Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Повестка-2019 и медийная риторика партий: информактивность думских партий по проблемам, наиболее волновавшим общество

К концу года крупнейшие опросные центры РФ провели традиционные опросы относительно проблематики, актуальной для граждан в 2019 году.

ЦИПКР также провел итоговое в 2019 году исследование по ключевым вопросам повестки дня (http://cipkr.ru/2019/12/28/sergej-obuhov-ob-itogah-novogo-oprosa-tsipkr-negativ-v-vospriyatii-obshhestvennoj-situatsii-narastaet-pozhiznennoe-prezidentstvo-otvergaetsya-no-vopros-o-preemnike-stavit-v-tupik-polovinu-rossiyan/). Выборка - 1500 респондентов из 128 населённых пунктов (79 крупных и малых городов, 49 сельских поселений); 60 субъектов РФ

Отрытый вопрос в предновогоднем исследовании ЦИПКР звучал так: «Назовите главные, на Ваш взгляд, проблемы в стране?» (табл.1)

Таблица 1.

Назовите главные, на Ваш взгляд, проблемы в стране? (группировка мнений по итогам открытого вопроса)

Блок проблем2019
1: Бедность, низкие зарплаты и пенсии, рост цен, проблемы с жильем и ЖКХ, медицина, образование, другие социальные проблемы50
В том числе, проблемы:
–низких пенсий и зарплат21
– роста цен7
– рост налогов6
– доступности жилья и ЖКХ3
– бедности2
– культуры населения, морально–нравственная деградация2
–наркомании, алкоголизма1
– здравоохранение и образование8
2: Безработица и закрытие предприятий9
3: Благоустройство и качество среды2
4: Дороги и транспорт1
5. Коррупция, беззаконие и неэффективность власти, несправедливость и поддержка олигархов15
В том числе, проблемы
– коррупция и беззаконие9
– неэффективность власти,3
– несправедливость, олигархичность3
6. Финансово–экономический кризис1
7. Внешняя политика, санкции1
Нет проблем, не знаю, без ответа25

Если сравнивать данные ЦИПКР с данными других исследований, то видим, несмотря на иное структурирование ответов на открытый вопрос – основные тенденции в общественном мнении совпадают с другими подобными исследованиями.

Если обобщить показатели всех четырех опросных центров (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр и ЦИПКР) по иерархии острейших проблем, то получим такие приоритеты в массовом восприятии россиян в 2019 году:

  1. Бедность, низкие зарплаты и пенсии
  2. Социальная несправедливость, олигархичность государства
  3. Проблемы в здравоохранении
  4. Социальные недуги
  5. Коррупция и неэффективность государства

Рассмотрим, насколько медийная активность партий соответствовала общественному запросу в 2019 г. В качестве параметров возьмем 13 тем, полностью отражающих «карту проблем» (табл. 6), актуальных для россиян в ушедшем году. А именно: бедность, рост цен, низкие зарплаты, низкие пенсии, высокие тарифы ЖКХ, экономический кризис, социальная несправедливость, плохая медицина, плохая экология, коррупция, преступность, алкоголизм и наркомания. И проведем контент-анализ различных публикаций, описывающие деятельность партий с точки зрения упоминаемости соответствующих тем (гр.1).

В качестве источников для контент-анализа были федеральные, региональные и международные СМИ: телевидение и радио, газеты и журналы, информагентства, сетевые издания. Исследование проводилось по базе данных системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия»

График 1

Доля информационного поля, занимаемого думскими партиями, при освещении в медиа ключевых проблемных тем национальной повестки дня в 2019 году (в %, публикации о всех думских партиях по теме = 100%)

Источник: Подсчитано ЦИПКР по данным «Медиалогии»

Если просуммировать все публикации о парламентских партиях по данным 13 ключевым проблемам, то информационная активность партий по выделенным темам отражена на гр. 2.

График 2

Активность партий по 13 ключевым проблемам общества, кол-во сообщений

Источник: Подсчитано ЦИПКР по данным «Медиалогии»

Предыдущий подобный контент-анализ публикаций СМИ по риторике партий проводился в 2016 г. Если суммировать весь объем публикаций с упоминанием острейших социальных проблем в риторике думских партий и выявить в этом информационном поле долю каждой партии, то можно заметить происшедшие за три года изменения. Так доля КПРФ в публикациях по актуальным для населения проблемам выросла до 35,1% (рост на 7%), а «ЕР» немного упала – 41% против 42% в 2016 г. ЛДПР также не совсем «попадала» в «яблочко» доминирующих народных запросов: доля партии Жириновского упала с 18% до 10%, а «Справедливой России» с 13% до 11%.

Как видно, за три года медиа-измерений риторика КПРФ оказалась более точно соответствующей общественным запросам. У остальных партии – падение анализируемых показателей. Эти данные представлены на гр. 3.

Заметно, что Компартия активно вытесняет ЛДПР и «СР» из той сферы медийного поля, где отражаются наиболее болевые для общества проблемы. Здесь КПРФ создавала больше инфоповодов, комментарии экспертов-коммунистов по волнующим общество проблемам оказались более востребованы СМИ.

График 3

Изменение долей упоминаний партий в инфополе публикаций по наиболее востребованным обществом проблемам, 2016 и 2019 годы

Источник: Подсчитано ЦИПКР по данным «Медиалогии»

Кстати, в отличие от «валовых» показателей по количеству тематических публикаций, при качественном анализе ситуация несколько другая. Так, КПРФ лидирует по медиа-индексу, т.е. по позитивности подачи в СМИ деятельности Компартии в контексте острейших общественных проблем. «Партия власти» по этому показателю отстает от Компартии на 10%, т.е. о КПРФ по 13 ключевым темам публикаций меньше, чем о «ЕР», но тональность их более позитивна, чем при освещении деятельности «ЕР». ЛДПР и «СР» отстают от лидеров более чем в два раза (гр. 4).

График 4

Медиа-индекс партий при освещении их деятельности по 13 ключевым проблемам общества

Источник: Подсчитано ЦИПКР по данным «Медиалогии»

Заметим, что самые «партийно-политическими» темами в 2019 году по количеству публикаций с упоминанием партий были коррупция, бедность, рост цен и тарифы ЖКХ. Понятно, что на темы медицины и ее проблем немало публикаций, но в контексте партийно-политической деятельности – здесь одни из самых низких показателей по количеству публикаций. Не достаточно артикулирована в партийно-политическом плане была в 2019 г. и тема социальной справедливости.

На гр. 5 представлены доли в проблемном инфополе сообщений по 13 главным темам, где упоминается та или иная партия. Еще раз напомним, что это темы: бедность, рост цен, низкие зарплаты, низкие пенсии, высокие тарифы ЖКХ, экономический кризис, социальная несправедливость, плохая медицина, плохая экология, коррупция, преступность, алкоголизм и наркомания.

График 5

Активность партий в СМИ по ключевым проблемам, волновавшим общество в 2019 г. (в %, от общего количества сообщений по теме)

Источник: Подсчитано ЦИПКР по данным «Медиалогии»

Заметим, что по теме коррупции лидирует «ЕР». С одной стороны, эта партия, используя громкие аресты чиновников, постоянно декларирует борьбу с этой острой общественной проблемой. С другой стороны, большинство случаев коррупции связано с «единороссами», как представителями «Партии власти». И «ЕР» нередко упоминалась негативно в этой связи…

Активно в 2019 освещалась проблема рост цен, подорожание всего и вся. Здесь уже лидировала КПРФ. Видимо, «Единой России» было невыгодно говорить на эту тему – ведь рост цен - это последствиях «деятельности» партии власти.

КПРФ, в целом, лидирует в пяти темах, соответствующих главнейшим общественным запросам,– это бедность, рост цен, дороговизна ЖКХ, экономический кризис и социальная несправедливость. Бедность, кстати, на третьем месте по охвату освещения СМИ.

Все парламентские партии несоразмерно мало общественному запросу уделяли в 2019 г. внимание проблемам в здравоохранении и социальной несправедливости как таковой – даже экологическая повестка у них была более актуальной.

Еще любопытный факт: проблемы низких зарплат и пенсий больше упоминались в связи с «ЕР», а не оппозицией. Здесь президент Путин и премьер Медведев уже долгие годы торжественно объявляют (а СМИ пиарят длительными периодами) о каждой минимальной подвижке в социальной сфере.

В целом, «Единая Россия» по упоминаемости доминировала в 8 из 13 главных тем. Конечно, у партии власти и оппозиции несопоставим медийный потенциал, «обойма» СМИ и площадок и каналов для продвижения повестки. Но все же, приемущество «ЕР» - не тотальное.

Заметим, что ни в одной теме, соответствующей главнейшим запросам населения, ЛДПР и «СР» не опередили КПРФ.

ВЫВОДЫ

После анализа результатов социологических исследований ВЦИОМ, ФОМ, «Левады-Центра» и ЦИПКР установлена следующая «проблемная карта» тем, волновавших россиян в 2019 году: Бедность, низкие зарплаты и пенсии; социальная несправедливость, олигархичность государства; Проблемы в здравоохранении; Социальные недуги; Коррупция и неэффективность государства

При этом заметно снизилось восприятие гражданами тематики «осажденной крепости», которую не перестает транслировать официальная пропаганда. На этом примере видно, что пропаганда отстает от общественных настроений и в меньшей степени, чем ранее, формирует их.

Что касается соответствия риторики партий общественному запросу, то пока лидерство «ЕР» сохраняется, но оно уже не столь бесспорно. Доля «ЕР» в общем объеме информсообщениях по ключевым вопросам национальной повестки дня немного упала – 41% в 2019 г. против 42% в 2016 г. Доля упоминаний КПРФ в публикациях по актуальным для населения проблемам выросла до 35,1% (рост на 7%). А вот ЛДПР не совсем «попадала» в «яблочко» доминирующих народных запросов: доля партии Жириновского упала с 18% до 10%. У «Справедливой России» также падение доли в атуальном событийном инфополе - с 13% до 11%.

«Единая Россия» чаще других партий «светилась» в информационном пространстве по темам низких зарплат и пенсий (здесь ее также активно критиковали оппоненты, выдвигавшие соответствующие инициативы, которые партия власти не пропускала), некачественной медицины, экологической ситуации, коррупции, преступности, алкоголизма и наркомании.

КПРФ в течение 2019 года гораздо активнее других, была представлена в инфополе, поднимая самые острые проблемы, связанные с ростом цен, бедностью, дороговизной услуг ЖКХ, тяготами экономического кризиса и нарастающей социальной несправедливостью.

ЛДПР и «Справедливая Россия» в 2019 году не добились первенства ни в одной из 13 ключевых для общественного мнения тем.

В целом, со времени замера в 2016 г. только КПРФ показала рост представленности в актуальном проблемном инфополе. У остальных партий – спад. Риторика КПРФ, в целом, соответствует общественному запросу населения. Причем, если «Единая Россия» более-менее сохраняет свои медийные позиции в актуальном проблемном инфополе, то КПРФ активно вытесняла в 2019 г. из него ЛДПР и «СР». КПРФ генерировала больше актуальных для массового восприятия инфоповодов, и они соответствуют запросам общества, комментарии экспертов-коммунистов более востребованы.

Кроме того, КПРФ лидирует по медиа-индексу (позитивность освещения в СМИ) в контексте указанных выше важнейших для общества проблемных тем. А это означает, что даже формальное лидерство «Единой России» в инфополе по 8 из 13 актуальным проблемным позициям противоречивого качества. Здесь партию власти зачастую упоминали в негативной коннотации, а не только позитивной или нейтральной.

Подготовил:

Д.А. Стрелков, зав. сектором Отдела ЦК КПРФ

Координатор проекта — Н.Ю. Волков, зам. зав. Отделом ЦК КПРФ

Отв. за выпуск – С.П.Обухов, Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.