертами в СМИ активно муссируется тема предстоящей встречи Медведева и Кудрина. Создается впечатление, что перед инаугурацией Путина и формированием нового правительства происходит мобилизация и консолидация либерального лагеря.
Отчет
Медведева: либеральная бессодержательность на фоне
воинственной риторики
Большинство экспертов считает, что отчет Медведева
перед Думой с экономико-структурной точки зрения является совершенно
бессодержательным и оторванным от реальности, однако вызывает интерес с точки
зрения своих идеологических посылов.
Во-первых, Медведев позволил себе (пусть и на словах)
достаточно воинственную по отношению к
Западу риторику, прикрывая ей либерально-рыночной отказ от реально нужных
стране реформ.
Во-вторых, премьер-министр, рапортуя об «успехах»
последних шести лет, фактически ничего
не сказал о планах по развитию страны, тогда как А. Кудрин (ЦСР) представил
соответствующую программу.
Планируемая
встреча Кудрина и Медведева
Как известно из ряда сообщений в СМИ премьер-министр
Дмитрий Медведев планирует встретиться с бывшим министром финансов России, а
ныне председателем совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексеем
Кудриным и сотрудниками этой организации.
Предварительно встреча запланирована на 17 апреля.
Запланировано
участие в этой встрече первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего в
правительстве финансово-экономический блок, и министра финансов Антона
Силуанова. Главной темой станет
обсуждение реформы государственного
управления.
ЦСР должен представить свое видение реформы. Согласно
информации портала РБК, источник агентства в аппарате правительства рассказал,
что Кудрин и Медведев уже встречались "некоторое время назад", после чего
"договорились поговорить пошире".
Эксперты отмечают, что тема разговора Медведева и Кудрина будет крайне острой, так как в
повестке дня: сокращение чиновничьего аппарата и их затрат. В целом можно
сказать, что изменение положения
чиновничьего класса, а затем и пенсионеров, станет ключевым внутриполитическим
трендом на ближайшую перспективу.
Также эксперты отмечают, что новый этап «раскрутки»
Кудрина происходит с помощью ТАСС.
Стратегия
Кудрина
Алексей Кудрин представил с помощью ЦСР стратегию
развития страны на 2018-24 годы.
Она включает в себя семь приоритетов:
1. «Важен каждый»
2. «Страна возможностей»
3. «Технологическая революция»
4. «Мировая экономика»
5. «Государство для граждан»
6. «Развитие городов и регионов»
7. «Защита и справедливость»
Стратегия представлена одновременно с отчетом
правительства.
Сопоставив два опубликованных сегодня документа –
краткое резюме проекта Стратегии развития России в 2018-2024 году от ЦСР и
отчет о результатах работы Правительства России за 2012-2017 годы, - можно
сделать несколько обобщений.
Перечень ключевых показателей проекта стратегии в
основном заимствован из Послания Президента ФС РФ, хотя в некоторых случаях
немного в переформулированном виде:
•Повышение
пенсионного возраста.
•Снижение
доли государства в экономике.
•Снижение
контрольных функций государства.
•Реформа
судебной системы.
•«Интенсификация
экономики за счет частной инициативы»: 40 % ВПП от МСП.
•Привлечение
иностранного капитала для приватизации;
•Тотальная
цифровизация и фактическая ликвидация существующего госаппарата.
Эксперты отмечают, размещенный на сайте ЦСР отчет,
остается менее конкретным, чем озвученные в Послании Федеральному Собранию меры
и ранее принятые государственные документы (например, Указ Президента «Об
основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» или
дорожная карта проекта реформирования контрольно-надзорной деятельности).
Фактически
за «мишурой» из различных красивых фраз и заявлений программа Кудрина
подразумевает:
1)Резкое
уменьшение социальной ответственности государства: официальное внедрение
социал-дарвинизма, включая коммерциализацию всего и вся, повышение пенсионного
возраста и т.д.;
2)Практически
полный уход государства из экономики;
3)Создание
«цифрового концлагеря» для граждан РФ и фактические уничтожение госаппарата РФ.
Традиционно в программе Кудрина отсутствует поддержка
реальной экономики, государственные инвестиции в производство, введение
прогрессивной шкалы налогообложение и т.д.
Резюмируя, можно сказать, что план Кудрина – это план
ТНК и наиболее завязанных на Запад российских олигархов.
Критика
концепции реформы госуправления по Кудрину[1]
За основу предлагаемых изменений в структуре
госуправления РФ ЦСР взят опыт Великобритании с концепцией «правительство как
платформа» и Эстонии с концепцией цифрового правительства X-road. Также
упоминались Финляндия, Малайзия и Сингапур. Предложения ЦСР увязали воедино
структурные изменения экономики, включая пенсионную реформу, бюджетные расходы
и налоговый маневр, реформу госаппарата и построение «цифрового государства».
Центром действительно была проведена большая работа по анализу, построению
корреляций и выработке предложений.
Если отбросить лишнее, то предлагается создать единую
цифровую платформу управления, чтобы консолидировать и повысить эффективность,
которую возглавит «стратегический» первый вице-премьер. Такое решение позволит:
сократить госслужащих на треть как лишних посредников
между гражданином и государством в цифровую эпоху,
создать конкуренцию среди чиновников за счет
стандартизации выполняемых функций, оценки их работы кадровыми службами и
гражданами,
разделить регулярное (отраслевое) и проектное
(национальное) управление за счет введения прозрачных ключевых показателей
эффективности,
делегировать часть государственных услуг бизнесу для
сокращения государственных расходов,
увеличить инвестиции в человеческий капитал за счет
высвобождения государственных средств в результате реформы.
Как таковое понятие «цифрового госуправления» появилось
в 90-х годах в целом ряде стран. «Умное правительство» должно обеспечивать
удобство общения граждан с государством и привлечение жителей к планированию
развития страны или региона. Лидерами являлись Британия и Канада. Появлению
концепции умного правительства предшествовал ряд более ранних предпосылок. Многие ранние идеи имели отечественное
происхождение и являлись влиянием достижений социализма на граждан
капиталистических стран.
Если обобщить, то любое управление строится на трех
китах: скорость прохождения решения, планирование (включая постановку целей),
исполнительская дисциплина.
Первое и последнее в СССР решалось путем создания
партийной надстройки в экономике. Партия контролировала хозяйственников. В
Союзе экономика была централизована и прохождение решения по огромной структуре
имело наивысший приоритет, инструментом донесения важности решений на местах
являлся партийный актив. Планирование, в усеченном смысле народного управления,
должны были выполнять Советы народных депутатов различного уровня, которые
являлись посредником между гражданами и органами исполнительной власти.
Все три кита управления приобрели новое значение при
развитии сначала компьютеризации (персональные компьютеры), а затем интернета
(как единого информационного пространства) и высокоскоростных сетей передачи
данных.
Управление реформировалось параллельно развитию
компьютерной техники. Основная идея компьютеризации и интерактивного общения в
управлении – развитие компьютерной техники позволяет исключить посредников в
общении между гражданами и государством (убрать Советы народных депутатов,
экспертные сообщества и общественные палаты) и привлечь граждан к формированию
кратко- и среднесрочных целей, а также к контролю их исполнения.
Следует
отметить, что программа «Электронное правительство» на федеральном уровне в
России, наоборот, подразумевает создание большего количества посредников в виде
экспертных сообществ и общественных палат, что, возможно, имеет смысл на
верхнем уровне государственного управления, но при рассмотрении муниципальных
структур (особенно уровня район,
село, дом и т.п.) или органов самоуправления (ТСЖ или совет дома) теряет экономическое и политическое
значение.
На примере муниципального транспорта в Англии покажем
некоторые требования к реестру контрольных показателей муниципального
управления. Такие требования играют роль скелета будущей автоматизированной
системы. Управление развитием транспорта в Англии строится на 3 циклических
шагах:
- Аудит, который анализирует карту доступности
транспорта и определяет ключевые зоны улучшений;
- Планирование, которое целостно и иерархично: 6
стратегических целей – 1 сводный показатель отчетности - локальная детализация,
которая вводится местными властями, но обязана сочетаться со стратегическими
целями;
- Контроль исполнения показателей, сроков и бюджетов.
Из примера видно, что подход к развитию базируется на
наглядности (карта) и целостности структуры управления, которые способствует
выбору понятных и популистских (выборы никто не отменял) показателей развития
транспорта. Карта доступна критике общественности, то есть выполняется
требование интерактивности.
При этом
Кудрин и ЦСР не предложили ничего нового с точки зрения основ управления. Все
их основные управленческие идеи устарели до начала их реализации.
Реализация
реформы по Кудрину не уменьшит, а увеличит расходы государства, так как без
изменения модели управления управленческая надстройка только
"осваивает" средства, а количество чиновников растёт. Экспертами ЦСР вообще
не было показано, как граждане участвуют в управлении, что предусмотрено всеми
современными концепциями "умного правительства", что отличает
современное представление о муниципальном управлении от дореволюционного в
России.
Отсюда мы можем еще раз предположить, что идеи «прорывных технологий» в проекте
Кудина представлены «для отвода глаз» и прикрытия ликвидационных планов по
лекалам Гайдара-Чубайса».
НЕКОТОРЫЕ
ВЫВОДЫ
1)В
настоящий момент наблюдается активная мобилизация
и консолидация ультралиберальной части российской элиты, которая нацелена
на получение фактической полноты власти в РФ во время нового строка В. Путина;
2)В
этом плане синхронизируются действия Д.
Медведева и А. Кудрина, анонсированная
встреча которых предполагает фактический формат правительственного совещания;
3)При
этом Медведев сейчас выступает как некая
политическая фигура с «патриотической» риторикой (пример – отчет-«пустышка»
в Думе), а Кудрин принимает на себя роль
«нового Гайдара» и «берет на себя» программные предложения по существу;
4)И Кудрин, и
Медведев в своих заявлениях и документах демонстрируют весьма низкий уровень
содержательной мысли, однако в программе ЦСР четко постулируются: а) резкое
уменьшение социальной ответственности государства: официальное внедрение
социал-дарвинизма, включая коммерциализацию всего и вся, повышение пенсионного
возраста и т.д.; б) практически полный уход государства из экономики; в)
создание «цифрового концлагеря» для граждан РФ и фактические уничтожение
госаппарата РФ.
5)При
этом «прорывные» идеи ЦСР (Кудрин,
Греф и т.д.) по реформе госуправления на
самом деле являются крайне слабыми и ведут к увеличению расходов государства,
отчуждению граждан от управления и т.д. (фактически повторяется «реформа
электроэнергетики по Чубайсу, обещавшего, что после расчленения РАО ЕЭС цены на
электричество понизятся);
6)Идеи «прорывных
технологий» в проекте Кудина представлены «для отвода глаз» и прикрытия
ликвидационных планов по лекалам Гайдара-Чубайса».
7)По
большому счету программа ЦСР
представляет собой проект уничтожения «инфраструктуры» российского государства
и добивания реальной экономики РФ, а также социального геноцида под
прикрытием «красивых фраз» и весьма низком профессиональном уровне экспертов
ЦСР;
8)В целом, «консолидация
либералов», идущая на фоне мощного санкционного давления на РФ и активизации
«семейно-олигархических кланов», действующих в прямой увязке с их западными
покровителями (в этом контексте имеет смысл рассматривать и критику со
стороны «титанового» ВСМПО АВИСМА проекта чувствительного для Вашингтона ответа
Москвы на американские санкции), представляет
собой серьёзнейшую опасность для России;
9)В
этих условиях КПРФ имеет смысл резко
активизировать свою экспертную деятельность и попытаться навязать свою, принципиально
отличную от либералов повестку. Но для этого нужно не простое повторение
«10 шагов Зюганова» и «20 шагов Грудинина», а свежий и модернизированный для
нужд регионов пропагандистско-программный продукт, с который партия пойдет на
выборы 09 сентября.
Обзор подготовили: А.М.Богачев, С.П. Обухов, доктор политических наук
Отдел
ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр
исследований политической культуры России
[1] На основе материалов сайта SOLARU.