Юрий Афонин: Повышение тарифов на проезд по автодорогам ставит под угрозу и уровень жизни граждан, и экономический рост
Госкомпания «Автодор» подняла тарифы за проезд по платным дорогам. Новость комментирует первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Ю.В. Афонин.
Юрий
Вячеславович
Компания «Автодор» утверждает, что повышение составило в среднем 8%, однако корректность выведения этой усредненной цифры вызывает сомнения. Ведь на многих участках цены подскочили на 15-25%.
Приведу ряд примеров:
- На 25% выросла стоимость проезда на участках М-3 в Калужской области.
- На М-4 «Дон» тарифы выросли на 6-20%. Например, на обходе Воронежа – на 20%, на Дальнем Западном обходе Краснодара – на 16,7%.
- На ЦКАД цены на всех участках поднялись в среднем на 14–15%.
- На М-1 тариф на платном участке увеличился на 13,3%.
- На М-11 от Солнечногорска до Твери цена увечилась на 12,5%, от Клина до Твери – на 20%.
«Автодор» указывает, что повышение тарифов производится «в связи с инфляционным процессом». Но давайте посмотрим на официальные данные об инфляции. За 2023 год – 7,42%. Текущая инфляция в пересчете на год сейчас оценивается примерно в такую же величину. Так почему же цены на проезд по многим важнейшим участкам дорог поднимают на 15-20-25%?
Кстати, в 2023 году доходы «Автодора» от сбора платы за проезд выросли на 44,9% – до 80,18 млрд руб. Это на 5 млрд руб. больше, чем планировалось. Сравните: рост экономики в целом составил 3,6%, а сборы за проезд подскочили почти на 45%. Очевидно, что компания, мягко говоря, не бедствует.
Да, рядом с платными дорогами есть бесплатные альтернативные маршруты. Но они зачастую откровенно плохи и с точки зрения дорожного покрытия, и с точки зрения пробок. Кроме того, бесплатные маршруты, как правило, значительно длиннее. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» допускает, что бесплатный маршрут может быть в три раза длиннее платного!
А вице-премьер Марат Хуснуллин на днях заявил, что в обозримом будущем планируется увеличить протяженность платных дорог в три с лишним раза – с 3 тыс. до 10 тыс. км.
Максимально свободное и недорогое перемещение по стране грузов и людей – это важнейшее условие экономического роста. Хочу напомнить, что правительство Евгения Примакова и Юрия Маслюкова в свое время смогло обеспечить рекордный в постсоветской истории экономический рост именно потому, что, несмотря на гораздо более высокую, чем сейчас, общую инфляцию, жестко ограничило рост транспортных и энергетических тарифов.
Мы доведем до исполнительной власти свои аргументы против такого повышения тарифов. Без ограничения аппетитов монополий устойчивый экономический рост просто невозможен. А этот рост необходим и для повышения уровня жизни наших граждан, и для победы в той борьбе, которую ведет сейчас наша страна.