С.Г. Левченко выступил на экономическом форуме в городе Орле по проблемам прогнозирования и стратегического планирования
14 марта в городе Орле проводился Второй Орловский международный экономический форум «Стратегические задачи социально-экономического развития России на современном этапе». На этом форуме выступил лидер иркутских коммунистов, экс-губернатор Иркутской области С.Г. Левченко.
Сергей
Георгиевич
1. В современной
России имеется очевидная необходимость расширения масштабов согласования
хозяйственных решений, координации управленческих действий и совершенствования
долгосрочного целеполагания в рамках национальной экономики и экономических
комплексов регионов - субъектов РФ. Повышение уровня планомерности
экономического развития, реализация стратегических планов и программ -
опробованный многими странами метод решения социальных проблем, преодоления
экономического отставания, достижения инновационного рывка. Все это актуально и
для нашей страны.
2. В современной
России имеется уникальная возможность быстро, без «шоковой терапии», без
социальных катаклизмов и политического насилия радикально повысить уровень
плановости национальной экономики, провести её переориентацию на социальный
результат. Предпосылками для этого служат:
- наличие у
России недавнего (во многих аспектах положительного) исторического опыта
стратегического, среднесрочного и оперативного планирования развития экономики
страны и её регионов;
- возможность
изучения и использования опыта дружественных зарубежных стран, весьма успешно
применяющих в настоящее время инструменты планирования в своей хозяйственной
практике;
- наличие
серьезного научного задела по вопросам организации планирования экономики
страны в условиях господства рыночных отношений, созданного в последнее время
российскими учеными;
- наличие
политической воли и общественной поддержки процессов радикального усиления
плановых основ национальной экономики в лице оппозиционных политических партий
и общественных организаций, в том числе представляющих бизнес-сообщество;
- наконец,
наличие регионов - субъектов РФ, готовых выступать в качестве пионерных
территорий, полигонов расширения и углубления масштабов применения плановых
механизмов управления экономикой, отработки и внедрения в хозяйственную
практику новых методов и инструментов планирования.
3. Действующая в
настоящее время в стране система стратегического планирования несовершенна. Ей
фактически не охвачен целый ряд объектов экономики - макрорегионы, городские
агломерации. Ученые и специалисты - практики обращают внимание на
содержательную ограниченность установленных ФЗ документов, их недостаточную
взаимосвязь и иерархичность. Система показателей и индикаторов, используемая в
плановых документах, не позволяет в полной мере отражать решение важнейших
стратегических задач - повышение инновационности экономики, импортозамещение,
интеграцию регионов страны.
Для регионов РФ федеральным законом о стратегическом
планировании от 2014 года, установлена система документов стратегического
планирования социально-экономического развития в составе концепций, стратегий,
прогнозов и государственных программ. Реализуя требования закона 85 регионов -
субъектов федерации разработали огромный массив стандартных и, часто,
достаточно формальных, документов регионального долгосрочного планирования, в
которых явно отсутствуют свежие прорывные идеи и новые подходы, так необходимые
нашей стране в современных условиях. В частности, очевиден сущностный разрыв
между стратегиями социально-экономического развития регионов и региональными
целевыми программами, предназначенными для реализации стратегий.
Наглядным подтверждением необходимости совершенствования системы стратегического планирования в регионах служат результаты тематического опроса, проведенного в 2019 году Аналитическим Центром при Правительстве РФ. Более 10% субъектов РФ считают, что у них недостаточно полномочий в сфере стратегического планирования. Свыше трети опрошенных субъектов РФ считают неоптимальными состав и иерархию документов стратегического планирования, разрабатываемых в настоящее на региональном уровне.
4. В этих
условиях в регионах идут поиски новых форм планирования
социально-экономического развития, совершенствования и развития системы
региональных плановых документов. В Иркутской области администрация региона в
2017- 2019 г.г. реализовывала модель регионального управления с условным
названием «Государство развития», предполагающую усиление плановых начал и
предусматривающую совершенствование всех элементов системы планирования. Речь
идет об увеличении горизонта плановых процедур, расширении круга объектов,
охваченных планированием, повышении научного уровня и обоснованности плановых
решений, использовании возможностей информационных технологий, создании новых
плановых документов и плановых органов.
Актуальность и эффективность такой модели регионального
управления подтверждаются практическими результатами её реализации в регионе в 2017-2019
годах - ростом объёмов инвестиций, промышленного производства, строительных
работ, доходной части регионального бюджета. Обозначу основные направления
проделанной нами работы по совершенствованию системы планирования в регионе.
5. В Иркутской
области были проведены методические и организационные работы по созданию нового
документа стратегического долгосрочного планирования регионального уровня -
Комплекса стратегических инвестиционных инициатив. В создании нового документа
принимали участие экономический блок Правительства Иркутской области,
представители регионального экспертного сообщества, а также специалисты
Института региональных экономических исследований - независимой
научно-исследовательской организации, имеющей большой положительный опыт
разработки документов стратегического планирования для многих российских
регионов.
Комплекс стратегических инвестиционных инициатив, никак не
дублируя существующие в Иркутской области региональные документы
стратегического планирования, дополняет их, раскрывая и конкретизируя
направления реализации Стратегии социально-экономического развития региона. Это
достигается путем выделения и обоснования конкретных крупных проектов в сфере
управления, промышленного производства и инвестиций, экологии и охраны
окружающей среды, социальной политики, межрегионального сотрудничества.
В отличие от Концепции и Стратегии социально-экономического
развития региона, Комплекс стратегических инициатив включает в себя конкретные
масштабные инвестиционные, управленческие и социальные проекты с глубокой
степенью технико-экономической проработки. Определяются цели и задачи каждого
конкретного проекта, оценивается их вклад в экономику региона, в увеличение
доходов бюджета и повышение уровня жизни населения. Одновременно рассчитывается
примерный объем необходимых инвестиций, очерчивается круг потенциальных
инвесторов. Временной горизонт комплекса инвестиционных инициатив составляет 12
лет.
Содержание работ, которые проводятся в рамках этого нового
стратегического документа, можно охарактеризовать как сочетание научных
исследований, долгосрочного прогнозирования, бизнес - аналитики,
технико-экономических расчетов, информационного обеспечения, экспертной
поддержки управленческой деятельности региональных властей. Рассматривая место нового документа в вертикали
«концепция - стратегия - государственная региональная программа», можно
сказать, что он занимает промежуточное место между стратегией и программами.
Комплекс стратегических инициатив конкретизирует стратегию
социально-экономического развития региона, обеспечивает её выражение в
практической плоскости. Региональные же программы и планы будут выступать в
качестве инструмента реализации отдельных стратегических инвестиционных
инициатив.
6. Еще одной
новацией в системе регионального планирования в Иркутской области стала
разработка пятилетнего Государственного плана социально-экономического развития
на 2019-2023 годы. Этот документ надо рассматривать в качестве центрального
элемента системы целеполагания и стратегического планирования в регионе.
Посредством плана можно эффективно спланировать и скоординировать работу
органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообщества,
рационально и с максимальной отдачей использовать все ресурсы региона в целях
обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния населения.
Пятилетний план в условиях рыночной экономики, естественно,
имеет мало общего с планами времен СССР. Нами применены новые методы и
организационные приемы - проектный и целевой подходы, общественная экспертиза,
межведомственная координация. В подготовке документа принимали участия все отраслевые
и функциональные подразделения правительства Иркутской области, независимые
эксперты, представители муниципальных образований. План был утвержден
распоряжением Губернатора Иркутской области и вступил в силу с 01 января 2019
года. От лица команды специалистов, которая готовила пятилетний план, заявляю,
что мы готовы поделиться опытом разработки подобного документа с коллегами из
Орловской области.
Таким образом, в Иркутской области к середине 2019 года была
сформирована новая, пионерная для субъектов РФ по своей структуре система
региональных плановых документов социально-экономического развития в составе
долгосрочной стратегии, комплекса стратегических инвестиционных инициатив,
пятилетнего плана развития региона и государственных программ.
7. Включение в
систему стратегического планирования региона новых плановых документов требует
наличия соответствующих органов и структур, способных осуществлять функции их
разработки и контроля реализации. Для этих целей в 2018 году в Иркутской
области был создан специальный орган областной администрации - Комитет по
планированию социально- экономического развития. Свою работу он начал в формате
координационной структуры при губернаторе региона. В состав Государственного
комитета, наряду с руководителями исполнительных органов власти Иркутской
области, вошли руководители акционерных обществ, высших учебных заведений,
некоммерческих организаций, ученые и эксперты, в том числе и из других регионов
страны. Решения Государственного комитета принимаются большинством голосов его
членов и являются обязательными для исполнительных органов государственной
власти региона. Именно Государственный комитет по планированию координировал
работу по формированию пятилетнего плана развития региона развития на 2019-2023
годы.
Считаю, что создание такого единого органа
социально-экономического планирования будет полезным и для Орловской области.
8.Эффективное осуществление стратегического планирования в масштабах регионов, а тем более, страны в целом, в настоящее время невозможно безприменения информационных технологий, программирования, экономико-математических методов. Использование в процессе планировании новейших технологий и точных наук, построение моделей и балансов, обработка больших массивов информации при строгом соблюдении принципа количественной ограниченности состава планируемых показателей и индикаторов, по нашему убеждению, открывает совершенно новые горизонты для плановой деятельности. Применение информационных технологий окончательно поставит точку в дискуссии о целесообразности, практической возможности и конечной эффективности планирования социально-экономических процессов в общенациональных, межрегиональных и региональных масштабах.