Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Д.Г. Новиков: Могущественное орудие русского слова

В Государственной Думе состоялся круглый стол на тему: «Судьба русского языка – судьба народа». Его работа открылась выступлением Председателя ЦК КПРФ, руководителя партийной фракции в Государственной Думе Г.А. Зюганова.

KPRF.RU. Фото Сергея Сергеева
2018-11-15 21:28
Новиков Дмитрий Георгиевич
Заместитель Председателя ЦК КПРФ
Новиков
Дмитрий
Георгиевич
Заместитель Председателя ЦК КПРФ
Персональная страница

Публикуем выступление на «круглом столе» заместителя Председателя ЦК КПРФ, первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ Д.Г. Новикова.

Уважаемый Геннадий Андреевич!

Уважаемые участники!

Писатель жив, пока его читают. Спустя 200 лет после своего рождения И.С. Тургенев остаётся одним из самых любимых представителей русской литературы – в России, и за её пределами. Его произведения включены в школьные программы и издаются довольно прилично в нынешнее малотиражное время.

«Поэт в России – больше, чем поэт». Великие творцы русской литературы никогда не заключали себя в кокон «чистого искусства», не ограничивались рамками гордого индивидуализма и пустой отвлечённости.

Обратимся ли мы к Пушкину или Гоголю, Льву Толстому или Чехову, Горькому или Шолохову – всюду мы увидим гражданский пафос, внимание к острым вопросам современности и попытки на них ответить.

Иван Сергеевич Тургенев занимает в этом ряду особое место. Яркий представитель критического реализма неустанно подчёркивал, что гений писателя не может «витать в облаках». «Если в сердце его не кипит русская кровь, если народ ему не близок и не понятен прямо, непосредственно, без всяких рассуждений, пусть он лучше не касается святыни…», - подчёркивал писатель в одной из рецензий.

Современники Тургенева отмечали его любовь к русскому языку, стремление к глубокому изучению родного народа и обстоятельств его жизни, жажду уловить «нерв эпохи», понять прошлое, настоящее и будущее России. В письме В.П. Боткину В.Г. Белинский писал: «Русь он понимает. Во всех его суждениях виден характер и действительность».

Пустое дело – попытки представить писателя как космополита (дескать, значительную часть жизни он провёл за границей). Но такие попытки есть. В одном из учебников литературы утверждается, что идеалом Тургенева были страны европейского Запада. На самом деле писатель крайне критичен относился к европейской действительности. «…Общий уровень нравственности понижается с каждым днём, и жажда золота томит всех и каждого – вот вам Франция», - писал он публицисту и поэту И.С. Аксакову.

Тургенева влекла на Западе вовсе не консервативно-буржуазная реальность. Он тесно общался с теми, кто отстаивал передовые идеи. В их числе Виктор Гюго, Жорж Санд, Чарльз Диккенс. Из числа соотечественников за рубежом Тургенева взаимодействовал не с охранителями, а с людьми прогрессивных взглядов, в том числе революционных. Среди них А.И. Герцен, П.А. Кропоткин, Г.А. Лопатин – автор первого перевода «Капитала» К. Маркса на русский язык.

Нет, Иван Тургенев не принёс свой русский гений в жертву заграничному благополучию. Он хорошо знал Россию и чувствовал народную душу.

Напряжённая духовная связь с окружающим миром началась на заре его сознательной жизни. Можно вспомнить, с какой ненавистью писатель отзывался о крепостничестве. Мать Тургенева – женщина начитанная, внимательно следившая за новинками русской и зарубежной литературы, Варвара Петровна стала прототипом жестокой помещицы в «Муму» и других рассказах писателя.

Впечатления детства легли в основу первого значительного произведения Тургенева – цикла рассказов «Записки охотника». «Батальный огонь против помещичьего быта России», - так охарактеризовал их И.С. Аксаков.

При этом Тургенев решительно отвергал трактовку, которую давали «Запискам» славянофилы, умилявшиеся покорностью народа. «Я вижу трагическую судьбу племени, великую общественную драму там, где Вы находите успокоение и прибежище эпоса», - полемизировал он.

Ненависть Тургенева к крепостничеству была не умозрительной. Он выстрадал её с малых лет. Оттуда же сочувствие Тургенева к крестьянам. В отличие от других, Тургенев сумел разглядеть в русском мужике сострадание, тягу к правде и знаниям и другие духовные качества. Они пробивались даже через толстый слой нужды и неграмотности, порождённый крепостничеством.

После учебы в Московском и Петербургском университетах Тургенев уезжает в 1838 году в Берлин. Но покинуть родину его заставила не только жажда знаний. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из моей дали сильнее напасть на него… враг этот был – крепостное право», - признавался он.

Именно за границей были созданы «Записки охотника». Они, по словам М.Е. Салтыкова-Щедрина, положили начало «целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».

Да, эта книга первой так остро и так талантливо подняла тему крепостничества. «Записки» вызвали громадный отклик в сердцах читателей и недовольство властей. Тургенев мастерски передал черты характера простого человека. Это не озлобленные нуждой фигуры, а настоящие личности с богатым внутренним миром. Певцу-самородку Якову-Туроку и житейскому философу Касьяну противостоят богатые и образованные, но духовно нищие помещики, такие как Комов и Шумихин. Пеночкина из «Бурмистра» В.Г. Белинский считал самым отвратительным из героев «Записок». А В.И. Ленин в статье «Памяти графа Гейдена (чему учат народ наши беспартийные «демократы»)» сравнивает его с либеральным аристократом и псевдо-гуманистом: «Перед нами – цивилизованный, образованный помещик, культурный, с мягкими формами обращения, с европейским лоском. Помещик угощает гостя вином и ведет возвышенные разговоры. «Отчего вино не нагрето?» - спрашивает он лакея. Лакей молчит и бледнеет. Помещик звонит и, не повышая голоса, говорит вошедшему слуге: «Насчёт Фёдора... распорядиться». Вот вам образчик гейденовской «гуманности».

Цензор, согласовавший выход в печать «Записок охотника», был уволен по личному распоряжению Николая I с лишением пенсии. Тургенева выслали в родную деревню с запретом жить в столицах. Здесь он после смерти матери в 1850 году отпустил на волю всех дворовых крестьян, наделил их землёй и помог обзавестись хозяйством. Перед Тургенев принимал активное участие в её обсуждении реформы 1861 года.

Тургенев оставался гражданином с большой буквы. Так ли воспринимают его сегодняшние читатели? Понимают ли они, что хотел сказать он своим творчеством? Огромную роль в этом играет школа. Она помогает разглядеть замысел писателя, узнать среду, в которой он жил. Она даёт целостную картину жизни и творчества писателя. Правильный анализ произведения даёт представление об эпохе, о закономерностях исторического развития. Без этого человек словно находится в вакууме. Не понимая прошлого, он не имеет системы координат для настоящего и будущего. Он подвержен любым манипуляциям.

Сегодня школьная программа по литературе даёт порой весьма специфическое представление о знаменитых писателях. Они искусственно помещаются во вневременное пространство. Социально-политический пафос их произведений вымарывается. Перед школьниками предстают идейно-оскоплённые философы, размышляющие исключительно о вечных истинах. Именно такая характеристика творчества И.С. Тургенева просматривается в одном из учебников по литературе для 10 класса, изданном в 2012 году.

А ведь Тургенев, по мнению современников, был наиболее проницательным художником своей эпохи. Он не был сторонником «чистого искусства», а выступал исследователем и живописцем социальной жизни. Он откликался на все важнейшие социальные и идейные тенденции, умел дать их целостную картину, оценить их суть, предугадать их судьбу.

Недаром советский литературовед А. Лаврецкий подчёркивал: «Если бы у нас из всех источников для изучения 40-х гг. [1840-х] остался один «Рудин» или одно «Дворянское гнездо», то всё же можно было бы установить характер эпохи в её специфических чертах». К слову, сам писатель сурово обличал тех представителей лжеромантизма, которые демонстрируют полное равнодушие к социальным вопросам.

То, что Тургенев создавал «реальные картины действительности, а не фантастические эскизы», - отмечал лично знавший его француз Проспер Мериме.

Какую книгу Тургенева не открыть, всюду мы найдём нерв эпохи. В романе «Рудин» о 1840-х годах, главный герой книги - собирательный образ молодых людей, стремящихся к борьбе за справедливость. Изображая на примере Евгения Базарова демократическую молодёжь 1860-х годов, Тургенев подметил высокие идеалы этого поколения, стремление сделать жизнь народа лучше. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят …от безобразного состояния общества, одним словом, исправьте общество, и болезней не будет», - говорит Базаров.

Как большой художник, Тургенев интересовался всеми тенденциями российской общественной жизни. Он и в этом был новатором, поражал современников своей зоркостью.

В романе «Дворянское гнездо» наглядно просматривается историческая обречённость вырождающегося дворянства.

В романе «Новь» впервые в русской литературе в качестве самостоятельного героя выступает фабричный рабочий – Павел Егорович. Он трезво смотрит на жизнь, он энергичен. «Будущим народным революционером» назвал своего героя Тургенев в письме К.Д. Кавелину.

Ярким доказательством того, что Тургенев был далёк от охранительства, является его стихотворение в прозе - «Порог»...

В «Записках охотника» и в «Дневнике лишнего человека» у Тургенева появляется образ «лишнего человека».

Но Тургенев не клеймит своих героев – «лишних людей». Он даёт понять, что все лучшие черты человеческого характера подавляются воспитанием и средой. Восхищение писателя вызывает готовность его героев к самоотверженному порыву. Рудин погибает на баррикадах Парижа. Герой романа «Накануне» Дмитрий Инсаров посвящает себя освобождению родной Болгарии от турецкого владычества.

Тургенев был подлинно русским писателем. Благодаря ему в русскую литературу вошёл образ «тургеневских девушек». Это светлые, чистые, самоотверженные и нравственно сильные русские женщины.

Сегодня, спустя 200 лет, творчество И.С. Тургенева доказывает нам, что настоящее искусство не может быть оторвано от реальности, не может закрываться от насущных проблем современности.

И, конечно же, в произведениях, статьях, письмах писателя постоянно сквозит тема величия и богатства русского языка. Тургенев подчёркивал: «Я никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском языке; в противном случае я был бы не художник, - просто – дрянь. Как это возможно писать на чужом языке – когда и на своем-то, на родном, едва можно сладить с образами, мыслями и т. д.!».

«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас», - призывал он в одном из писем.

Его «Стихотворения в прозе» завершаются великолепными строками стихотворения «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу

Как же важно повторить эти слова сегодня! Разрушение Советского Союза привело не только к глубокому социально-экономическому кризису. Оно нанесло сильнейший удар по культуре нашей страны, вызвало невиданный регресс образования и науки.

Иногда невежеством, а чаще – сознательной ложью – объясняются утверждения, что в советскую эпоху русская классическая литература находилась в «загоне». В действительности, глубокое знакомство с нею широких народных масс произошло именно в советское время. Произведения Тургенева издавались миллионными тиражами. Его собрания сочинений были выпущены восемь раз. Среди них – полное собрание сочинений в 28 томов (Москва – Ленинград, 1960-1968 гг.).

Только оцените: первый музей И.С. Тургенева в Орле создаётся в тяжелейшие годы Гражданской войны. Разруха и неустроенность не мешают кропотливой научной работе исследователей жизни и творчества писателя. После начала Великой Отечественной музей в Орле эвакуируется в Пензу. И уже вскоре он возобновил работу. Сохранить удалось все музейные реликвии. А в феврале 1944 года – спустя лишь полгода после освобождения разрушенного Орла – музей снова открыл свои двери для посетителей.

Характерна и судьба усадьбы Тургеневых «Спасское-Лутовиново». В 1906 году дом сгорел, территория имения пришла в упадок. Спасти ситуацию помогло принятое в 1921 году распоряжение советского правительства об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. Спустя год «Спасское-Лутовиново» было официально объявлено музеем. Были проведены первые ремонтные работы. В дальнейшем был заново отстроен дом Тургенева.

А теперь вглядимся в нынешнюю эпоху. Самое разительное отличие – это положение русского языка. «Могучий, правдивый и свободный» язык Тургенева находится в кризисе. После победы социалистической революции он стал одним из наиболее популярных языков. Число владеющих им в мире постоянно росло.

В начале прошлого века на русском разговаривало около 150 миллионов человек. К концу 1980-х годов это число выросло до 350 миллионов. Причём почти 70 миллионов из них проживало за пределами СССР.

После 1991 года наблюдается обратная тенденция. Теперь это число сократилось почти на 100 миллионов. Воистину: «судьба русского языка – судьба народа».

Новые поколения бывших советских республик часто незнакомы с языком Пушкина, Тургенева и Шолохова. По последним данным, 16 процентов жителей Казахстана, 50 процентов – Киргизии, 59 процентов – Узбекистана, 67 процентов – Таджикистана и 82 процента – Туркмении вообще не владеют русским языком. В Туркмении численность обучающихся на русском языке упала за 20 лет на 95 процентов – со 127 до 6,5 тысячи человек. В остальных республиках ситуация не столь катастрофична, но идёт в том же направлении.

Преследование русского языка развернулось в Прибалтике, на Украине, в Грузии. В Латвии принято решение, что через три года все школы страны должны полностью отказаться от русского языка в старших классах, в начальной и средней школе на русском будет преподаваться минимум предметов. И это при том, что 36 процентов жителей называют русский родным языком.

На Украине разномастные националисты призывают запретить русский язык. Уже запрещена русскоязычная реклама. Готовится новый закон о языке. Он предусматривает тотальную «украинизацию» сферы образования, СМИ и издательского дела. А Министерство образования уже выпустило распоряжение о полном переводе обучения в школах и вузах на украинский язык.

Да, тревожно положение русского языка в мире. Это прежде Советский Союз являлся примером для подражания. Он нёс миру свет прогрессивной идеологии и культуры. Теперь Россия оказалась на задворках глобальной системы капитализма и потеряла значительную часть своего влияния.

Разговоры о «русском мире» ведутся. Но они не привели к кардинальной смене приоритетов в государственной политике. Экономические, политические, информационные и культурные позиции России на постсоветском пространстве продолжают ослабевать. И это – в условиях агрессивной западной экспансии.

По сути, очаги русской культуры сохраняются благодаря энтузиастам. Но они есть, и должны стать основой для возрождения. Можно назвать Славянские университеты в Киргизии, Таджикистане, Армении, Белоруссии, Азербайджане и деятельность Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. Подобные организации и инициативы должны получать государственную поддержку, стать приоритетом политики Москвы в эпоху обострения международных отношений.

Главным двигателем этого процесса должна стать политика в самой России. Пока внутри нашей страны культура, образование и наука находятся в кризисе. Эксперименты с образованием привели к резкому падению уровня грамотности. Анализ школьных сочинений и заданий ЕГЭ показывает, что ученики не отличают разговорную речь от литературной, не знают элементарных правил русского языка. Лишь каждая третья выпускная работа выполнена без орфографических ошибок. Ещё хуже дела с пунктуацией и грамматикой. Крайне слабо владеют абитуриенты школьной программой по литературе.

Происходит общая культурная деградация. Когда интернет и телеэкраны заполнены пропагандой пошлости и насилия, когда государство выделяет на культуру и образование мизерные средства, ожидать ренессанса нельзя. Уже всерьёз стоит перед нами опасность утраты нашего родного языка – одной из важнейших скреп, удерживающих страну и народ от распада.

Эту проблему необходимо решать, руководствуясь мудрыми словами И.С. Тургенева: «…берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.