Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Юрий Афонин: После эпидемии нельзя допустить ползучего замещения очного обучения дистанционным

Дистанционное обучение школьников и студентов в период эпидемии создало огромные проблемы для миллионов российских семей. Власти это чувствуют, и неслучайно 21 мая президент В.В. Путин заявил, что дистанционное обучение не должно полностью вытеснить очное. Однако, что нас ждет, если после эпидемии дистанционное обучение вытеснит очное не полностью, а частично? Чем это чревато? Мнение заместителя Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонина.

Пресс-служба ЦК КПРФ
2020-05-21 20:41
Афонин Юрий Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Афонин
Юрий
Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Персональная страница

Пандемия прервала или существенно затруднила образовательный процесс для 16 миллионов российских школьников, 7 миллионов студентов и 1 миллиона учителей и преподавателей. Пришлось срочно придумывать и внедрять дистанционные формы обучения. Трудностей возникло много: нет соответствующих методик и навыков ни у педагогов, ни у детей, не хватает гаджетов, слабый интернет, а где-то его и вообще нет.

Выяснилось, что во многих отдаленных местностях просто невозможно организовать дистанционную учебу по техническим причинам. Да и в крупных городах до сих пор существуют огромные зоны индивидуальной жилой застройки, куда провайдерам просто невыгодно заходить. Там, как правило, приходится пользоваться радиомодемами, которые и близко не могут обеспечить такую же доступность интернета, как оптоволоконные линии.

Но и там, где дистанционное обучение удалось наладить, возникла масса проблем. На «дистанционке» на учебу уходит слишком много времени у всех – учителей, родителей, учащихся. Особенно трудно пришлось мамам и папам, которые вынуждены разрываться между своей удаленной работой и занятиями детей. А если детей двое-трое, а компьютер один? В условиях вынужденного домашнего обучения родителям приходится тратить гораздо больше времени, чем прежде, на подготовку уроков с детьми. Педагогам не легче, особенно возрастным. Словом, тяжело и неудобно всем.

Дистанционное обучение усугубило социальное неравенство среди российских школьников. По признанию чиновников федерального Министерства просвещения, нехватка или полное отсутствие гаджетов и инернета и другие проблемы отсекли от образовательного процесса порядка 700 тысяч детей. Более того: из апрельского анализа инфраструктурной обеспеченности школ, который провели Министерство просвещения совместно с Министерством цифрового развития, следует, что возможностями для полноценного дистанционного обеспечения обладает не более четверти обучающихся! Ясно, что после этой «школы на дому» отставшим (в большинстве случаев – более бедным) ученикам будет очень непросто догнать одноклассников.

Президент заверил страну, что традиционные школы и университеты после эпидемии не будут закрыты, очное обучение сохранится. Что же, отрадно это слышать. Но такого радикального поворота, как закрытие школ и вузов, пожалуй, никто и не ждал. Однако опасность ползучего вытеснения очного обучения дистанционным встает в полный рост.

Давайте посмотрим: а что было главным вектором государственной образовательной политики в последние 10-20 лет? К сожалению, этим вектором было стремление государства сэкономить на народном образовании. Для этого была запущена «оптимизация», в ходе которой были ликвидированы десятки тысяч школ. Дистанционное обучение – это тоже возможность сэкономить. Можно перевести в дистанционный режим часть занятий. Ясно, что с помощью электронных средств один преподаватель может прочитать лекцию гораздо большему числу слушателей. Стало быть, можно сократить число преподавателей. Можно оценить дистанционные занятия как более «легкие» для преподавателей и учителей (на работу ведь ехать не нужно), а, значит, установить более низкие расценки оплаты этого труда. Да и проложить в село волоконно-оптический кабель дешевле, чем содержать там школу. Так можно оправдать продолжение «оптимизации», то есть дальнейшую ликвидацию школ в российской глубинке. Детям далеко ехать в школу? Ну, а в чем проблема? – скажет чиновник. – Им же теперь в школу всего пару раз в неделю нужно съездить, а в остальные дни уроки – дистанционные.

Не стоит забывать, что глобальная капиталистическая экономика погружается сейчас в глубокую депрессию. В период кризиса цены на сырье высокими не бывают. Российская экономика при капитализме приняла ярко выраженный сырьевой характер, а, значит, российский бюджет ждет падение доходов. В этих условиях желание буржуазного государства еще больше сэкономить на социальных расходах может стать нестерпимым. Очень соблазнительное для чиновников решение в сфере образования – «разбавить» очное обучение дистанционным.

При этом чиновники от образования, конечно, будут вещать про технический прогресс, которому нельзя сопротивляться, про «императивы новой эпохи». Но не надо обманываться этими словесами. Два карантинных месяца наглядно всем показали: дистанционное обучение – это резкое снижение качества образования, это рост нагрузки на учителей и преподавателей, это тяжелое испытание для миллионов российских семей. И не надо забывать, что школа – это важнейший институт социализации. Без достаточного объема общения в рамках детского коллектива нормального человека не вырастить.

Широкое распространение дистанционного обучения способно еще больше углубить пропасть между массовым образованием и элитным (и платным) образованием для детей верхушки. Уверен, что в элитных частных школах после эпидемии никакого широкого внедрения «дистанционки» не будет.

Конечно, мы не являемся противниками онлайн-формата обучения вообще. Он может позволить тысячам студентов услышать уникальную лекцию выдающегося преподавателя, обменяться мнениями со сверстниками, которые находятся на другом конце страны, и многое другое. Ясно, что дистанционное обучение будет и дальше развиваться. Но оно должно быть дополнением существующей системы очного обучения, а не его заменой.

 

P.S. Сегодня в родительском сообществе набирает популярность интернет-проект «Сталинский букварь». В рамках этого проекта в интернет выкладываются оцифрованные советские учебники. А знаменитый букварь А.И. Воскресенской 1952 года уже переиздан и пользуется огромным спросом. В Севастополе по адаптированному советскому учебнику математики собираются учить детей… в частной школе! О чем это говорит? Да о том, что советское образование на фоне нынешнего выглядит сияющей и недостижимой вершиной. И нам нужно прилагать усилия, прежде всего, для возрождения советского опыта. А не пичкать наших детей дешевым суррогатом «дистанционки».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.