Дмитрий Новиков на радио «Говорит Москва» про национализацию, слова Г.А. Зюганова о шинелях и восстановление памятника В.И. Ленина на Крещатике
Построение новой Украины – это долгий процесс и его следует разделить на несколько этапов. Об этом шла речь 6 апреля в программе «Умные парни» на радио «Говорит Москва».
Для эффективного ответа России на давление Запада необходимо принять рецепты, предложенные коммунистами. Первый среди них – национализация стратегических отраслей экономики и поддержка населения. Об этом в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил заместитель Председателя ЦК КПРФ Д.Г. Новиков.
Беседа в студии началась с новости о смерти В.В. Жириновского. Ведущая Евгения Волгина привела результаты голосования радиослушателей, где оценки роли лидера ЛДПР разделились. По словам Дмитрия Новикова, Жириновский занял своё место в политической истории России: «Я не считаю ЛДПР партией одного человека. У неё есть свой актив и свой электорат, путь и не такие большие, как у КПРФ. Однако в глазах избирателей партия ассоциировалась прежде всего с именем Жириновского. Для людей, которые его поддерживали, сегодня тяжёлый день. Давайте выразим им соболезнование». От дальнейшего обсуждения фигуры Жириновского Дмитрий Новиков отказался, напомнив, что, когда человек уходит из жизни, о нём говорят либо хорошо, либо никак.
Далее разговор коснулся спецоперации на Украине. Ведущая обратила внимание на выступление Председателя ЦК КПРФ перед членами молодёжного парламента. Геннадий Зюганов отметил, что, если задачи спецоперации по денацификации и демилитаризации не будут выполнены, молодым людям придётся надеть шинели.
Дмитрий Новиков подчеркнул, что Г.А. Зюганов привык смотреть на вопросы комплексно. Ещё в 2002 году в книге «Глобализация и судьба человечества», размышляя о месте России в мире, Геннадий Андреевич призывал определиться с ролью нашей страны. Уже тогда он подчёркивал, что глобализация приобрела империалистический характер. Эта глобализация по-американски была призвана выстроить всех в пирамиду подчинения во главе с США. В таком однополюсном мире никто другой не мог претендовать на лидерские позиции.
Г.А. Зюганов не раз отмечал, что, если Россия будет вписываться в эту систему – а такие настроения были сильны в 1990-е годы – новые испытания стране гарантированы. Если же Москва начнёт говорить о защите своих национальных интересов, это вызовет сильное внешнее давление – информационное, экономическое, военное. В этой ситуации неизбежно обострится выбор – покориться, приняв роль третьестепенной державы, либо бороться за свои права и своё будущее.
Прогноз Зюганова подтвердился. Сложилась ситуация, когда Запад хочет уничтожить не только нашу экономику, но и русскую культуру. «Для врагов России это чужеродный элемент, от которого они хотели бы избавиться. А это значит, избавиться от всех нас, - заявил Новиков. - И в своём выступлении перед молодёжным парламентом Зюганов имел в виду конкретную вещь: либо операция будет проводиться последовательно и достигнет целей, либо она окажется свёрнута под давлением тех или иных обстоятельств. Но тогда уже в недалёкой перспективе реализуются худшие сценарии. И тем ребятам – сегодняшним студентам – придётся надевать шинели и отстаивать независимость страны с оружием в руках. Спецоперацию на Украине Г.А. Зюганов рассматривает как возможность избежать этих худших сценариев».
Евгения Волгина поинтересовалась, считает ли её собеседник ошибкой развал СССР и последующие события. «Конечно, это был исторический зигзаг. Страна очень сильно откатилась назад, - ответил гость студии. – Но я предпочитаю использовать слово «разрушение». Термины «распад» и «развал» означают, что страна распалась сама собой, но это не так. Разрушение Советского Союза было процессом и целью определённых сил. Действовали коллаборанты изнутри и противники извне. Их цель была достигнута. Начало XXI века Россия встретила с гораздо худшими конкурентными возможностями, чем имела бы при сохранении СССР. И уж, конечно, тогда не могло быть и речи о конфронтации России и Украины. Наши народы решали бы совсем иные задачи и решали бы их вместе».
В ответ на вопрос о том, занимается ли сейчас российское руководство «историческим реваншем», Новиков посоветовал не тратить время на поиск подтекстов, поскольку задачи спецоперации объявлены прямым текстом. В их числе денацификация и демилитаризация Украины, нейтрализация угроз для ЛНР и ДНР, для Крыма и России в целом. Важнейшая из этих угроз – вступление Украины в НАТО и её включение в войну Запада против России. Эти угрозы крайне важно профилактировать.
Один из слушателей радиоэфира в ходе программы попытался провести аналогии между нынешними событиями на Украине и политикой СССР, который-де подавил выступления в Венгрии и Чехословакии. Гость в студии возразил и подчеркнул, что операции 1956 и 1968 годов были проведены не против народов этих стран, а в их в интересах: «Если бы значительная часть населения Венгрии и Чехословакии не поддерживала дружбу с Советским Союзом, эти операции не имели бы успеха».
Вернувшись к оценке разрушения СССР, Дмитрий Георгиевич призвал не посыпать голову пеплом. Вместо этого, по его мнению, надо сделать правильные выводы из той трагедии и браться за исправление ошибок: «Правильный анализ ошибок помогает идти вперёд и учит не повторять прежние провалы. Даже ребёнок, обжёгшись об утюг, понимает, что прикасаться к нему опасно».
Поддерживая тему, ведущая задала вопрос о тех, кто именно будет исправлять допущенные ошибки. В ответе прозвучало напоминание, что многие молодые люди, поддержавшие Ельцина в 1990-х годах, переосмыслили свои взгляды. Они понимают, что важнейшие вопросы развития страны разрешимы только в том случае, если Россия вспомнит об опыте СССР.
Рассказав о встрече фракции КПРФ с главой правительства Михаилом Мишустиным, Новиков обратил внимание на то, что многие предложения компартии, от которых власти ранее «отпихивались руками и ногами», начинают приниматься: «Других вариантов просто нет. Многие проблемы России могут быть решены только при использовании элементов советской системы. Прежде всего это означает больше государственной собственности в стратегических отраслях и планирование хозяйственной жизни. У КПРФ есть и другие конкретные предложения, связанные с налоговой системой, поддержкой науки, образования и других сфер».
Дмитрий Георгиевич признал, что интерпретация предложений КПРФ порой выглядит специфически. Так, идею национализации электроэнергетики, железных дорог, предприятий ВПК отдельные чиновники готовы подменить национализацией «Макдональдса». «Конечно, это не то, с чем КПРФ всё это время шла к обществу. Национализация «Макдональдса» не повлияет на тарифную политику, а национализация энергетики – повлияет. Она же позволит ликвидировать «ножницы», когда тарифы для предприятий на селе значительно выше, чем для предприятий в промышленности», - заявил Новиков.
Ведущая поинтересовалась, означают ли последние события разрыв с Западом и переосмысление Россией своего пути. В ответ гость подчеркнул, что с Западом стране было не по пути и прежде, когда внешние силы разрушали Советский Союз, используя Горбачёва, Ельцина, Чубайса, Гайдара, Собчака и других. «Коммунистам ничего переосмысливать не нужно, - подчеркнул Новиков. – Мы изначально были против прозападного пути и разрушения СССР, против ельцинской Конституции и расстрела Верховного Совета в 1993 году. КПРФ – это носитель той самой политической линии, которую ясно выразили итоги народного референдума в марте 1991 года о сохранении Союза».
Переосмыслением, уточнил интервьюер, должны заняться те, кто пытался переустроить страну «на рыночных началах»: «Оказалась, что никакого свободного рынка в мире нет. Сейчас для кого-то это открытие, а Зюганов разъяснял это ещё в 1996 году. России попытались насадить неолиберальную модель, которая нигде не существовала, кроме как в фантазиях некоторых экономистов. Это и привело к тому, что мы теперь имеем. Придётся многое возвращать. Без государственного планирования в такой большой стране, как Россия, с её разными климатическими условиями и различным потенциалом регионов, развиваться невозможно».
Для тех, кто всерьёз задумывается над будущим России, Новиков посоветовал прочитать и осмыслить программу Компартии «Десять шагов к достойной жизни». По его словам, КПРФ готова ответить на все важные для страны вопросы – как изменить налоговую систему, где найти деньги на развитие образования, науки, системы ЖКХ.
Отвечая на вопрос о судьбе олигархов, зампредседателя ЦК КПРФ напомнил, что многие из них завладели общенародной собственностью, причём с нарушениями даже убогого приватизационного законодательства. Если крупные собственники готовы к работе на благо страны, то с ними можно вести диалог. Если же им наплевать на страну и народ, то власть вопреки им обязана принять меры по развитию государства. Именно такие меры предлагает КПРФ, настаивая на национализации ключевых отраслей и упразднении офшорной экономики.
Один из радиослушателей в чате программы заявил, что «при социализме в Белгороде будут считать, сколько нужно гвоздей для Владивостока. Дмитрий Новиков опроверг измышления о том, что плановая экономика означает тотальное регулирование и полное обобществление имущества – вплоть до квартир. По его словам, задача власти не в том, чтобы отобрать, а в том, чтобы дать людям необходимые ресурсы и блага. И речь должна идти о народном большинстве, а не об узкой прослойке. В качестве примера Новиков привёл молодые семьи, которые не могут купить жильё. Государство должно помогать им и всем небогатым, но честно работающим людям.
КПРФ не предлагает государству решать, сколько ножниц и электророзеток должна иметь конкретная парикмахерская. Но оно должно помогать малому и среднему бизнесу, например, доступными энерготарифами. Для этого электроэнергетика и должна быть в госсобственности. Вернувшись к примеру с гвоздями, Дмитрий Георгиевич напомнил, что производство гвоздей, болтов и шурупов – не частный вопрос. Вообще-то без них встанет всё строительство. Так что стране нужны и добывающая промышленность, и металлургия, и металлообработка. Без государственной стратегии здесь не обойтись.
Вернувшись к теме операции на Украине, ведущая поинтересовалась единством в КПРФ по этому вопросу. Дмитрий Новиков отметил, что в Компартии постоянно идёт живой диалог на разные темы – о приоритетах, задачах, методах деятельности, и продолжил: «Что касается спецоперации, то коммунисты поддерживают позицию, выработанную Центральным Комитетом. Это показало и всероссийское совещание с представителями региональных отделений, и мои последние поездки в Ленинград-Санкт-Петербург и Кострому. Настоящий гражданин не может не поддерживать цели денацификации».
Ведущая программы предложила прокомментировать отвод российских войск из Киевской области и слова Дмитрия Пескова, что это жест доброй воли для продолжения переговоров. Заместитель Председателя ЦК КПРФ отметил, что для России основная цель переговоров – согласовать делали денацификации и демилитаризации. Сопутствующие задачи – помощь населению, организация гуманитарных коридоров, недопущение издевательств над пленными. А вот у украинской делегации цель другая – затянуть переговоры в ожидании того, что Россия выдохнется или Запад сможет на неё надавить. Когда же конструктивного подхода нет, смысл переговоров снижается.
Дмитрий Новиков предложил найти компромисс между крайними точками зрения – наступлением во что бы то ни стало и уступками бандеровщине: «Есть и третий подход. Не нужно гнать на убой армию и требовать брать города любой ценой. Но я понимаю позицию тех, кто считает, что занятые территории оставлять нельзя. Это создаёт условия для таких провокаций, как та, что случилась в Буче. Главная задача сейчас – покончить с группировкой, которая окопалась в Донбассе и продолжает обстрелы Донецка и других городов».
Евгения Волгина попросила гостя прояснить слова о «полной декоммунизации Украины», сказанные Путиным перед началом спецоперации. По мнению заместителя Председателя ЦК КПРФ, это был не слишком удачный полемический оборот речи. За ним скрывалась фиксация того факта, что советская власть создала украинскую государственность. И если уж вы, мол, занимаетесь на Украине десоветизацией, тогда откажитесь от ленинского наследия в смысле создания Украины как таковой. «Если же мы хотим до конца разобраться в теме, то надо понять, что денацификация и декоммунизация – это прямо противоположные явления».
Дмитрий Новиков рассказал о записке, которую Геннадий Зюганов отправил президенту страны, председателю правительства, членам Совета Безопасности, главам регионов. В ней анализируется исторический опыт денацификации Германии и других стран Европы после Второй мировой войны. По словам Дмитрия Георгиевича, этот опыт крайне важен:
- Было то, в чём сходились все союзники – и СССР, и США, и другие. Они вместе решили, что нужны суды над нацистскими преступниками, запрет нацистских организаций, «запрет на профессию» для ряда категорий нацистов. Пересматривались образовательные программы. Уничтожались учебники, написанные на основе фашистской идеологии… Весь этот опыт должен быть учтён для проведения денацификации Украины. Бандеровцы, когда занимались декоммунизацией, сносили памятники Ленину, Жукову, Екатерине II и другим деятелем российской, советской истории…
Здесь удивлённая ведущая не удержалась: «А памятники нужно будет вернуть? Те же самые? И Ленину, и остальным?». «Конечно, - последовал ответ, - памятники должны занять свое место. Вы знаете, на Крещатике был прекрасный памятник Ленину. Однажды мы проводили вместе с коммунистами Украины и Петром Николаевичем Симоненко большие мероприятия. Тогда мы сделали коллективную фотографию у этого памятника, который очень украшал центр Киева».
На вопрос о том, как осуществлять задачи денацификации, если Россия не собирается оккупировать Украину, последовал ответ: «Сейчас выполняется первая часть операции. К денацификации никто ещё не приступал. Обновления Украины невозможно добиться в один момент. Требуется долгий переходный период. Не нужно стесняться говорить о временной оккупационной администрации. В 1945 году в Германии речь шла именно об оккупационных зонах. Нужно дать возможность украинскому народу освободиться от диктатуры нацистов, принять новую Конституцию, создать заново партийно-политическую систему, выбрать новые органы власти. Но это должен быть следующий этап. Он наступит после демилитаризации и денацификации. Тогда уже речь об оккупации идти не будет. Вся эта работа займёт немало времени. И проходить она должна в несколько этапов».
Большинство написавших и позвонивших в студию слушателей радиостанции «Говорит Москва» поддержали позицию Дмитрия Новикова, высказанную в ходе прямого эфира.