Г.А. Зюганов: Система либерального рэкета
У любого государства есть две важнейшие функции, которые оно обязано выполнять. Первая из них связана с внешней политикой. Это охрана суверенитета и защита от угроз со стороны тех, кто на него посягает. Вторая из важнейших функций государства — внутриполитическая. Это развитие национальной экономики, способствующее росту благосостояния народа, и обеспечение социальных прав граждан. Хотя эти задачи относятся к области социально-экономических, они, в конечном счёте, являются главными внутриполитическими задачами любой страны и любой власти.
Геннадий
Андреевич
На
исходе второго десятилетия XXI века стало в полной мере очевидным глубокое
системное противоречие в политике нынешнего руководства России. Это
противоречие между стремлением следовать внешнеполитическому курсу, отвечающему
национальным интересам страны, и нежеланием руководствоваться той же задачей во
внутренней политике. Власть всё более откровенно отказывается от того, чтобы
рассматривать государство как надёжное средство защиты экономических и
социальных интересов общества. Это перечёркивает любые внешнеполитические
устремления и достижения. И делает нашу страну чрезвычайно уязвимой как перед
внутренними, так и перед внешними угрозами.
Вместо смены
политики — перекраивание статистики
Мы
полностью поддержали обновлённую в интересах страны внешнюю политику
российского руководства, направленную на укрепление обороноспособности и защиту
важнейших геополитических интересов Российского государства. Мы поддержали и
заявленное в Послании и указах президента стремление к технологическому
прорыву, к оздоровлению и модернизации экономики. Высказали готовность активно
участвовать в реализации задач, поставленных главой государства:
—
Вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, что требует обеспечения
темпов экономического роста выше мировых, составляющих сегодня более 3% в год.
—
Ускорение технологического развития и увеличение количества организаций,
осуществляющих инновации, до 50%.
—
Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан.
—
Снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации.
Но
мы не можем согласиться с той политикой, которая на деле проводится внутри
страны и полностью перечёркивает возможность достижения названных важнейших
целей. Противостояние этой политике — наш долг и необходимое условие борьбы за
сохранение России и её возрождение на основах справедливости и успешного
самостоятельного развития.
Руководство
страны по-прежнему не проявляет политической воли к тому, чтобы отказаться от
социально-экономического курса, обслуживающего олигархию, чиновников и
транснациональный капитал. В этом состоит основная причина того, что Россия
продолжает погружаться в системный кризис, который затрагивает все сферы:
политику, экономику, науку, образование, здравоохранение, культуру и
демографию.
Не
желая проводить курс, который заставил бы экономику и социальную сферу служить
интересам абсолютного большинства и защитил страну от социального раскола,
чреватого опасными последствиями, власть подменяет политику развития и
гражданской консолидации политикой прямо противоположной. Она состоит в
постоянно нарастающей эксплуатации большинства, которое рассматривается как
трудовой и финансовый ресурсы, обеспечивающие сохранение позиций
олигархического клана, его дальнейшее безудержное обогащение и освобождение от
обязанности делиться с государством и обществом.
Основные
результаты такой политики — экономическая деградация и вопиюще несправедливое
распределение национального богатства, всё меньшая доля которого достаётся тем,
кто его создаёт. Это с каждым днём увеличивает вероятность масштабного
социального взрыва и смуты, которые могут иметь катастрофические последствия.
Важнейшим
инструментом этих опасных процессов служит абсолютно разрушительная и
антисоциальная налоговая политика, приводящая к ограблению миллионов нищающих
граждан и гарантирующая возмутительные финансовые поблажки узкой прослойке
богачей.
Налоговый
механизм, который является ключевым и для распределения национального
богатства, и для инвестиционного обеспечения развития страны и общества,
сегодня работает в России таким образом, что экономика оказывается обречена на
инвестиционный голод, а социальное расслоение неуклонно нарастает. Власть, в
руках которой этот механизм оказался, руководствуется вероломным принципом: как
можно меньше брать с богатого меньшинства и постоянно увеличивать финансовую
нагрузку на бедное и нищее большинство. До бесконечности потрошить его и без
того прохудившиеся карманы, латая таким образом дыры в бюджете. И восполняя
средства, которые нынешняя система не желает изымать у олигархии.
Граждане
всё острее осознают вопиющую несправедливость этой политики и её кризисные
результаты: экономическую стагнацию, развал производственной и социальной
инфраструктуры, падение доходов трудящихся, не прекращающееся почти 5 лет
подряд. И вместе с этим осознанием нарастают массовое разочарование в
проводимой политике, протест против неё.
Власть
понимает это, но вместо смены курса отвечает на происходящее жонглированием
цифрами, «причёсыванием» статистики. Стремится подменить отсутствующие
позитивные результаты их бумажной имитацией и лизоблюдским пиаром.
Не
случайно глава правительства Медведев на прошедшем в начале года X Гайдаровском
форуме заявил буквально следующее: «Современная статистика находится в тупике.
Все задаются вопросами: как теперь правильно считать валовый внутренний
продукт, и вообще, надо ли его считать? Может, пора отказаться от этого
показателя, чтобы адекватно отразить состояние экономики?»
На
самом деле в тупике находится не статистика. Тупиковым является курс, который
навязывают стране правительственные либералы, стремящиеся затушевать его
провальные результаты: жалкий рост экономики; отсутствие реального
импортозамещения, вдвойне необходимого стране в условиях внешних санкций;
нарастание сырьевой зависимости вопреки уверениям, будто она ослабевает; всё
большее обострение проблемы массовой бедности. Но этот курс может утянуть в
тупик и подконтрольную власти официальную статистику, превращая её в средство
манипулирования.
На
днях Росстат срочно пересмотрел результаты собственных отчётов, согласно
которым российская экономика в 2018 году выросла максимум на 1,8%. Теперь
главное статистическое ведомство утверждает, что рост ВВП составил 2,3% и
оказался рекордным с 2013 года. Но никто из авторитетных экономистов, похоже,
не поверил в это утверждение. Они настаивают, что реальный экономический рост —
не выше 1,5—1,7%.
Никакая
корректировка статистических данных не может отменить объективные процессы. А
они доказывают, что выход из кризиса, охватившего страну, возможен только при
условии принципиальной смены курса.
Согласно
данным того же Росстата, которые ведомство ещё не успело подправить, за
повышением пенсионного возраста последовало снижение реального размера средней
пенсии у тех, кто её уже получает. По итогам 2018 года он сократился до 13360
рублей — на 2,4% в сравнении с 2017-м.
Аналогичная
ситуация — с зарплатами работающих граждан. На протяжении всего 2018 года
правительство утверждало, что наблюдается их рекордный за последние 6 лет рост.
Но это утверждение опровергают социологические исследования. Так, согласно
результатам декабрьского опроса холдинга «Ромир», в 2018 году зарплаты были
повышены только у 10% работающих. У 6% они снизились, у остальных — не
изменились.
Рост
цен на важнейшие продовольственные товары составил в минувшем году от 10 до 30
с лишним процентов. Цены на бензин за год выросли на 9,5%. Билеты на поезда
дальнего следования стали дороже на 12%.
Для
сравнения посмотрим, какая политика проводится в Китае под руководством
Коммунистической партии. Китайские власти в пятый раз подряд снизили розничные
цены на бензин и дизельное топливо. Как сообщает агентство «Синьхуа», с начала
2019 года цена тонны бензина и дизельного топлива внутри КНР уменьшится ещё на
370 и 355 юаней соответственно. Такое решение было принято Государственным
комитетом по делам развития и реформ КНР в связи с падением мировых цен на
нефть. Как заявляют представители Комитета, основная цель, которая при этом
преследуется, — поддержка национальной экономики.
А
у нас реализуется прямо противоположная политика. И результаты у неё прямо
противоположные: деградация и разрушение экономики и национальной
промышленности, рост цен и массовое обнищание.
Кризис по
либеральным рецептам
Январские
и февральские социологические опросы показывают: доля тех, у кого полностью
отсутствуют «свободные деньги» и кто вынужден тратить весь доход лишь на
базовые потребности и обязательные выплаты, выросла до 23%. Две трети не могут
позволить себе покупку новой одежды. Средствами на проведение досуга вне дома
располагают менее четверти граждан. Меньше трети рассчитывают на то, что в
перспективе их финансовое положение будет благополучным. 35% серьёзно
обеспокоены ростом цен на продукты питания. 57% имеют непогашенные
задолженности перед банками. Общий долг граждан перед кредиторами подскочил в
2018 году на 22% и достиг 16 триллионов рублей. По своему объёму он достиг
масштабов годового бюджета Российской Федерации.
Всё
отчётливее проявляются негативные последствия, предопределённые двумя
факторами, которые окончательно обозначились в ушедшем году. Первый фактор —
нежелание власти корректировать курс в направлении, соответствующем задачам
роста и технологического прорыва, обозначенным в прошлогоднем Послании
президента и в его указе от 7 мая 2018-го. Второй фактор — переход к политике
полного отказа от базовых социальных обязательств перед обществом. Это
выразилось в пенсионной «реформе» и в резком росте финансовой нагрузки на
трудящихся в виде дополнительных налогов и поборов. Всё это — прямое следствие
олигархического характера политического режима, не готового преодолеть полуколониальное
положение России в мировом разделении труда.
Сырьевой
характер российской экономики только усиливается. На подъёме по-прежнему лишь
те отрасли, которые связаны с продажей сырья за рубеж. В то время как отрасли и
предприятия, не связанные с сырьевым сектором, находятся на грани стагнации и
падения производства. При этом нефтяные цены на мировом рынке остаются
нестабильными и тяготеют к снижению, что негативно сказывается на
финансово-экономическом состоянии страны, посаженной на сырьевую иглу.
Нарастание
сырьевой зависимости подтверждают данные официальной статистики. В 1995 году
доля машин, оборудования и транспортных средств в структуре российского
экспорта превышала 10%, в следующие два десятилетия сократилась до 7%, а за
январь — ноябрь 2018 года едва превысила 6%. Минеральные продукты, то есть
сырьё, в середине 1990-х составляли немногим более 40% экспорта, через 20 лет —
уже 64%.
Закономерно,
что несырьевые отрасли продолжают погружаться в кризис. Так, в обрабатывающей
промышленности рост по итогам 2018-го оказался вдвое меньшим, чем в 2017-м. А в
последние два месяца прошлого года он вообще прекратился. 25% руководителей
обрабатывающих предприятий, принявших участие в недавнем опросе Высшей школы
экономики, пожаловались на снижение объёмов производства, 38% — на отсутствие
достаточного спроса.
Такие
экономические результаты не могут не способствовать снижению доходов
трудящихся. А общество, чьи доходы тают вместе с надеждами на лучшее будущее,
не может быть локомотивом для подъёма экономики.
Но
продолжающие командовать социально-экономической сферой рыночные
фундаменталисты выдвигают всё ту же смертоносную для страны шоковую программу
образца 1990-х. Навязывают её и народу, и российскому руководству, не желающему
отобрать у них экономический штурвал. Это в полной мере подтвердил прошедший в
январе очередной Гайдаровский форум, который давно превратился в главную
«теоретическую» лабораторию по формированию антигосударственной и антинародной
политики, затем реализуемой на практике.
Представители
министерства финансов заявили там о намерении и дальше затягивать на шее
граждан удавку налогов и поборов. Главный архитектор криминальной приватизации
1990-х Чубайс обвинил россиян в том, что они слишком мало платят за
электроэнергию. И призвал к резкому увеличению тарифов для потребителей. А
бывший министр финансов и главный разработчик пенсионной «реформы» Кудрин, ныне
возглавляющий Счётную палату, потребовал распродажи остатков государственной
собственности и возвращения к темпам приватизации чубайсовских времён.
Убийственная
«программа», объявленная главными либеральными идеологами, не встретила никаких
возражений со стороны руководства страны. Потому что оно по-прежнему готово
сверять социально-экономический курс с этими разрушительными рецептами.
В
конце января министерство экономического развития отрапортовало: правительство
готовит новые сделки по приватизации ряда государственных компаний. При этом в
качестве наиболее желательных рассматриваются иностранные акционеры, переговоры
с которыми ведутся в «закрытом режиме».
Лживый
миф, будто частные собственники способны управлять российскими отраслями и
предприятиями более эффективно, чем государство, полностью опровергается
плачевными социально-экономическими результатами, о которых сказано выше.
Сырьевая зависимость, технологическая деградация, обнищание трудящихся — это и
есть главные результаты «эффективного» олигархического управления. Его
дальнейшее сохранение чревато для страны и общества лишь углублением кризиса. А
пользу принесёт только самим олигархам, которые продолжат наращивать свои
баснословные капиталы, распихивать по частным карманам прибыль от эксплуатации
российских ресурсов. И выводить её за рубеж, осуществляя узаконенное властью
разграбление России.
В
2018 году утечка капитала за рубеж ускорилась по сравнению с 2017-м почти в три
раза. В зарубежные банки и офшоры утекло более 67 миллиардов долларов, или 4,5
триллиона рублей. По итогам первых десяти месяцев прошлого года этот
показатель, согласно Центробанку, составлял 42 миллиарда долларов.
Следовательно, только за два месяца из страны умыкнули ещё 25 миллиардов. Но
правительство вынашивает новые планы по приватизации, осуществление которых
лишь ускорит грабительский вывоз капитала из России.
Курс
на окончательное выведение экономики из-под контроля государства не просто не
ослабевает. В последнее время он максимально активизировался. И это сопутствует
общей активизации курса либерального лобби не только на экономический, но и на
политический реванш «партии 90-х», ради которого она готова спровоцировать
социальный взрыв, майдан на российских улицах.
Дорогу
к нему прокладывает и проводимая в стране налоговая и тарифная политика. По
сути, она превращает государство в рэкетира, взимающего всё более непосильную
дань с трудового народа, с тех, кто стремительно беднеет и нищает на фоне
обогащения олигархического клана.
Под прессом
поборов
В
России существует множество налогов, и каждый год их список пополняется. Налоги
и сборы, взимаемые с граждан и организаций, можно разделить на два типа: прямые
и скрытые.
Прямые
— это сборы, которые взимаются с заработной платы. К ним относятся налог на
доходы физических лиц, налог на имущество, земельный и транспортный налоги.
Сюда добавляются прямые сборы с граждан: взнос на капитальный ремонт,
обязательное страхование гражданской ответственности для владельцев
автотранспорта (ОСАГО). А также налоги и сборы, которые уплачиваются
нерегулярно и не всеми: сборы за охоту и рыбалку, водный налог, налог на
наследство.
Средняя
сумма взноса на капремонт в 2018 году составила 580 рублей в месяц, а по Москве
и Санкт-Петербургу — 872 рубля. Сам капремонт может произойти в вашем доме
через 5, 10 или даже 20 лет, но оплачивать его вы обязаны уже сейчас. Согласно
опросу ВЦИОМ, проведённому в августе 2015 года, каждый второй участник заявил,
что такое дополнение к ежемесячным расходам на «коммуналку» обременительно для
его бюджета. 21% называл взнос на капремонт «очень большим», 29% — «достаточно
большим». Нет сомнений: если бы такой опрос повторили сейчас, на фоне
экономического кризиса и массового обнищания, процент недовольных оказался бы
намного выше.
Безусловно,
сфера ЖКХ нуждается в масштабных инвестициях. Жилищный фонд страны стареет
катастрофическими темпами. Коммунальное хозяйство не одно десятилетие находится
в кризисном состоянии. Ветхий и аварийный фонд с 1990 года увеличился на 73%.
Изношенность коммунальных сетей превышает 90%, что служит причиной высокой
аварийности и влечёт человеческие жертвы. Пример тому — целая серия трагических
инцидентов, случившихся в разных регионах страны в январе и феврале.
Но
перекладывать эту проблему на плечи граждан, не исключая даже тех, кто живёт за
чертой бедности, — это откровенно несправедливая и жестокая политика. Она
становится возможной только в результате общей несправедливости механизма
налогообложения в современной России и упорного отказа власти взимать более
высокие налоги с личных доходов самых богатых, вместо того чтобы обирать самых
бедных.
Всё
более заметной нагрузкой ложится на плечи граждан и ОСАГО. Формально это не
налог и не сбор. В бюджет он не поступает, а выплачивается сторонним
коммерческим организациям, которые не имеют никакого отношения к
государственным или муниципальным органам власти, но при этом тоже является
принудительным. Средняя стоимость полиса ОСАГО ежегодно растёт. В 2018 году
произошёл очередной скачок верхней границы базового тарифа. Он увеличился на
800 с лишним рублей по отношению к предыдущей ставке, и его сумма достигла
почти 5000 рублей.
Косвенные,
или скрытые, налоги и сборы — это процентные выплаты, которые выплачивают
предприятия и организации. К ним относятся налог на добавленную стоимость (НДС)
и акцизы. На деле их тоже оплачивают граждане, потому что издержки по их
погашению неизбежно закладываются собственниками в стоимость товаров и услуг. В
итоге народ подвергается дополнительному налогообложению. Его уверяют, будто
платит не он, но это обман.
НДС
— это косвенный федеральный налог, который мы платим каждый день. Юридически
плательщиками НДС являются все предприятия и организации независимо от форм
собственности, имеющие статус юридического лица. И каждый налогоплательщик
включает эту сумму в цену своих товаров и услуг. НДС неизбежно увеличивает их
стоимость. А расплачиваются за это покупатели.
По
расчётам экономистов, повышение НДС с 18% до 20% уже в этом году приведёт к
росту стоимости продовольственных товаров на 10—12%. В результате чего реальные
доходы граждан сократятся ещё на 2% минимум. Этот прогноз уже подтверждается на
практике. Так, за первый месяц 2019 года овощи и фрукты стали дороже в среднем
на 9%. Аналогичным образом повышение НДС повлияет на стоимость бензина и
дизельного топлива, которая, согласно прогнозам, вырастет в нынешнем году на 3
с лишним рубля за литр.
Акцизы
— это косвенные федеральные налоги, которые включаются в цену товара и тоже
уплачиваются покупателями. К подакцизным товарам относятся спиртосодержащая и
табачная продукция, дизельное топливо, бензин, автомобили.
В
конце 2015 года в стране была введена государственная система взимания платы с
перевозчиков, использующих большегрузные автомобили. Она получила название
«ПЛАТОН». Под действие этой системы попали более миллиона грузовых машин.
Введение «ПЛАТОНА» вызвало возмущение перевозчиков по всей стране и повлекло за
собой массовые акции протеста. КПРФ этот протест поддержала. Мы предупреждали:
рост тарифов на перевозки неизбежно отразится на потребительских ценах,
приведёт к их повышению. Жизнь подтвердила нашу правоту. На днях Национальный
союз экспертов в сфере транспорта констатировал: до 7% от сегодняшних отпускных
цен на продовольственные и промышленные товары — это компенсация издержек,
которые производители несут при их транспортировке из-за «ПЛАТОНА». В итоге эти
издержки бьют по карманам покупателей, по кошелькам нищающих граждан.
Вводя
систему «ПЛАТОН», власть объясняла: она необходима для компенсации вреда,
который большегрузные автомобили наносят дорогам. За время действия системы с
перевозчиков собрано около 64 миллиардов рублей. Но для того, чтобы собрать
такую сумму, не обрекая всю страну на дополнительные издержки, достаточно всего
лишь на доли процента увеличить налоговую нагрузку на кучку главных российских
богачей. Однако правительство предпочитает, чтобы жизнь ещё больше дорожала для
бедных и нищих.
Согласно
оценкам специалистов, на непосредственную оплату «реформ», в результате которых
повышаются налоги и сборы с граждан, за год каждый совершеннолетний житель
страны в среднем выложит из своего кармана более 6,5 тыс. рублей. А
среднестатистическая семья — 20 тысяч. В нынешнем году покупательная
способность россиян сократится в общей сложности на 800 миллиардов рублей. Одно
только повышение НДС обойдётся в общем и целом в 500 миллиардов рублей
дополнительных расходов на подорожавшие товары и услуги. Потребительские цены
будут повышаться, а рост самого потребления, принципиально влияющий на рост
экономики в целом, замедлится вдвое: с 3% в 2018 году до 1,5% в 2019-м.
Правила
пенсионного рэкета
Вступившая
в силу пенсионная «реформа», казалось бы, не имеет отношения к налогам и
сборам, но, по сути, является одной из форм принудительного изъятия денег у
граждан, способом вероломного отъёма средств у бедных и нищих для латания дыр в
бюджете и экономике. Уже в этом году порядка 2 миллионов тех, кто по
действовавшему прежде закону мог выйти на пенсию, но теперь лишён этого права,
не получат пенсионные выплаты на общую сумму порядка 300 миллиардов рублей.
Пытаясь
оправдать этот грабёж, власть и официозная пропаганда настаивают: пенсионной
«реформе» нет экономической альтернативы. И она полностью соответствует
общемировым тенденциям повышения пенсионного возраста. Но оба этих утверждения
— откровенная ложь.
Очевидная
альтернатива повышению пенсионного возраста есть. Даже незначительное
увеличение налогового сбора с миллиардеров и миллионеров позволило бы покрыть
любые пенсионные расходы государства, а не грабить миллионы россиян, вынуждая
их непременно продолжать работать на 5 лет дольше. И не создавать при этом
социально опасную дополнительную нагрузку на рынок труда, где скрытая
безработица, согласно оценкам независимых специалистов, и так составляет
порядка 20%.
Что
касается мировых тенденций, то они прямо противоположны пенсионному рэкету,
объявленному в России.
Яркий
пример тому — Китай. В настоящее время там действует закон, предусматривающий
выход на пенсию в 60 лет для мужчин и в 55 лет — для женщин. Китайские власти
объявили, что, опираясь на научные исследования, приняли решение о снижении
пенсионного возраста ещё на 5 лет с 2022 года. В стране, которая под
руководством коммунистов демонстрирует всему миру колоссальные достижения в
экономической и социальной сферах, мужчины будут уходить на заслуженный отдых в
55 лет, а женщины — в 50.
В
таких странах, как Италия и Польша, также официально объявлено о снижении
пенсионного возраста.
Новый
пенсионный закон вызвал массовое возмущение и многотысячные протесты по всей
России. Самыми многочисленными из них стали протестные акции, организованные
КПРФ и нашими союзниками. Минимум три четверти граждан заявляют о
категорическом неприятии пенсионной «реформы». Но власть полностью игнорирует
позицию абсолютного большинства. И тем самым подтверждает свою глубокую и
крайне опасную отчуждённость от общества.
В
январе министр финансов Силуанов публично заявил, что негативная оценка
«реформы» стала для правительства «неожиданностью». Но при этом он полностью
удовлетворён тем, что даже массовый протест против пенсионного закона не
удержал власть от того, чтобы его утвердить. Министр заявил: «Предложение
правительства было воспринято очень тяжело, и, несмотря на все корректировки,
которые были сделаны после широкого обсуждения в обществе, с парламентариями,
напряжение осталось. Однако я и сейчас прекрасно понимаю, что это всё равно
нужно было делать».
Вопреки
здравому смыслу, «партия власти» не желает признавать, что вопиюще
несправедливая пенсионная «реформа» способствует резкому росту социальной
напряжённости. Её представители сожалеют не о принятии грабительского
пенсионного закона, а о том, что он всё ещё не такой жёсткий, как им хотелось
бы. Именно такую позицию безо всякого стеснения высказывают некоторые
представители «Единой России», сетующие, что Дума зря согласилась на смягчение
«реформы». И называющие тех, кто ею возмущён, «иждивенцами».
Что
это, если не абсолютная глухота к голосу народа, к его истинному положению и
его законным социальным требованиям? Та самая глухота власть имущих, которая
прямо провоцирует социальный взрыв.
Новый
пенсионный закон — это не реформа, а самый настоящий социальный геноцид,
проявление жестоких конвульсий неолиберальной политики, продолжающейся со
времени развала СССР, после которого начался крестовый поход разрушителей
против идеи социального государства. И против основополагающих экономических
законов — финансовых, налоговых, производственных, — определяющих уровень
развития и защищённости общества.
Основоположник
научного коммунизма Карл Маркс блестяще доказал непреложное правило: чем выше
производительность труда в материальном производстве, тем больше у общества
возможностей достойно содержать тех, кто трудится в непроизводственных отраслях
— врачей, учителей, учёных, работников культуры. А также тех, кто потерял
способность трудиться в силу возраста и по состоянию здоровья.
По
производительности труда Россия отстаёт от экономически наиболее развитых стран
мира в 1,5—4 раза. И во столько же раз отстаёт от них по размеру пенсионного
обеспечения. Правительство уверяет, что к 2024 году размер средней пенсии в
России достигнет 20 тысяч рублей против сегодняшних 14 тысяч. В то время как в
Германии средняя пенсия в пересчёте на рубли составляет 62 тысячи, в США —
около 80 тысяч, в Швейцарии — почти 120 тысяч, в Дании — более 220 тысяч.
В
указе президента, изданном в мае 2018-го, обозначено: с 2024 года
производительность труда должна расти на 5% ежегодно. Но пока что наблюдается
замедление её роста. Согласно прогнозу правительства, по итогам 2018 года
ожидается снижение роста производительности труда до 1,5% против 2% в 2017-м. В
2019 году правительство ожидает дальнейшего снижения этого показателя — до
1,2%.
Из-за
низкой производительности труда у предприятий исчезает возможность увеличивать
фонд заработной платы, повышается себестоимость продукции, сокращаются вложения
в развитие производства. В итоге не растут ни качество, ни объём продукции. А
уровень жизни трудящихся снижается. Их доходы падают, увеличивается число
живущих за чертой бедности, которое уже превысило 20 миллионов. Рост пенсионных
накоплений граждан в такой ситуации тоже оказывается невозможным.
Руководство
страны постоянно говорит о стратегии научно-технологического развития и
экономической безопасности России. Но у него по-прежнему отсутствуют конкретные
ориентиры на модернизацию производства, ускорение научно-технического прогресса
и повышение эффективности экономики на высокотехнологичной основе. А без этого,
равно как и без серьёзных инвестиций в технологическое обновление, нельзя
рассчитывать ни на рост производительности труда, ни на экономическое
оздоровление в целом.
О
каком инновационном прорыве можно всерьёз говорить, если в экономике России в
среднем используется не более 10% инновационных идей и высокотехнологичных
продуктов против 60—90% в странах Евросоюза, США и Японии? Именно здесь кроется
причина нашего гигантского отставания по производительности труда и по объёмам
производства в высокотехнологичных отраслях.
Финансовая
политика власти не нацелена на то, чтобы преодолеть эту проблему. Она оставляет
неприкосновенными гигантские доходы олигархов, которые при более справедливом
налогообложении можно было бы направить в экономику, в развитие новых
технологий, на современные научные разработки, необходимые для модернизации
производства. Но у безостановочно беднеющих граждан изымают всё больше средств,
значительная часть которых даже не оседает в бюджете, а направляется в
резервный фонд. То есть вкладывается в иностранные ценные бумаги, подпитывая
зарубежную экономику, заморские банки. А в самом бюджете на технологическое
обновление и научно-технические разработки остаются жалкие крохи, что заведомо
исключает решение каких бы то ни было прорывных задач.
В
федеральном бюджете текущего года на финансирование программы
«Научно-технологическое развитие Российской Федерации» выделено менее 4%, а на
обеспечение программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» —
менее половины процента от общей суммы бюджетных расходов. А на выполнение
программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности»
правительство в 2019 году отводит менее 300 миллиардов рублей — 1,6% всех
бюджетных расходов. Причём на научные исследования и опытные разработки пойдёт
всего лишь одна пятидесятая часть из этой суммы.
В
России создана система, призванная обеспечивать не развитие, а беспросветное
отставание и ускоренную деградацию. Общую ответственность за это несут как
приверженцы грабительского либерального фундаментализма, по-прежнему
определяющие у нас экономическую политику, так и руководство страны, которое
окружило себя этими архитекторами кризиса. И, по сути, действует по их указке
при формировании социально-экономического курса.
Эти
господа и в XXI столетии призывают решать проблему отставания России и низкой
эффективности экономики дремучими методами дикого капитализма, средствами
позапрошлого века. В первую очередь — за счёт повышения «интенсификации» труда,
то есть максимального усиления эксплуатации трудящихся. А также за счёт
повсеместного использования дешёвой, неквалифицированной рабочей силы. Что
предполагает постоянный приток в российскую экономику гастарбайтеров.
При
этом власть полностью снимает с богатейших собственников обязанность вкладывать
капиталы в развитие экономики и финансовое обеспечение социальной сферы. Она
отказывается от налогового механизма, позволяющего увеличить финансовую
нагрузку на олигархат, богатства которого созданы за счёт эксплуатации всей
страны и отъёма у неё большей части национального богатства.
А
финансовые бреши в бюджете и в экономике власть наспех заделывает путём
узаконенного ограбления тех, кто и так уже обворован этой уродливой
социально-экономической системой.
Шкала социального
мародёрства
Самым
вопиющим доказательством неприемлемости нынешней политики является упорно
оберегаемая правительством плоская шкала налогов на доходы физических лиц. То
есть на личные доходы граждан.
Согласно
принятому в России законодательству, все платят со своих личных доходов одни и
те же 13% — и нищие, и люди со средним достатком, и долларовые миллиардеры.
Мнимое «равенство» при налогообложении — это один из важнейших симптомов
колоссального неравенства, официально насаждаемого в нашей стране. И
одновременно — одна из главных причин нарастания этого неравенства и
расшатывания социально-экономического фундамента российской государственности.
Когда
всего 13% изымают из дохода миллиардеров, то это, по сути, стимулирование их
безудержного обогащения за счёт страны, исключающего всякую ответственность
перед ней. Именно так можно описать политику действующей власти по отношению к
бережно опекаемой ею олигархии. Когда те же проценты изымают у получающих 15—20
тысяч рублей в месяц, а то и вовсе живущих за чертой бедности, это уже
напоминает откровенный грабёж. Именно этим словом можно обозначить политику
власти по отношению к абсолютному большинству граждан.
Разрушительный
характер действующей системы налогообложения и взимания дани в виде
многочисленных сборов состоит в том, что для людей с низкими доходами она
чрезмерно обременительна, а по отношению к богачам является недопустимо мягкой.
В результате она приводит как к ограблению малоимущих, у которых урезаются
доходы, и без того недостаточные для достойного существования, так и к
ограблению государственной казны, куда не попадают гигантские средства,
прикарманенные олигархией. А значит и к ограблению экономики и социальной
сферы, которые лишаются необходимых инвестиций.
Вопреки
уверениям власти, такая налоговая система, как и принятый в минувшем году
пенсионный закон, полностью противоречат общемировой практике, напоминая о том,
что России навязан капитализм в его самой уродливой и дикой форме.
Не
только в наиболее развитых экономически странах, но практически во всём мире
принята принципиально иная система налогообложения, основанная на принципе: для
богатых — самая высокая ставка, для бедных — самая низкая либо полное
освобождение от налогов.
Во
множестве стран официально определён минимальный уровень годового дохода,
который не облагается налогом. Например, В Финляндии — 16700 евро, во Франции —
7000 евро, в Великобритании — около 15000 фунтов, в Австралии — 18200 долларов.
Всё, что получено свыше этих сумм, подлежит налогообложению. И чем больше
получаемый доход, тем выше налоговая ставка, которая в разных государствах
составляет для богатых 25—50%, а иногда и больше. Иначе говоря, в других
странах налоговая нагрузка на богачей в 2—4 раза существеннее, чем в России. А
при среднем уровне заработной платы граждане в большинстве стран отчисляют
государству гораздо меньший процент доходов, чем у нас. Так, в Германии это
2,5%, во Франции — 5,5%, в Австралии — 10%.
В
ряде стран, стремящихся сделать налоговую систему максимально разумной и
справедливой, пошли ещё дальше. Например, во Франции подоходный налог берётся
не с каждого конкретного человека, а с домохозяйства, и зависит от состава
семьи. Доходы её членов суммируются и платятся в конце года за вычетом
необлагаемого минимума. Семья, где работает один мужчина, а жена не имеет
дохода, будет платить меньше налогов, чем холостой человек с таким же уровнем
дохода, которому не нужно кормить семью. Аналогичные правила действуют в
Германии. Хотя в этих странах нет таких несметно богатых олигархов, как у нас,
чьи выплаты могли бы полностью компенсировать налоговые поблажки, действующие
для граждан с низким и средним доходом.
Нельзя
не привести в пример и налоговую систему Китая, которая сбалансирована
чрезвычайно разумно. Необлагаемый минимум доходов там составляет — в пересчёте
на иностранную валюту — 750 долларов в месяц. То есть порядка 50000 рублей, что
больше средней зарплаты по России. При этом действующая в Китае прогрессивная
шкала предусматривает налоги от 5% для граждан со средним доходом до 45% для
тех, у кого доход наиболее высокий.
Если
бы у нас ввели такую налоговую шкалу, как в Китае, то при сегодняшних зарплатах
от налога были бы освобождены минимум две трети россиян. И это не только было
бы абсолютно справедливо, но и не нанесло бы никакого ущерба государственной
казне. Потому что при такой системе российским богачам пришлось бы отдавать в
неё в 3—4 раза больше средств, чем сегодня.
Приходится
с сожалением признать: существующая в нашей стране система налогообложения,
сохраняя которую власть жертвует экономической безопасностью государства и
благополучием граждан, является едва ли не самой бездарной, противоестественной
и несправедливой на планете. Но с таким же сожалением приходится констатировать
и то, что это закономерно. Ведь мало где в мире власть так тесно сплелась с
олигархией и так демонстративно позволяет ей загребать гигантские прибыли, не
делясь со страной, никак не способствуя её развитию и укреплению.
По
данным российских и зарубежных экспертов, в России сегодня 74 долларовых
миллиардера. 10 самых богатых из них в минувшем году увеличили свои капиталы на
11% против 7,5% роста у 10 богатейших американцев и 3% — у 10 богатейших
британцев. Но российские нувориши платят в несколько раз более низкие налоги,
чем их иностранные «коллеги». А россияне с низкими и средними доходами обязаны
отдавать государству в несколько раз большую долю заработанного, чем небогатые
люди в других странах. Иными словами, вынуждены оплачивать из своих
прохудившихся карманов абсолютно несправедливые послабления для богачей и
откровенно олигархический характер социально-экономического курса.
Даже
если ты растишь маленьких детей и содержишь пожилых родителей, даже если тебе
не хватает средств на то, чтобы прокормить собственную семью, эта система всё
равно заставляет тебя платить за неприкосновенность доходов олигархии и за её
классовое единение с нынешней властью.
1
февраля премьер-министр Медведев подписал постановление об увеличении пособий и
компенсаций ветеранам и инвалидам, а также пособия на погребение пенсионеров.
Это «увеличение» нельзя назвать иначе как издевательским. Ежемесячное пособие к
пенсии ветеранов будет увеличено на 97 рублей. Выплата инвалидам I группы
вырастет на 156 рублей, инвалидам II группы и детям с инвалидностью — на 111
рублей, инвалидам III группы — на 89 рублей. Пособия на погребение пенсионеров
увеличатся на 245 рублей. В некоторых регионах такие «прибавки» даже не покроют
дополнительные расходы на вывоз мусора, которые решением правительства включены
в платёжки россиян с 1 января.
Власть
не стыдится «одаривать» инвалидов и стариков жалкими подачками. Не беспокоится
о том, как общество реагирует на то, что при такой политике самым незащищённым
достаются от государства только крохи. Но к олигархам та же власть относится
так бережно, будто это беспомощные инвалиды, которым нужно создать максимальные
социальные поблажки, охраняя их от малейшего беспокойства. И от народа, с которым
нувориши не желают делиться, предпочитая, чтобы их долг перед страной погашали
бедные и нищие.
Трое
крупных собственников, ставших в 2018-м «чемпионами России» по росту своих
капиталов, разбогатели в минувшем году ещё на 840 миллиардов рублей. Для сравнения,
бюджет национального проекта «Образование» на предстоящие 5 лет составляет 747
миллиардов. Бюджет национального проекта «Наука» на предстоящие 5 лет — 640
миллиардов. Но власть не желает брать с миллиардеров больше налогов — даже ради
увеличения инвестиций в науку и образование, категорически необходимые стране,
рискующей, как недавно признал президент Путин, отстать навсегда.
Суммарное
состояние трёх богатейших олигархов страны достигло 57 миллиардов долларов. В
рублях это 3,8 триллиона — сумма, сопоставимая с расходами, которые
предусмотрены в федеральном бюджете нынешнего года по таким статьям, как
«Национальная экономика» и «Оборона». Но капиталы богатейших дельцов остаются
неприкосновенными — даже несмотря на то, что, увеличив для них налоговую ставку,
государство смогло бы вкладывать намного больше в обеспечение военной и
экономической безопасности России.
82%
личного богатства в нашей стране приходится на долю 10% самых обеспеченных.
Девяти десятым граждан остаётся меньше пятой части богатства. По уровню
социального и имущественного неравенства мы прочно занимаем одно из первых мест
в мире. Если бы налоги, собираемые с десятой части россиян, владеющих восемью
десятыми богатства, были увеличены хотя бы на четверть, это позволило бы
полностью освободить 90% граждан от налогов и поборов. А если бы налоги на
доходы самых богатых увеличили в 3—4 раза, это привело бы к принципиальному
повышению уровня жизни всех остальных. И позволило бы покончить с нищетой, в
которой у нас сегодня живут десятки миллионов людей.
Категорически
несправедливое распределение национального богатства — вот первопричина
массовой бедности и системного кризиса, охвативших нашу страну. Поэтому есть
все основания утверждать: нынешняя налоговая система — это главный генератор
социально-экономического коллапса, грозящего превратиться в коллапс
политический. И одновременно — главный тормоз на пути к его преодолению.
При
такой системе создаётся абсолютно противоестественная ситуация: налоговые
доходы не способствуют увеличению инвестиций в развитие страны.
В
федеральном бюджете на предстоящую трёхлетку запланирован рост расходов всего
на 3%. А инфляция в тот же период, даже согласно официальному прогнозу, будет
составлять не менее 5% в год. И вместо роста расходов бюджета мы получим их
реальное снижение. В том числе и по таким важнейшим статьям, как «Национальная
экономика», «Оборона» и «Социальная политика».
Специалисты
единодушно констатируют: попытки российской власти получить ресурсы для
развития путём наращивания налогового давления на нищающих граждан — это путь в
никуда.
Увеличение
прямых и косвенных поборов с трудящихся оборачивается фактическим социальным
геноцидом против них. Власть оправдывает это увеличение «оздоровлением» бюджета
и потребностями экономики. Но ужесточение налогового пресса на граждан с
низкими и средними доходами не приносит экономике никакой пользы — один только
вред. Прямым следствием этого становятся низкие темпы экономического роста,
дальнейшее падение реальных доходов и нарастание вопиющего социального
неравенства.
Свернуть с
губительного курса
Древнекитайский
философ Сюнь-цзы говорил: «Взимание непомерных налогов — это путь, вызывающий
разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства». Эти слова,
произнесённые 22 столетия назад, звучат так, будто сказаны о сегодняшней
России. И если дополнить их с учётом нынешних реалий, то можно сказать: отказ
от взимания высоких налогов с богачей толкает государство на такой же гибельный
путь, как и взваливание непомерного налогового бремени на бедных.
Картина,
нарисованная древним философом, характерна не только для налоговой системы, но
и для сегодняшней социально-экономической системы в целом. Эта система
узаконивает откровенный разбой против граждан. Способствует безостановочному
обогащению и усилению внешних и внутренних противников России, которым — в лице
олигархии и транснационального капитала — отдаёт на откуп экономику страны. А
контроль над экономикой — это важнейшая предпосылка для политического контроля
над страной. Наконец, эта система прямо способствует развалу государства,
настойчиво подталкивая его к социальному коллапсу и гражданской смуте, о
которых наши противники как раз и мечтают.
Последние
социологические исследования полностью подтверждают, что настроения в
российском обществе стремительно меняются и приобретают всё более явный протестный
характер.
За
время, прошедшее после президентских выборов 2018 года, уровень доверия граждан
к главе государства и правительству снизился почти вдвое.
Количество
не одобряющих деятельность правительства за последний год выросло с 51% до 61%.
Подобного не происходило с 2005 года. 53% заявляют, что кабинет министров
необходимо отправить в отставку.
Впервые
за последние 13 лет тех, кто уверен, что Россия движется по неверному пути,
насчитывается больше, чем тех, кто по-прежнему считает, что дела идут в
правильном направлении: 45% против 42%. Ещё год назад веривших, что страна идёт
верным курсом, было на 13% больше, а убеждённых, что нынешний курс ведёт в
тупик — на 17% меньше.
Один
из недавних опросов принёс такие результаты: больше всего граждане стыдятся
массовой нищеты, в которую ввергнута страна, и последствий перестройки,
закончившейся развалом Советской державы и отказом от социализма. А самую
большую гордость у них вызывают Победа советского народа в Великой
Отечественной войне и выдающиеся мирные достижения СССР: экономические,
космические и научные.
Общество
всё отчётливее осознаёт: сохранение ориентации на либеральный фундаментализм
ведёт страну к катастрофе, лишает Россию возможности вырваться из оков бедности
и нищеты и грозит потерей не только экономического, но и политического
суверенитета, который невозможно сохранить при слабой и тотально зависимой от
внешних сил экономике. Стране необходимы новый курс и принципиально обновлённое
правительство народного доверия, способное проводить политику в интересах
абсолютного большинства.
Уберечь
общество от смуты, а государство от развала может только такая политика, в
основу которой лягут два важнейших принципа: социальная справедливость и
реальная модернизация экономики на базе современных научно-технических
достижений.
Мы
обязаны понимать: насколько реализация такой политики необходима для спасения
страны, настолько же она и сложна. У нас есть все возможности для её
реализации. Но лишь при том условии, что в руки государства и общества будут
возвращены финансово-экономические ресурсы, которые позволят ликвидировать
технологическое отставание России, вызванное разрушительным неолиберальным
курсом, и вывести страну на путь опережающего развития. Сегодня эти ресурсы
сосредоточены в стратегически важнейших отраслях, подконтрольных олигархии, в
её карманах. Их необходимо перераспределить в пользу общества.
Первым
шагом на пути к реализации нового курса, противоположного нынешней тупиковой и
разрушительной политике, должна стать разработка мобилизационной стратегии
социально-экономического развития. Такая стратегия предполагает и серьёзную
политическую составляющую. Потому что принципиальное перераспределение
национального богатства, без которого нам не обойтись, требует политической
воли и принятия мер, не ограниченных сугубо экономическими рамками.
Мобилизационная
стратегия может быть основана только на ясной и последовательной программе
преобразований, отвечающих интересам страны. Этому требованию отвечает наша
программа «10 шагов к достойной жизни», на основе которой можно решать ключевые
задачи:
—
Кадровое обновление власти, удаление из неё приверженцев неолиберальной
идеологии и всех тех, кто лоббирует интересы олигархии и транснационального
капитала.
—
Возвращение минерально-сырьевой базы России под государственный контроль.
—
Отстранение олигархии и представителей транснационального капитала от
управления предприятиями, относящимися к стратегически важнейшим сферам.
—
Принципиальный пересмотр налогового законодательства. Введение прогрессивной
налоговой шкалы для богатых. Сокращение налогов для граждан со средними
доходами. Полное освобождение малоимущих от налогов и сборов.
—
Ликвидация налога на добавленную стоимость, провоцирующего рост цен и
снижающего конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и
внешнем рынках.
Реализовать
мобилизационную стратегию — это значит научиться планировать хозяйственную
жизнь страны, её социально-экономическое развитие. Как это следует делать,
демонстрирует С.Г. Левченко, идущий путём пятилетнего планирования развития
Иркутской области. Такие же подходы позволили А.Е. Локотю эффективно управлять
Новосибирском. Они же обеспечили первые успехи А.Е. Клычкова на Орловщине.
Именно
планирование производственной деятельности и социальной жизни коллективов
обеспечивает результативность работы предприятий П.Н. Грудинина, И.И.
Казанкова, И.А. Сумарокова, И.А. Богачёва и других руководителей, исповедующих
советские принципы управления. Не случайно комплексная поддержка народных и
коллективных предприятий — важнейшая часть антикризисных мер, предлагаемых
КПРФ.
Решение
всех этих задач является необходимым условием формирования бюджета полноценного
развития, повышения реальных доходов граждан, восстановления отечественной
промышленности на новом технологическом фундаменте, обновления жилищной
инфраструктуры по всей стране и притока масштабных государственных инвестиций в
экономику, здравоохранение, науку и образование.
Только
наша программа позволит России найти мирный выход из системного кризиса. Встать
на новый путь, не наступив на мину социального взрыва и гражданской смуты,
которую закладывают под фундамент нашей государственности идеологи и проводники
сегодняшнего курса.
Противники
неоднократно пытались подтолкнуть нашу страну к краю пропасти. И всякий раз их
смертоносные планы рушились благодаря сплочению общества на основе тех
ценностей и стремлений, которые объединяют всех, кому дорога Россия. Всех, кто
заинтересован в её успешном развитии и процветании.
Уверен, мы и теперь сумеем сплотиться вокруг программы преодоления кризиса, отвечающей интересам большинства. И свернуть с пути деградации и разрушения на путь социального, экономического и духовного возрождения нашей Родины.