Публицист Иван Мизеров: О примирении
Примирение. Очень часто в последние годы мы слышали это слово. Ну а сейчас, в год столетия Великого Октября, слышим его и вовсе едва ли не беспрерывно. Примирение между красными и белыми, которое завершит, наконец, якобы длящуюся едва не по сию пору Гражданскую войну и возвратит единство странным образом расколовшейся отечественной истории. При этом нас пытаются убедить, что дело – оно сугубо и исключительно в истории – и ни в коем случае не в политике (хотя те или иные деятели, сопричастные “примирительным” проектам, всё чаще и чаще проговариваются).
Дражайшие господа, позвольте вам не поверить. Устремляя взор в прошлое, мы можем увидеть и феодальную гражданскую войну Василия Тёмного против Дмитирия Шемяки с братом, расколовшую и ослабившую Русь до того, что её едва не разорили вновь, как при Батые, татары. Можем поспекулировать на тему примирения сторонников и противников Лжедмитрия или, если недостаточно только вопроса о власти, то идейного и в рамках эпохи даже идеологического спора никониан и старообрядцев середине XVII века. Там были и внутренние вооруженные столкновения, и жестокие репрессии, и радикальная перемена во внутренней жизни, культуре и самосознании для огромного числа людей, и даже эмиграция. Однако памятник в ноябре этого года (а именно 4-го числа – совершенно случайно ровно за три дня до юбилея Октябрьской Революции) будут устанавливать именно “примирению” красноармейца в буденновке и поручика-добровольца. Потому что это актуально – актуально политически. Шемяка интересен любителям отечественной древности и учёным, спор красных с белыми – правящему классу.
Любопытна вообще сама постановка
вопроса. Кто столь авторитетно и полно обследовал общественное мнение, так
ясно увидел раскол в народных массах, что вынес вердикт – нужно срочно
мириться? Есть ли вообще прецеденты чего-нибудь в этом духе в других странах
мира. В конце концов, не только в России была гражданская война – а мы ведь
теперь так любим ссылаться на зарубежный опыт. Но есть ли он? Существуют ли
памятники или хотя бы поддерживаемые и финансируемые государством проекты
памятников примирения, например, роялистов и круглоголовых в Англии, есть ли
памятник братающимся солдату Конвента и эмигранту из корпуса Конде во Франции,
есть ли нечто такое в Китае, есть ли в Испании с их более близкими к
современности революциями? Нет? Не может быть! И как же они все живут там без
примирения – надо только удивляться…
Давайте посмотрим, что вообще было сделано в рамках “примирения”? Бросим самый беглый взгляд – и узнаем, что именно под этим соусом подавалась установка памятного барельефа фельдмаршалу Маннергейму, что именно это самое “объединение нации” было одной из причин и в случае с доской адмиралу Колчаку. И плевать на мнение блокадников, плевать даже на действующие законы. Потому, как всем в нынешней РФ известно: если нельзя, но кому-то значительному очень хочется, то можно.
Собственно, а кому хочется?
Во-первых, конечно, господину Мединскому и стоящему за ним крылу власти,
пытающемуся в экстренном порядке придумать… нет, не идеологию, конечно, а то,
что позволит как-то без неё обойтись. Ведь людям же нужно объяснить, почему,
несмотря на отсутствие денег у них и явное присутствие денег (закрадывается
смутное подозрение – а не тех ли самых) у “элиты”, они должны держаться! В
качестве модели избрана довольно старая концепция “осаждённой крепости” –
кругом угрозы и недруги, нужно сплачиваться. Конечно же, под нашим
руководством. А кто не желает, тот сам враг и предатель. В известной степени
это пока работает, но есть и помехи. Вещи, которые не дают эксплуатируемому,
даже и безграмотному идейно, даже с находящемся на низком уровне классовым
сознанием, слиться воедино с эксплуататором. Экономика, политика – это всё
довольно сложно, но есть очевидные вещи, есть то, что бросается в глаза,потому что и должно в них бросаться. Символы. Они у них разные. И разные герои…
А кто ещё финансирует, кто, так сказать, заказывает примирение, кроме государственных и полугосударственных структур? Здесь всё достаточно ясно было изложено министром культуры Мединским. «Для нашей страны это был драматический период, когда рушился один мир и строился совершенно новый. Это было жестокое противостояние красных и белых. И сегодня, спустя сто лет, многие соотечественники, оказавшиеся в то время и не всегда по своей воле за рубежом, говорят о том, что важно прийти к примирению. Поэтому мы открываем памятник примирения в Крыму, поэтому мы восстанавливаем память о героях Первой Мировой войны, оказавшихся по другую строну баррикад», — озвучил свою позицию Владимир Мединский.
И действительно активнее всех в любое подобное “памятнику примирения” начинание включается такая, например, организация, как Международный совет российских соотечественников. Официально это, цитирую “крупное всемирное объединение организаций российских соотечественников, включающее в свои ряды 137 организаций из 52 стран мира” – т. е. теоретически, появившись в 2001 году, Совет должен был активно (и это прописано в его Уставе) консолидировать русскую диаспору за рубежом, способствовать усилению её культурных позиций, престижу и распространению русского языка за рубежом – одним словом выступать в качестве той самой “мягкой силы”. Но видно ли, слышно ли хоть раз было этот замечательный Совет в домайданной и постмайданной Украине, где, собственно, находится крупнейшая в мире русская диаспора? Видно ли его в других республиках бывшего СССР, например в Прибалтике с её негражданами? Нет. У господ-руководителей были более важные и интересные дела.
А кто они, к слову? Кто
руководит этим Советом? Почётным председателем является граф П.П.Шереметьев,
первым заместителем председателя – князь Н.Д.Лобанов-Ростовский. Именно они напару подали инициативу (тут же поддержанную РГВИО Мединского) об установке
монумента примирения. Активно выступил в поддержку “памятника примирения” и Предводитель
Российского дворянского собрания Олег Щербачев. Попутно, правда, видимо тоже в
порядке примирения, предложив снести несколько других памятников советской
эпохи…
Но хорошо, положим, Щербачёв – это такой отдельно взятый и ничуть не выражающий общего мнения радикал. Допустим, что это только мы, красные, такие ретрограды, что не готовы, даже и через десятилетия, жать руку предателям и преступникам. А вот совесть нации в лице обслуги как нашего олигархата, так и зарубежных доброжелателей, уже давно преодолела в себе подобную косность и сейчас готова принять и признать заслуги Ленина, Сталина, или, скажем, Молотова? Едва ли нужно продолжать эту мысль. Та массовая, совершенно карикатурная, как у чёрта при виде креста, истерика, что произошла с либералами в связи с установкой в МГЮА памятной доски Сталину, да и масса других фактов слишком наглядно расставляют всё по своим местам.
Стоит только не родовитым заграничным спонсорам, а местным жителям того или иного из российских городов заговорить об установке нового памятника деятелям советской эпохи, которые они даже сами готовы полностью, без государственного костыля, оплатить и поставить, как появляются замечательные люди. Появляются лично присутствовавшие при расстреле царской семьи и получившие ввиду того чудовищной силы моральную травму, появляются невинно репрессированные и, надо полагать, воскресшие, как ангелы мщения, граждане с до того воспалившейся совестью, что, кажется, дело дошло до ампутации, и начинают строчить жалобы. Появляются и начинают кричать про кровавого тирана, появляются и играют один и тот же нудный спектакль с заламыванием рук и призывом богов и людей в свидетели их негодования. Всё это как ничто другое символизирует готовность к примирению. Иногда доходит вовсе до смешного. Меткое народное словцо уже давно сравнивает либералов с вампирами – как вторые не способны зайти в пределы очерченного мелом или насыпанного солью круга, так первые не в силах проникнуть туда, где их может встретить взгляд Вождя народов.
Но в сторону юмор – потехе час. Что же мы имеем в итоге? Одна сторона, оказывается, должна примиряться с тем, что её идеалы, её героев, её победы втаптываются в грязь, что возвеличиваются имена её врагов, что выписываются индульгенции предателям, а другая – лишь с благодушной и чуть снисходительной улыбкой наблюдать за этим процессом, изредка с ленцой кивая: продолжайте мол. Так можно ли говорить о примирении? Что это за примирение, когда одна сторона ничего не прощает, ничего не забывает, ни от чего не отказывается, а другая прямо обязана отречься от всего и принять все условия? Нет, не примирения, а безоговорочной капитуляции желают добиться от всех тех, кому дорога память об СССР, кто и сейчас, спустя четверть века, чувствует себя сопричастным к великой советской стройке, тех, кто на дальней и тайной полке души хранит в робком ожидании, как некоторые, в самом деле, хранят ещё партбилет, звание, выше которого не придумать – Советский Человек. Вот он должен исчезнуть! Должен слёзно, в ногах покаяться за самое своё существование, за то, что так напугал тех, кто именовал себя господами – и своих, и пришедшую на наши просторы с мечом “расу господ”. Извиниться за то, что их победил. За то, что смог без них отстроить индустрию и полететь в космос. И нет, не мира с ним хотят – а тихого и максимально скорого его исчезновения.
Они бы его истребили физически, если бы можно было. Да только – вечная беда всех привилегированных и креативных, всех прогрессивных и интеллигентных, это же большая часть народа – нельзя. Нельзя! Некем тогда будет руководить, не из кого извлекать доход! Обидно! Досадно! Не тот народ. Ну вот не тот и всё! Или не всё? А если стереть, убрать всё советское с улиц и площадей, из культуры, литературы, из истории, убрать памятники, то вдруг оно и из головы у людей исчезнет? Ведь бытие определяет сознание. Они это помнят, они ещё в хороших советских школах и ВУЗах учились. Не будет ничего советского в бытии людей, а там и из сознания оно выветрится, а?
Нет! Нет!!! Потому как столкновение и спор красных и белых – это не случайность истории, это не грызня двух (или более) кланов за власть, после которой действительно можно через пару поколений забыть об этом и примириться. Это вопрос выбора. В том числе и личного. Выбора, актуальность которого не прошла. А если прошла, то нет смысла мириться, потому как некому и не с кем. Потому и нет памятников примирения ни во Франции, ни в Китае. Во Франции сейчас нет сторонников Старого порядка с его феодальными привилегиями и абсолютным монархом у власти. За исключением, быть может, пары десятков маргиналов на страну это сейчас для них не актуально. Их революция победила – и страна отмечает её победу каждый год в День взятия Бастилии. А вот если в каком-то безумном кошмарном сне Старый порядок станет реальной альтернативой, если он вернётся на повестку дня – вот тогда эта тема воскреснет, но результатом станет не примирение, а бескомпромиссная борьба. Победила революция и в Китае – и там тоже не с кем мириться, разве только с Тайванем. Но и в этом случае вопрос в действительности стоит сейчас совершенно иначе. И невозможно представить себе совместный монумент Мао и Чана Кайши, при том, что они, в отличие от наших красных и белых, даже были вынуждены сотрудничать в деле отражения японской агрессии.
И у нас все годы существования
СССР тоже было неактуально это самое “примирение”. Стоило физически уйти живым
участникам Гражданской, стрелявшим друг в друга, помнившим смерти и кровь, как
тема себя исчерпала. И в Союзе легко могли появиться замечательные фильмы с
бравыми и благородными гардемаринами и гусарами в качестве главных героев (к
вопросу о якобы порвавшейся, как воздушный шарик, истории России), а уже в
Великую Отечественную награждали героев орденами имени князя Александра
Невского и даже подавлявшего по указу Екатерины II крестьянское восстание Суворова. Народ свой
выбор сделал, и вот с ним можно было примириться или не примириться и дойти
в итоге до службы самым страшным врагам собственного Отечества, как это сделали
многие из тех, кто якобы жизнь готов был положить за Единую и неделимую, в
1941-1945 или уже после Второй Мировой, служа американцам и ЦРУ.
У нас произошла великая трагедия –
страшная, возможно одна из самых страшных в мировой истории вообще – в 1991
году пала наша Держава. Контра,конечно же, совсем не та, что была в
1917-1920, но всё же, взяла верх. И, опять же, с этим фактом мы можем или
примириться, как этого хотелось бы властям, всем и всяческим господам, и тем,
кто господами не является, но очень хочет быть. А можем не примириться. Не
смириться с тем, что вопреки воле миллионов и даже естественному ходу,
поступательному движению истории нас вернули всей страной назад, сделали опять
насущным вопрос, решённый ещё в начале XX века. Только вот контрреволюция – это тоже не
навсегда. В 1815 году во Франции были реставрированы на штыках коалиции
европейских монархов Бурбоны, и за пение Марсельезы можно было оказаться на
плахе. А сейчас это вновь национальный гимн. И да, тогда тоже было актуально
примирение: французов, бившихся и побеждавших под трехцветным знаменем,
пытались примирить с тем, что ими опять будут править бежавшие и сражавшиеся
вместе с врагом и против своей Родины люди, которых они неоднократно громили.
Пытались примирить начинавшего ещё при якобинцах солдата, ставшего при
Бонапарте офицером, с приехавшим в Париж в обозе принцем в напудренном парике,
который теперь станет ему приказывать. Пытались примирить
землевладельца-феодала, который снова вступил в свои права (о, это опять же всё
чаще слышимое слово реституция), и крестьянина, который снова превращался в
полунищего арендатора. И там тоже любили говорить о единстве нации во имя
короля и Господа. Не вышло…
Не выйдет и у нас!