Геннадий Зюганов: Кудрин понимает: своя рубашка — своя компашка — ближе не только к телу, но и к престолу
Хватит ли Путину воли и мужества, чтобы поменять курс.
Геннадий
Андреевич
7 апреля глава Счетной палаты Алексей Кудрин отчитался перед Госдумой. Из его слов выходило, что ведомство работает в поте лица. Так, на текущий год запланировано 440 проверок против 334 в 2020-м. Результаты проверок за прошлый год: выявлено 3698 нарушений на сумму 355 млрд рублей, из них более чем на 100 млрд — по госзакупкам. 16 млрд руб. уже возвращены в бюджет.
В ближайшие два-три года Счетная палата также намерена расчистить «авгиевы конюшни» — проверить все институты развития в России.
«Мы продолжаем идти по институту за институтом такого развития. Вас будем информировать. Часть наших материалов уже использовалась, например, по „Дому.рф“, правительством при реорганизации, уточнении задач „Дом.рф“», — заверил Кудрин.
Тем не менее, ключевые вопросы глава Счетной палаты в своем выступлении предпочел не затрагивать. О чем он умолчал?
— Контроль превыше всего: Кудрин не просто доложил о результатах Государственной Думе — перед этим он в течение часа отвечал на вопросы на заседании фракции коммунистов, — говорит лидер КПРФ Геннадий Зюганов. — Вопросов задавали много, но внятные ответы мы слышали далеко не всегда.
Замечу, впереди нас ждут и другие отчеты. Это послание президента Федеральному собранию, в котором Путин должен доложить, что сделано, и наметить перспективные задачи. Это обращение уже рекламируют как новое слово главы государства — как ответ на все нынешние вызовы, трудности и проблемы. Плюс на 12 мая намечен отчет правительства перед парламентом.
Эти три отчета, по идее, должны представить реальную картину и определить новый курс.
«СП»: — Путин действительно провозгласит новый курс?
— Я на это не очень рассчитываю. Хотя прекрасно понимаю, что президент стоит у сложной развилки. Направо мы уже ходили — страну разрушили, а экономику потеряли. В 1991-м Российская Федерация производила 9% мировой продукции, сейчас — меньше 2%. Я уже не говорю об СССР, который входил в тройку крупнейших экономик мира.
Сегодня картина удручающая, и ситуация продолжает ухудшаться. В этой связи хотелось услышать от Кудрина реальную оценку и предложения, что делать дальше. Но мы прекрасно помним: он в течение десяти лет был министром финансов, и с него начинались многие людоедские безобразия. Например, монетизация льгот, в ходе которой социальные гарантии «компенсировали» нищетой и платной медициной. Или разрушение системы профтехобразования — сейчас днем с огнем не найти толкового станочника, классного инженера.
В основе этой политики лежал воровской курс Ельцина, Чубайса и Гайдара, который Кудрин успешно продолжал, будучи министром. В рамках этого курса деньги шли за кордон, а российская экономика жила впроголодь.
«СП»: — Чего же вы тогда ждали от Кудрина?
— Я надеялся, что в Госдуме он более честно оценит происходящее. Меня, например, удивил такой пассаж. Кудрин рассказал, что очень важно проконтролировать незавершенное строительство. Я с ним совершенно согласен: деньги вкладывают, а «незавершенка» стоит — оборота нет, рабочих мест нет. Глава Счетной палаты привел цифры: в прошлом году нужно было ввести примерно 300 важнейших объектов, а ввели вдвое меньше. Почему так получилось? И вдруг Кудрин говорит: главная причина — в плохом планировании.
Я поразился: мы давным-давно убеждали, что нужна не рыночная, а планово-рыночная экономика — с преимуществом госсектора, соответствующим управлением, социальной заботой о гражданах!
И вот Кудрин говорит о плохом планировании, неэффективном распределении средств, рассказывает, что деньги расползаются!
Я надеялся, что он осудит банкиров. Он сказал: страна в 2020-м потеряла 3,6% ВВП, а наши банкиры хапнули на 8% больше доходов, чем годом ранее. В то время как европейские банкиры получили минус 33%. Только два американских инвестбанка — Goldman Sachs и JPMorgan — прибавляли: там как раз «пасутся» российские банкиры.
Казалось, ситуация ясная. Но главных выводов снова не последовало!
Вдумайтесь: уже десять лет российская экономика пребывает в стагнации, за это время случилось четыре полномасштабных кризиса. А сколько было «черных вторников» и «черных понедельников» — со счета можно сбиться! Нам нужно выруливать на новый социально-экономический курс, вкладывать деньги в реальную экономику и поддержку человеческого потенциала! Но нет — и на эту тему молчок! Кудрин сказал только, что сейчас ФНБ достиг 13,6 трлн рублей — это огромные деньги!
«СП»: — Вы предлагаете потратить их на развитие?
— В соответствии с законом, размер ФНБ не должен превышать 7% от ВВП. Это значит, как минимум 5 трлн из фонда можно вложить в собственную экономику. Поддержать на них детей войны, многодетные семьи, оказать помощь школьникам и студентам, создать новые рабочие места, оздоровить население! Но ничего подобного не происходит!
Но хоть бы словечком Кудрин осудил свою либеральную свору, которая душила страну и продолжает ее разворовывать, которая баснословно наживается! Нет, он понимает: своя рубашка — своя компашка — не только ближе к телу, но и ближе к престолу.
Мы ему ответили — прекрасно выступил Николай Коломейцев. Он прямо сказал: в России было 40 институтов развития — вот сейчас премьер их пересматривает, чтобы оставить 13. Но ведь эти 40 институтов получили суммарно 5 трлн рублей. Паразитировали, рассовывали деньги по карманам, начиная с «Роснано». А какова их эффективность? Что мы получили взамен, почему не развивается производство, почему технически отстаем?!
Главное контрольное ведомство, которое видит эти недостатки и проблемы, должно занимать абсолютно принципиальную позицию! Должно, придя в Государственную Думу, показать, как выполняются главные пункты послания президента — нацпроекты! Ведь только за прошлый коронавирусный год из России умыкнули 48 млрд. долларов. В рублях это 3,6 триллиона, что превышает суммарную стоимость всех национальных проектов. Куда это годится?!
Мы представили действующей власти свою программу: вот вам бюджет развития — не 20 трлн рублей, а 33 трлн! Вот основные источники дохода — надо национализировать стратегические отрасли, минерально-сырьевую базу, ввести прогрессивную шкалу налогообложения и госмонополию на спиртоводочную промышленность, остановить отток капитала! Надо вложить эти огромные ресурсы в развитие производства!
Но власти молчат — и Кудрин ограничился констатацией положения дел. Это абсолютное игнорирование перспективы, полное непонимание, что, идя нынешним курсом, мы обязательно обвалимся!
Стране нужна новая политика. Ждем послания президента: хватит ли ему воли и мужества, чтобы это признать и кардинально изменить ситуацию?