Памяти Станислава Сергеевича Говорухина
Русская культура понесла тяжёлую утрату. Ушёл из жизни Станислав Сергеевич Говорухин. Мы потеряли взыскательного друга, товарища, отзывчивого, широкосердечного человека.
Геннадий
Андреевич
В многообразной плеяде советских
деятелей культуры, перешагнувших из 20-го в 21-й век, Станислав Говорухин –
одно из самых ярких, интересных и загадочных имён.
Самобытный и уникальный режиссёр
художественного и документального кино. Яркий, запоминающийся актёр. Трепетный
художник-пейзажист, наследник русской реалистической живописной школы – так ещё
и ещё раз проявилась его любовь к Родине. Выдающийся общественный деятель и
политик.
Романтик и реалист в одном лице.
Сын донского казака, личность противоречивая и страстная, он искренне верил в
возможность переустройства мирра – к лучшему и справедливому. «Так жить
нельзя», – сказал он в канун лихих
девяностых в одноимённом документальном фильме. Но и так жить нельзя, – понял он в годы ельцинского лихолетья. Именно
в эти годы он был вместе с нами и вошёл в Президиум Народно-Патриотического Союза
России.
Позже, в соответствии со своим
пониманием гражданского долга и ответственности государственника, каким он
всегда являлся, Станислав Сергеевич стал главой предвыборного штаба нынешнего
президента. Хотя это обстоятельство ни в малейшей степени не мешало ему в своих
публичных выступлениях отдавать должное советской системе науки, образования и
воспитания.
Один из признаков большого
таланта художника – личностный максимализм. Именно это качество отличает
Станислава Сергеевича Говорухина – в киноработах, живописи и поступках
общественного и политического деятеля.
Снимая «Вертикаль» и «Место
встречи изменить нельзя» - свои наиболее значительные работы – он не случайно
выбрал Владимира Высоцкого, соответствующего именно его представлениям о
современном герое. Так же как в «Ворошиловском стрелке» не случайно лидирует
великий Михаил Ульянов, как бы продолжая традицию маршала-максималиста Георгия
Константиновича Жукова.
Высочайший интеллект, широкое
образование, глубокое знание мировой классики дали возможность Говорухину
создать целую серию неподражаемых экранизаций для детей. Он и здесь был верен
себе в выборе авторов и героев: «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»,
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Именно эти фильмы
формировали детское и юношеское сознание советских зрителей.
Всякий раз, делая свой, будь то
художественный или политический выбор, Станислав Сергеевич Говорухин находился
в согласии, прежде всего, со своей совестью. Ничто не останавливало его,
например, в нелицеприятной оценке поведения жителей любимой им Одессы. Он
глубоко страдал от украинского раздора, но был непреклонен в своём гражданском
максимализме. Именно внутренняя независимость, внутренняя свобода и честность
сформировали в нём выдающуюся личность, о месте которой в искусстве и русской
истории будут ещё долго думать и рассуждать не только наши современники, но и
грядущие зрители – граждане будущей России.
Прощайте, дорогой Станислав
Сергеевич.
Председатель ЦК КПРФ,
Руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе РФ
Г.А. Зюганов.