Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Юрий Афонин: При нынешнем механизме помощи моногородам решение их проблем займет века

Весной 2014 года президент России поручил правительству приять дополнительные меры по поддержке моногородов. Прошло три года. Что сделали чиновники за это время? Удалось ли снизить остроту проблем моногородов, которые при капитализме стали настоящими «болевыми точками» России? Ситуацию комментирует член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Ю.В. Афонин.

Пресс-служба ЦК КПРФ
2017-03-10 14:35
Афонин Юрий Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Афонин
Юрий
Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Персональная страница

Сегодня в России 319 моногородов, в которых проживает примерно 13,5 млн. человек, практически каждый десятый житель страны. Год назад на Орловском экономическом форуме я сделал доклад, посвященный позиции КПРФ по вопросам развития моногородов. Тогда мы констатировали, что моногорода оказались исключительно уязвимы в рамках экономики российского капитализма.

При этом правительственные чиновники и либеральные экономисты с бесконечным цинизмом называют эти населенные пункты «тяжелым наследием» советского прошлого. По сути, они обвиняют Советскую власть в том, что при ней экономика не была такой примитивной, как в нынешней капиталистической России, что советская экономика не была сведена до уровня сырьевого придатка более развитых стран. Формирование моногородов в советскую эпоху напрямую связано с масштабными социально-экономическими задачами, которые ставило перед собой советское государство, и с их успешной реализацией. А деградация этих городов при капитализме – это следствие разорения градообразующих предприятий, попавших в руки алчных нуворишей, озабоченных только собственным обогащением и доказавших свою управленческую несостоятельность.

Но надо подчеркнуть, что даже после всех ударов капитализма моногорода остаются важнейшей частью экономической системы нашей страны. Ведь здесь производится порядка одной пятой части всего объема промышленной продукции России! Поэтому все предложения «просто закрыть» моногорода и переселить их жителей являются чистым безумием.

Мы констатировали, что моногорода в наибольшей степени поражены таким бичом капитализма, как безработица. Здесь также значительно ниже уровень инвестиций, низкие заработная плата и оборот розничной торговли. Мы предложили реальные рецепты решения проблем монопрофильных населенных пунктов в рамках социально-экономической программы КПРФ.

А теперь давайте посмотрим, как в последние три года помогали моногородам наши чиновники.

Как известно, в 2014 году президент России поручил правительству выделить регионам в 2015-2017 годах субсидии в размере 32 млрд. рублей на решение насущных проблем моногородов с самой сложной социально-экономической обстановкой.

Казалось бы, почему распределением этих денег не заняться профильным министерствам и ведомствам, прежде всего Минэкономразвития? Но нет! Чиновники предложили распределять миллиарды из бюджета через негосударственную структуру – некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов», учрежденную Внешэкономбанком в октябре 2014 года. Заметим, что банк, создавая Фонд, вложил в него всего 16,4 млн. рублей. А все остальные деньги пошли из госбюджета.

Хорошо известно, что в России сейчас на душу населения примерно в два раза больше чиновников, чем было в советское время. Это притом, что государство уже не руководит большей частью экономики, которая стала частной. Казалось бы, эта огромная армия бюрократов должна как-то справляться с оставшимися государственными функциями. Куда там! При возникновении любой новой задачи чиновники стремятся создавать все новые бюрократически структуры.

Зачем такие сложности? А сейчас узнаем. Недавно Счетная палата Российской Федерации обнародовала результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в некоммерческую организацию «Фонд развития моногородов» в 2014-2016 годах. Подводя итоги проверки Фонда, аудитор Сергей Агапцов сказал: «Механизм предоставления бюджетных средств через негосударственную некоммерческую организацию вывел за пределы бюджетного законодательства регулирование правоотношений, возникающих у этой организации при использовании полученных из федерального бюджета средств». Он также отметил, что такой механизм не позволяет в полной мере обеспечить исполнение установленных Бюджетным кодексом принципов эффективности, адресности и целевого использования бюджетных средств, а также применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства. Другими словами, негосударственная структура-посредник получила совершенно невиданную для госструктур свободу и безнаказанность при распоряжении огромными бюджетными средствами. Видимо, эта цель и преследовалась чиновниками.

Каковы же в общих чертах результаты деятельности «Фонда развития моногородов»?

За первые два года своей работы Фонд, согласно своим отчетам, создал 1506 рабочих мест. Это просто жалкая капля в море на фоне сотен тысяч безработных в моногородах! Такими темпами острейшую проблему безработицы в монопрофильных населенных пунктах придется решать несколько сотен лет. За время, пока Фонд создавал эти рабочие места, он получил около 15 миллиардов рублей бюджетных денег. Получается, что создание одного рабочего места обошлось российскому государству примерно в 10 млн. рублей. По-моему, эта цифра просто поражает воображение. Ведь всего примерно за 1 млн. рублей можно было купить каждому из этих полутора тысяч человек, скажем, грузовой микроавтобус, превратив тем самым этих людей в индивидуальных предпринимателей. Но из бюджета потрачена в 10 раз большая сумма!

А вот в чем Фонд отличился, так это в «жирном» содержании самого себя. Средняя месячная зарплата сотрудников Фонда в период, изученный Счетной палатой, составила 279 тыс. рублей! То есть в 2,5 раза выше недавно обнародованной средней зарплаты федеральных чиновников. Или в 9 раз больше средней зарплаты в стране.

Счетная палата обратила внимание также на фантастически дорогое обучение членов команд, которые должны управлять проектами развития моногородов. Это обучение велось за счет средств Фонда. Образовательная программа была куплена в «Московской школе управления «Сколково». Стоимость обучения за одного слушателя составила 846 тыс. рублей. А для новых обучающихся она должна составить уже 900 тыс. рублей. По оценке аудиторов, это в 11 раз больше, чем стоимость аналогичных программ обучения в РЭУ им. Плеханова и МГУ! Мы, конечно, много слышали о том, что Сколково – это место, где будут твориться чудеса. Но мы не предполагали, что это будут «чудеса» такого рода.

Более того, когда аудиторы Счетной палаты выборочно проверили этих спецов, прошедших свехдорогое обучение, то выяснилось, что большинство из них не связывает свою трудовую деятельность с работой в моногородах. Например, из одного северного депрессивного поселка городского типа приехало поучиться 7 человек, а теперь только двое из них имеют отношение к реализации инвестиционных проектов Фонда в этом поселке.

Выводы очевидны. При сохранении такого механизма помощи моногородам решить их острейшие проблемы просто невозможно. Государственная политика на этом направлении должна быть радикально пересмотрена.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.