Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

В.Ф. Рашкин: «От кризиса и стагнации к социально-экономическому развитию страны: первоочередные шаги»

Сегодня, 30 марта, открывается Московский экономический форум.

Пресс-служба МГК КПРФ
2017-03-30 11:41
Рашкин Валерий Фёдорович
Член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета
Рашкин
Валерий
Фёдорович
Член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета
Персональная страница

«Московский Экономический Форум - это международная экспертная площадка по выработке стратегических решений и антикризисных программ, направленных на развитие экономической политики России, - сказано на официальном сайте форума. - На Форуме проводится анализ противоречий доминирующего сегодня курса развития России, оценивается потенциал альтернативного развития и возможности для его реализации». Однако заместителю Председателя ЦК КПРФ, депутату Госдумы Валерию Рашкину отказали в возможности выступить с его докладом «От кризиса и стагнации к социально-экономическому развитию страны: первоочередные шаги». Предлагаем вашему вниманию текст доклада.

Кризис, начавшийся в 2014 году, продемонстрировал структурные проблемы российской экономики, ее неустойчивость, внутреннюю слабость и сильную зависимость от внешних факторов.

Это подтверждается данными официальной статистики. Произошло снижение ВВП. Уже в 2014 году, когда экономическая ситуация резко ухудшилась в связи с падением цен на нефть и антироссийскими санкциями, рост ВВП страны составил только 0,7% вместо запланированных 2,5 - 3%. В 2015 году произошло снижение ВВП на 2,8% по отношению к 2014 году, в 2016 году – снижение на 0,2% по отношению к 2015 году.

Показатели промышленного производства также снизились. В 2015 году произошло снижение промышленного производства на 3,4%, причем преимущественно за счет обрабатывающих производств, где снижение составило 5,4% (для добычи полезных ископаемых индекс производства не снизился; здесь даже в кризисный период рост составил 0,3%). В 2016 году зафиксирован рост индекса промышленного производства на 1,1% по сравнению с 2015 годом, однако для обрабатывающих производств прирост составил только 0,1%.

Снижается доля организаций, занимающихся инновационной активностью: в 2013 году таких организаций было 10,1%, в 2014 году – 9,9%, в 2015 году – 9,3%.

В 2014-2016 годах активно шел процесс банкротства предприятий, причем он особенно затронул сферу малого и среднего бизнеса. В 2016 году количество официально ликвидированных организаций превысило количество зарегистрированных организаций более чем на 250 тысяч.

По данным ООН, в 2014-2015 годах снизились объемы российского экспорта и импорта: в 2014 году объем экспорта сократился примерно на 6%, импорта – на 9% по сравнению с 2013 годом, в 2015 году объем экспорта упал примерно на 31%, импорта – на 36% по сравнению с 2014 годом. По данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году импорт снизился на 0,4% по сравнению с 2015 годом, экспорт – на 17%.

Падают реальные располагаемые денежные доходы населения. В 2014 году они сократились, согласно данным Росстата, на 0,7%, в 2015 году – на 3,2%, в 2016 году – уже на 5,9%.

Растет численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Так, в 2014 году таких россиян было 16,1 млн человек, что на 0,6 млн человек больше, чем в 2013 году; в 2015 году таких россиян было уже 19,1 млн человек (без учета Крыма и Севастополя); в первом полугодии 2016 года – уже 21,4 млн человек.

Растет задолженность по заработной плате: на начало 2014 года суммарная задолженность по зарплате в стране составляла 1,9 млрд рублей, по последним данным Росстата она составляет более 3,6 млрд рублей. Снижается число высокопроизводительных рабочих мест: в 2015 году на 9,1% по сравнению с 2014 годом, в 2016 году – на 4,8% по сравнению с 2015 годом.

Кризис неизбежно сказался и на состоянии государственного бюджета. Официально установленный дефицит федерального бюджета на 2017 год составляет более 2,75 трлн рублей, то есть около 20% запланированных доходов бюджета в 2017 году. В кризисных условиях государство пытается избавиться от части расходов, в том числе урезая свои обязательства перед населением, что еще сильнее усугубляет ситуацию в условиях падения доходов.

Кризис обнажил несостоятельность сырьевой модели экономики, нерациональное расходование нефтегазовых доходов в течение долгих лет, отсутствие должного внимания к развитию обрабатывающей промышленности и инфраструктуры. Вся экономика страны, включая доходы населения, обеспечивающие потребление, оказалась зависима от внешних факторов и сырьевой конъюнктуры. Как только сверхдоходы от продажи сырья упали, страна столкнулась с отсутствием внутренних резервов для выхода из кризиса.

Очевидным стал и тот факт, что для преодоления этих проблем недостаточно отдельных разрозненных мер. Однако даже в разгар кризиса Правительством страны почти ничего не было сделано для его преодоления и исправления стратегических ошибок предыдущего десятилетия. Возможность проведения необходимых реформ экономического курса даже не рассматривалась. Правительство ограничилось косметическими мерами, заняв выжидательную позицию и уповая на улучшение условий на рынках углеводородов.

Такая тактика никогда не позволит вырваться из порочного круга сырьевой зависимости. Необходимы системные реформы, подразумевающие переход к социально-экономической модели иного типа. Социально-экономическая модель, позволяющая реализовать потенциал российской экономики и добиться реального роста, должна быть основана на приоритете и постоянном наращивании национального обрабатывающего производства, масштабных процессах по восстановлению и развитию инфраструктуры, выполнении социальных обязательств перед населением страны в полном объеме.

Для полноценной реализации этих целей требуется введение плановых начал управления социально-экономическими процессами. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о переходе к экономике командного типа, а о введении системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития страны. Такое планирование подразумевает определение конкретных целей и приоритетов развития страны, а также осуществление целевых вложений средств государственной поддержки в развитие приоритетных направлений.

Мы, депутаты Государственной Думы, подготовили и внесли в Госдуму законопроект, который предусматривает меры по переходу к такой системе. Законопроект предполагает создание единой системы управления развитием национальной экономики, включающей органы государственного планирования.

Предлагается осуществлять государственное планирование путем определения приоритетов социально-экономического развития, закрепляемых федеральным законом, принятия государственного плана на шестилетний период, а также определения в федеральном бюджете мер государственного стимулирования приоритетных направлений развития.

Меры государственного стимулирования в первоочередном порядке должны быть направлены на поддержку так называемых «точек роста», то есть предприятий, производственных комплексов, а также отдельных территорий, которые по совокупности параметров оптимально подходят для реализации проектов ускоренного социально-экономического развития. Эти параметры включают расположение, транспортную доступность, природно-ресурсный и кадровый потенциал и иные факторы. Одним из важнейших направлений работы в рамках государственного планирования является составление перечня «точек роста», которым в первоочередном порядке будет оказана поддержка.

Помощь «точкам роста» подразумевает предоставление бюджетных инвестиций и иных форм государственной поддержки, а также реализацию проектов государственно-частного партнерства. Государственный план должен предусматривать скорейший выход «точек роста» на окупаемость, а также обеспечение выпуска ими конкурентоспособной продукции. Эффективные вложения средств государственной поддержки в приоритетные направления и активизация частной инициативы даст возможность перейти в перспективе – через 5-6 лет – к стабильному росту обрабатывающей промышленности и осуществить реальное импортозамещение. Таким образом, задача «точек роста» – стать локомотивом экономического роста и дать толчок развитию всей экономики.

Согласование мер государственной поддержки и перечня «точек роста» должно происходить открыто, с участием всех ветвей власти и общественности. С учетом этого внесенный законопроект предусматривает создание Национального комитета по государственному планированию и управлению развитием Российской Федерации, в котором будут представлены Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации, регионы, общественные объединения, эксперты. Предлагается порядок, при котором комитет согласовывает предлагаемые меры поддержки и список предприятий и территорий, которые планируется отнести к «точкам роста». Также должна быть предусмотрена регулярная проверка целесообразности и обоснованности расходов на оказание государственной поддержки Счетной палатой.

Для перехода к новой социально-экономической модели законопроект предлагает следующие первоочередные приоритеты развития страны.

Во-первых, предполагается государственная поддержка развития обрабатывающего промышленного производства и проведение политики импортозамещения. Без этого шага российская экономика не сможет уйти от пагубной сырьевой модели. В первоочередном порядке требуются меры государственной поддержки и мероприятия по привлечению частных инвестиций, которые должны служить созданию и развитию на территории страны национального производства конкурентоспособной продукции.

Во-вторых, должна быть осуществлена государственная поддержка развития транспортной и коммунальной инфраструктуры, предприняты меры по восстановлению объектов инфраструктуры в соответствии с потребностями населения и экономики.

В-третьих, требуется государственная поддержка национальной науки – фундаментальных и прикладных научных исследований, создания и внедрения новых технологий. В первую очередь должны быть поддержаны опытно-конструкторские и технологические разработки, в том числе на основе венчурного государственного финансирования и предоставления государственных научных грантов.

Четвертый блок приоритетов можно обозначить как «Кадры для экономики». Система профессионального образования должна быть переориентирована на потребности развития национального обрабатывающего производства, включая активизацию подготовки инженерных и рабочих кадров, повышение мотивации обучения рабочим и инженерным специальностям. Также предлагается внедрение практики закрепления специалистов на производствах на период до пяти лет после окончания обучения в учреждениях профессионального образования на бюджетной основе.

Пятый приоритетный блок предполагает обеспечение доступности и повышение качества здравоохранения, развитие системы обеспечения и контроля качества и безопасности продуктов питания и питьевой воды, обеспечения контроля иных факторов, влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни населения.

Прежде всего нужно увеличить долю государственного сектора в отрасли здравоохранения, восстановив сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Также следует ограничить или прекратить практику оказания государственными организациями здравоохранения платных услуг в случае, если это ухудшает качество и снижает доступность для населения бесплатных услуг в сфере здравоохранения. Наконец, необходимо обеспечить государственные организации здравоохранения современным медицинским оборудованием, а также стимулировать развитие национальной медицинской промышленности с помощью мер государственной поддержки.

Отмечу, что мы также внесли в Госдуму отдельный законопроект, посвященный реформе системы здравоохранения и, в частности, введению государственного планирования охраны здоровья граждан и оказания им медицинской помощи.

Наконец, еще одним первоочередным направлением является государственная социальная политика. Нуждающимся гражданам, в том числе временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации из-за сложных экономических условий, должна быть предоставлена социальная поддержка. Отдельным направлением должна стать борьба с безработицей и создание рабочих мест.

Новая социально-экономическая модель подразумевает выполнение государством своих социальных обязательств в полной мере. В частности, нужно обратить внимание на методологию оценки уровня прожиточного минимума: сегодня этот показатель занижается, нужно проводить оценку, основываясь на реальной стоимости жизни в стране в целом и учитывать особенности конкретных регионов.

В связи с этим мы внесли в Госдуму законопроект о социальной помощи бедным, в котором предусматривается оказание государственной помощи россиянам, оказавшимся за чертой бедности, а также предлагается уточнить само понятие «бедность». Согласно законопроекту, за чертой бедности находятся те, чей доход ниже установленной величины прожиточного минимума, умноженной на коэффициент 1,3. Это потребовалось для того, чтобы учесть реальное положение вещей и реальный необходимый минимум для удовлетворения первоочередных потребностей.

Отмечу, что социальная поддержка населения решает и такую задачу, как стимулирование потребительского спроса. Когда спрос демонстрирует отрицательную динамику, то он лишает экономику последних резервов для роста, усугубляя кризисные процессы.

Новая социально-экономическая модель невозможна и без таких мер, как защита финансового рынка страны и ограничение вывоза капитала, активизация антимонопольной политики, государственное регулирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги.

На защите финансового рынка хотелось бы остановиться подробнее. Действующее валютное законодательство сверхлиберально по отношению к тем лицам, которые осуществляют валютные спекуляции и выводят капитал из России. Это напрямую противоречит задачам развития российской экономики и порождает целый ряд негативных последствий: происходит отток «качественного» капитала из страны и приток спекулятивного иностранного капитала, подрывается доверие к национальной валюте со стороны бизнеса и населения, растут внутренние цены, реальный сектор экономики и население превращаются в заложников финансового рынка и т.д.

Для того чтобы уйти от этой ситуации мы, депутаты Государственной Думы, предложили ряд мер в рамках законопроекта о валютном регулировании и валютном контроле. В частности, законопроект предусматривает приоритет интересов обеспечения устойчивости российской валюты и стабильности внутреннего валютного рынка, введение разрешительного порядка на совершение ряда валютных операций, не связанных с осуществлением экспорта и импорта товаров и услуг, и многие другие меры. Основная цель законопроекта – пресечь возможности для спекулятивных операций на валютном рынке, а также ограничить вывоз капитала за рубеж.

Я упомянул целый ряд законопроектов, подготовленных нами и предусматривающих меры, необходимые для перехода к иной социально-экономической модели развития страны, лишенной недостатков существующей системы. Опыт последних лет наглядно показал несостоятельность текущей социально-экономической политики и потребность в переменах. Принятие мер, предложенных в перечисленных законопроектах, предполагает масштабные реформы и существенный пересмотр экономической и социальной политики государства. Однако только с помощью структурных преобразований можно построить конкурентную экономику и обеспечить реализацию потенциала страны.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.