Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Юрий Афонин: Верните стране нормальный экзамен по истории!

Глава Министерства образования и науки О.Ю. Васильева выступила за то, чтобы все выпускники российских школ сдавали ЕГЭ по истории. Попытку стимулировать школьников к изучению истории можно только приветствовать. Но вот насколько подходит форма ЕГЭ для проверки знаний по этой дисциплине? Ситуацию комментирует член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Ю.В. Афонин.

Пресс-служба ЦК КПРФ
2017-02-22 14:41
Афонин Юрий Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Афонин
Юрий
Вячеславович
Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы
Персональная страница

Я считаю безусловно позитивным предложение министра сделать сдачу экзамена по истории обязательной. Ведь сегодня в России против истории ведется настоящая война. Либеральный политический лагерь, который в значительной степени контролирует российские СМИ, усиленно генерирует исторические фальшивки – преимущественно антисоветской, а порой и откровенно русофобской направленности. Практически ежедневно оплевываются выдающиеся деяния наших отцов, дедов, да и более далеких предков. Молодой человек, плохо знающий историю, совершенно беззащитен перед этим мутным клеветническим потоком.

Но зададимся вопросом: а насколько подготовка к экзамену в форме ЕГЭ способствует повышению уровня исторических знаний школьников? Увы! Почти никак не способствует!

Мы давно и аргументированно выступаем против ЕГЭ в принципе. Но как человек, получивший историческое образование, хочу сказать: из всех школьных дисциплин история – это предмет, которому тестовая система подходит, пожалуй, в наименьшей степени. Такой же кричащий уровень несовместимости с ЕГЭ еще разве что у литературы.

Вдумайтесь: сейчас можно получить очень высокий балл на ЕГЭ по истории и при этом, к примеру, считать, что во времена Ивана Грозного был интернет, и царь вел переписку с князем Курбским по электронной почте! Потому что с помощью вопросов ЕГЭ практически невозможно выявить понимание школьником истории как сложного, комплексного процесса, в котором все взаимосвязано. Между тем, в прежней форме устного экзамена это понимание четко выявлялось опытным экзаменатором с помощью уточняющих вопросов. Также практически исчезла возможность для экзаменуемого отстоять свою точку зрения. А ведь мы хорошо понимаем, как по-разному трактуются сегодня исторические события.

История, безжалостно препарированная для нужд ЕГЭ, распадается на большое число дат, имен, географических названий, очень слабо связанных между собой в сознании школьника. За кучей вызубренных фактов исчезает само понимание истории. Скажете, я преувеличиваю? А вы посмотрите на множество сайтов в интернете, призванных помочь школьникам со сдачей ЕГЭ по истории. Они содержат мириады примерных тестов и призывают все время «тренировать память», проходя их. То есть не нужно даже читать учебник. Не говоря уже о какой-то дополнительной литературе (упаси бог ее читать, это же просто лишнее напряжение памяти «ненужными» знаниями, которые не встретишь в тестах!). Нужно лишь день за днем тренироваться в прохождении тестов.

По законам капитализма, вокруг ЕГЭ уже выросла колоссальная коммерческая индустрия – сайты, репетиторы, литература. Но все это, помимо изъятия денег из родительских кошельков, решает лишь одну задачу: натаскивание на знание некого набора фактов. Наверно, подготовка к ЕГЭ хорошо тренирует память нашей молодежи. Но знать (и понимать!) историю благодаря ЕГЭ она не будет.

Возможно, многим наша борьба с ЕГЭ кажется борьбой с ветряными мельницами. Коммунисты критикуют, а чиновники гнут свою линию, ведущую фактически к деградации образования. Однако это не совсем так. Широкая и аргументированная критика ЕГЭ со стороны нашей партии вызывает серьезный отклик в образовательном сообществе. Учителя, преподаватели вузов, родители мобилизуются против такой системы экзаменов. И власти уже не могут с этим не считаться. В результате год от года система ЕГЭ худо-бедно, но эволюционирует. В тесты, помимо примитивной «угадайки», включаются творческие задания. Так, в тестах для ЕГЭ по истории появилось заключительное задание в виде «исторического сочинения» по определенной эпохе. Однако принципиальная порочность системы ЕГЭ, конечно, далеко не искоренена. В нынешних тестах по истории 20 из 25 заданий по-прежнему остаются той самой «угадайкой» и не предполагают сколько-нибудь развернутых ответов. А то самое «историческое сочинение», даже если оно написано совершенно блестяще, не может принести экзаменуемому более 11 баллов.

Однако эволюция ЕГЭ в сторону несколько большей вменяемости демонстрирует очень важный факт: чиновники вынуждены отступать перед давлением гражданского общества. Значит, нужно продолжать это давление.

В связи с этим хочу обратиться к нынешнему министру образования: Ольга Юрьевна, смелее разгребайте завалы, оставленные вам господами Фурсенко и Ливановым. Верните России нормальный экзамен по истории! Или нам скоро придется жить в стране «Иванов, не помнящих родства».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.