17 июля с Днем морской авиации!
17 июля 1916 года над Балтийским морем четыре русских гидросамолёта вступили в бой с четырьмя немецкими самолётами – и одержали победу. Этот день отмечается ныне как День морской авиации.
В НЕБЕ И НА МОРЕ
Морская авиация начиналась не с огромных авианосцев и палубных истребителей. С началом Первой мировой войны в строй становились и мирные «купцы», пароходы Российского общества пароходства и торговли, РОПиТ. Один из них, пассажирский «Император Николай I», вооружили шестью 120-миллиметровыми орудиями, двумя 47-миллиметровыми, и двумя пулемётами. А, главное, оборудовали восемь мест для гидросамолётов и механизмы для их спуска на воду и подъёма на борт – и нарекли этот пароход гидрокрейсером.
Пароход подходил к турецкому берегу, спускал на воду гидросамолёты – а они уже проводили и разведку, и бомбардировку, и поиск подводных лодок – с высоты они были видны в морской глубине. А после выполнения задания гидросамолёты поднимали на борт парохода.
И вот однажды пароход спустил на воду гидросамолёт М-9 конструкции Григоровича, с экипажем из лейтенанта Михаила Сергеева и унтер-офицера Феликса Тура с заданием провести разведку и фотосъёмку турецких позиций.
Лётчики задание выполнили, но на обратном пути осколок пробил бензобак, и им пришлось садиться вне зоны видимости со своего гидрокрейсера. Радио на самолётах в то время не было, оповестить своих они не могли. Выждав условленное время, пароход ушёл в родной порт, а лётчики остались игрушкой моря. И тут их заметили турки и послали шхуну за раненым самолётом. Но экипаж на последних каплях бензина смог запустить мотор и повести самолёт по воде – в атаку на шхуну, выпустив по ней несколько очередей из штатного пулемёта! Не ожидавшие такой реакции турки под прицелом пулемёта погрузились в шлюпку и на вёслах поплыли к берегу.
А Сергеев и Тур перебрались на шхуну, перенесли туда всё, что могли снять с самолёта, а самолёт затопили. И поплыли к родному берегу.
Почти неделю длилось их путешествие – без запасов пищи и воды, преодолевая штиль и течение они всё же смогли переплыть море и вернуться домой. Лейтенант получил Георгиевское оружие, а унтер-офицер – Георгиевский крест IV степени.
Михаил Михайлович Сергеев сразу же принял Советскую власть, стал начальником воздушного флота Чёрного и Азовского морей, заместителем начальника ВВС Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Работал начальником на Севере, затем инженером на артиллерийском заводе. Великую Отечественную войну встретил в звании лейтенанта, окончил – в звании подполковника. Стал профессором, преподавал в МВТУ им. Н.Э. Баумана. И умер в 1974 году, успев увидеть космический полёт лётчика морской авиации Юрия Гагарина.
«Я служил в рядах морских лётчиков флота и горжусь этим» – написал Гагарин на своей книге «Дорога в космос», передавая её в Музей Северного флота. Он служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии, который базировался в заполярном гарнизоне Луостари (Корзуново). И эту службу избрал сам Гагарин – как выпускник-отличник, имеющий право выбора.
В день профессионального праздника я желаю морским авиаторам, наследникам славы Сергеева и Гагарина, крепкого здоровья, успехов в службе, радости и любви в семье. Пусть море всегда будет спокойным, а небо – чистым!
С праздником, товарищи!
Руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе РФ,
Председатель ЦК КПРФ
Г.А. Зюганов.