Юрий Афонин – главе Счётной палаты: Покупка своего жилья стала для большинства семей недостижимой мечтой. Стоило ли отменять льготную ипотеку?
В ходе сегодняшнего отчёта Счётной палаты перед российским парламентом первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Ю.В. Афонин задал председателю Счётной палаты Б.Ю. Ковальчуку вопрос о ценах на жильё и программах льготной ипотеки.

Юрий
Вячеславович
Юрий Вячеславович напомнил, что в 2024 году Счётная палата провела аудит использования в 2021-2023 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования. Палата рекомендовала рассмотреть вопрос о нецелесообразности продления после 1 июля 2024 года программ льготной ипотеки, так как пришла к выводу, что эти программы привели к резкому увеличению стоимости жилья на первичном рынке.
По итогам 2024 года доля льготного кредитования резко упала, однако стоимость жилья не только не уменьшилась, но, хоть и медленно, но продолжила расти.
В результате, сказал Юрий Афонин, для подавляющего большинства жителей нашей страны решение жилищного вопроса через покупку своего жилья остаётся недостижимой мечтой.
Депутат-коммунист спросил: считаете ли вы, что выводы Счётной палаты, сделанные по итогам аудита поддержки рынка ипотечного кредитования, по-прежнему актуальны? Убеждены ли вы, что именно программы льготного ипотечного кредитования являются главным фактором роста цен на жильё?
Председатель Счётной палаты в своём ответе привёл следующие цифры: на первичном рынке жилья в 2019-2022 годах цены выросли в 2,2 раза. По его мнению, действие льготных ипотечных режимов оказало на этот рост цен большое влияние. Он также рассказал о расходах госбюджета на финансирование льготной ипотеки: за три года – 2021-й, 2022-й и 2023-й – расходы составили порядка 650 млрд. рублей, за один 2024 год – уже более 1,1 трлн. рублей, а на 2025 год запланированы 1,25-1,3 трлн. рублей, что сопоставимо со всем объёмом дефицита бюджета. Этими данными Борис Ковальчук и обосновал рекомендацию Счётной палаты прекратить реализацию льготных ипотечных программ.
Но действительно ли главным фактором роста цен на жильё стала именно льготная ипотека? Если бы это было так, то в период после 1 июля 2024 года в результате резкого сокращения выдачи льготных ипотечных кредитов цены на жильё должны были бы существенно упасть. Однако этого не произошло, более того – цены продолжили расти! Да и стремительный рост цен на жильё в предшествующие годы не выглядит обоснованным. Никакие факторы производства в эти годы не подорожали в разы. На самом деле строительный бизнес в погоне за сверхприбылями просто резко вздул цены на жильё, пользуясь тем фактом, что спрос населения на жильё поддерживается льготной ипотекой. А государство позволило капиталистам задрать цены до небес, хотя должно было бы вмешаться и ограничить аппетиты строительных магнатов.
В результате сейчас в России одновременно имеют место и очень высокие цены на жильё, и очень невыгодные для заёмщиков условия ипотечного кредитования. А большинство российских семей не имеет никаких шансов решить свои жилищные проблемы, что, конечно, самым пагубным образом отражается на демографической ситуации.
Таким образом, российское буржуазное государство никаким образом не смогло обеспечить доступность жилья. Программы льготной ипотеки привели к дикому скачку цен и обогащению строительных капиталистов и банков, выдающих кредиты. Но и обвальное сокращение льготного кредитования тоже не принесло гражданам ничего хорошего: цены на жильё остались заоблачными, а его покупка стала ещё менее доступной.
Всё это делает чрезвычайно актуальными меры, которые предлагает КПРФ в своей Программе Победы. Главная среди них – воссоздание системы получения молодыми и многодетными семьями бесплатного жилья от государства.