Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета "Правда" о судьбе завода имени Дзержинского в городе Перми

Завод имени Дзержинского — это более 160 лет истории. Это выпуск самой разной продукции — от пароходов и станков до снарядов. Кстати, во время Великой Отечественной войны каждый третий снаряд был выпущен на Молотовском ордена Ленина ЗиДе. Отметим, что это пермское предприятие сумело успешно пережить даже «лихие 90-е». Однако позже, в 2006-м, беды настигли и его.

Александр ЗИМБОВСКИЙ.
2021-04-16 12:28

На легендарном заводе в ту пору выпускались бензопилы, в Российскую армию отсюда поступали взрыватели, которым не было аналогов, для Военно-Морского флота изготовлялось уникальное оборудование. «Без сепараторов, производимых ЗиДом (аппаратов, очищающих дизель и машинное масло от неизбежно загрязняющей его во время рейса воды), не могут работать двигатели и турбины боевых кораблей. Турбины атомоходов — и ледоколов, и подводных лодок — тоже без них работать не могут», — комментируют ситуацию сотрудники предприятия. К этому надо добавить, что эксплуатируемые сепараторы также нуждаются в обслуживании, ремонте, смене деталей, которые осуществляются специалистами ЗиДа.

Единственный аналог пермской продукции производится за рубежом. Значит, если завод в Перми закроют, то во время ходовых испытаний на корабле должен присутствовать инженер уже не с российского оборонного предприятия, а, допустим, из Швеции. Но это ещё в том случае, если оборудование с Западного Урала будет поставляться. Между тем 30 сентября прошлого года директор департамента радиоэлектронной промышленности минпромторга Василий Шпак сообщил: «Иностранные поставщики комплектующих для российской авиации отказались от сотрудничества с Россией». Его спросили: «А с необходимым для атомоходов оборудованием так не поступят?» — «Никогда не поступят». — «Почему?» Ответа не последовало.

Возможно, российскому чиновнику Нептун (или его русский коллега царь морской) сообщил, что никогда не позволит, чтобы русский флот остался без необходимого оборудования. Но вот не только автора материала, но и рабочих, и специалистов завода боги оповестить забыли. Зато об острой потребности Вооружённых сил РФ в продукции ЗиДа не раз говорили авторитетные генералы и адмиралы.

Первый акт банкротства пермского завода проходил с 2006 по 2008 год. Одну из ключевых ролей в уничтожении выпуска гражданской продукции на ЗиДе играл некто Ю.Л. Борисовец. Разрушение оборонного завода было не единственным его занятием. Он успел поработать и руководителем фракции «Единой России» в Законодательном собрании Пермского края, и депутатом Госдумы от той же замечательной партии. Эти факты подтверждены письмом от 27 июня 2015 года №1/5087 «О задержании преступной группы в сфере оборонно-промышленного комплекса», направленным главой МВД РФ В.А. Колокольцевым на имя президента Российской Федерации В.В. Путина.

Дополнительно отметим, что ликвидация гражданской продукции производилась по принципу: чтоб на этом месте больше ничего не росло. Разве что солью по древнеримскому обычаю забыли посыпать. Работники ЗиДа в открытом письме в краевое ФСБ от 15 января 2020 года сообщали: на завод «поступали распоряжения руководства уничтожить техническую документацию, вместо того чтобы в обычном порядке сдать на ответственное хранение. Таким образом, отечественные разработки уничтожались под корень, с невозможностью восстановления».

Кому принесла выгоду ликвидация производства методом Мамая? Ответ на данный вопрос прост. До закрытия производства бензопил на заводе имени Дзержинского его основным конкурентом на российском рынке была немецкая фирма STIHL, продававшая такую же продукцию по примерно таким же ценам. После закрытия производства бензопил её владелец Штиль поднял цены на этот сегмент продукции примерно в 2 раза.

Отметим: деяния организаторов первой волны банкротства ЗиДа получили юридическую оценку. 29 января 2020 года в СМИ появилось сообщение, сильно порадовавшее многих жителей Перми, особенно дзержинцев: Верховный суд РФ арестовал имущество Борисовца, депутата-«единоросса», олигарха, главного организатора банкротства завода им. Дзержинского. Сейчас в Перми проходит суд над непосредственными организаторами ликвидации гражданского сегмента производства: Бронниковым, Васильевым и Лысым. Ветераны ЗиДа особенно удовлетворены появлением на скамье подсудимых г-на Лысого. Эти «эффективные» менеджеры ради личной прибыли испортили жизнь очень многим людям, в том числе всему персоналу завода, фактически обокрали его.

В декабре 2019 года налоговая инспекция заблокировала счета ЗиДа, включая специальный счёт для выполнения гособоронзаказа. Работа полностью остановилась. Машиностроители были направлены кто на трёхдневку, кто сразу в простой. Одновременно всех «порадовали» вестью о будущем увольнении. Уже было объявлено, что квартал, где полтора века располагается легендарное предприятие, будет застроен элитным жильём. Оставалось уточнить: кому в Перми нужно столько элитного жилья? На этот вопрос никто из жителей города, опрошенных автором, вразумительного ответа так и не дал. Впрочем, мегастройка сама по себе — мероприятие небезвыгодное.

Если бы нынешние работники и ветераны ЗиДа после таких известий сложили руки, в настоящий момент мы видели бы на месте завода либо брошенные здания, либо начавшуюся стройку. Но дзержинцы не опустили руки. Ими совместно с Движением против ликвидации городской электрички (её намечавшееся, но пока не доведённое до конца уничтожение — ещё один «замечательный» проект краевых властей, облегчающий застройку центра, но усложняющий жизнь десяткам тысяч людей) были организованы митинги протеста, направлено множество обращений во властные и контрольные органы, как краевые, так и федеральные. Обращения сопровождались одиночными пикетами с приглашением прессы и видеосъёмкой. Понятно, что совести у тех, кто наверху, нет, однако они привыкли крышевать жульничество по преимуществу тихо, а делать это, когда тысячи людей заявляют публичный протест, — занятие не совсем спокойное.

Впрочем, через неделю после первого митинга за сохранение ЗиДа как раз и были разблокированы счета завода. Теперь уже не только оборудование, но и людей начали медленно выводить из «рабочего строя». Поскольку протесты не прекращались, то 13 февраля и.о. губернатора встретился с недовольными и протестующими дзержинцами и объявил им, что договорился о возобновлении контракта с генеральным директором АО «ВМП «АВИТЕК» Александром Ивановым, а значит, ЗиД закрыт не будет.

29 сентября 2020 года арбитражный суд снял конкурсного управляющего Ерёмина, руководившего ликвидацией предприятия, с этой должности по его же собственному желанию. Повлияла ли на проявление этого желания общественная кампания за спасение ЗиДа? Думаем, что да.

4 декабря 2020 года решением арбитражного суда Пермского края в состав завода была возвращена котельная. Дело в том, что ранее руководство сделало её самостоятельным предприятием, имеющим право, возможность и желание продавать энергию заводу по завышенным ценам!

10 декабря было публично объявлено: «В следующем году обанкротившийся завод имени Дзержинского может получить от кировского ВМП «АВИТЕК» контракты на 800 миллионов рублей. По словам конкурсного управляющего пермского предприятия, сменившего Ерёмина, это позволит избежать сокращения сотрудников завода в 2021 году».

26 марта 2021 года состоялось собрание кредиторов. Кстати, в их состав входит Росимущество и налоговая инспекция. Напомню: именно по её требованию в конце 2019 года и блокировали счета. Трудно точно квалифицировать ситуацию, когда структуры государства, которые призваны стоять на страже его экономических интересов, гробят уникальное государственное же предприятие. В тот же день управляющий Лев Шляпин дал интервью, в котором совершенно чётко заявил, что «завод им. Дзержинского является полностью работоспособным предприятием и должен продолжать свою производственную деятельность, тем более что возможности для этого есть…, задачи продавать первую площадку под застройку больше нет».

Шляпин также сообщил, что на следующий год есть большие заказы. Радоваться снова? Можно, но не очень долго.

1 апреля собрание акционеров опубликовало протокол собрания от 26 марта, в котором значилось: «Отчёт конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства к сведению не принимать… По вопросу №2 повестки дня «О продолжении хозяйственной деятельности должника» (ЗиДа) объявить перерыв».

Что это? Позиция конкурсного управляющего не совпадает и даже противоречит позиции акционеров и кредиторов? А какую позицию при этом занимают местные власти? Они сами ещё не решили: хотят они ЗиД окончательно запускать или окончательно угробить?

В любом случае, хотя сдвиги к лучшему уже есть (напоминаем, что год назад завод вообще не работал), защитникам пермского завода имени Дзержинского рано считать, что все невзгоды уже позади. Отчаиваться и опускать руки тоже не стоит. Нужно просто быть бдительными и готовыми к продолжению борьбы.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.