Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

​Сергей Обухов и Валентин Катасонов о приватизационных планах Медведева: Идет финальная распродажа России

Коньяк, морские порты, алмазы: Распродажа России набирает обороты.Правительство включило в план приватизации- 2020−2022 самые «вкусные» активы. Ситуацию анализируют для «Свободной прессы» доктор политических наук Сергей Обухов и доктор экономических наук

Обухов Сергей Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Обухов
Сергей
Павлович
Член Президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы, д.полит.наук
Персональная страница

9 января правительство РФ опубликовало план приватизации на 2020−2022 годы. В него вошли семь крупных компаний — ВТБ, «Совкомфлот», Махачкалинский и Новороссийский морские торговые порты, «Алмазювелирэкспорт», «Росспиртпром», Кизлярский коньячный завод.

Власти рассчитывают, что приватизация будет ежегодно приносить федеральному бюджету 3,6 млрд. рублей.

Согласно плану, за три года следует приватизировать 186 акционерных обществ, 86 федеральных унитарных госпредприятий, доли участия государства в 13 обществах с ограниченной ответственностью, а также еще 1168 объектов. Конкретные сроки и способы приватизации правительство определит «с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов», говорится в документе.

При этом отмечается, что продажа госимущества не рассматривается в качестве источника наполнения и без того профицитного бюджета. Основные задачи — повышение конкуренции, и привлечение денег на развитие компаний за счет снижения доли государства в экономике при одновременном сохранении контрольного пакета в «стратегах».

Как сообщал ранее министр финансов Антон Силуанов, программа будет реализовываться по трем направлениям: снижение доли государства до 50% плюс одна акция в стратегических компаниях, снижение доли государства в компаниях со стопроцентным участием, полный выход государства из ряда компаний.

Заметим, список крупных активов — традиционный предмет межведомственных споров — несколько раз менялся. Минэкономразвития поначалу предлагало приватизировать пакеты акций шести предприятий: «РусГидро», «Транснефти», «Совкомфлота», «Россетей», «Ростелекома» и Объединенной зерновой компании (ОЗК). Затем ведомство убрало из списка несколько позиций, зато добавило в него «Аэрофлот», РЖД и аэропорт Шереметьево.

Как видим, в финальной версии от этого перечня осталось немногое.

Заметим также, что составить план приватизации — не значит его исполнить. По итогам 11 месяцев 2019 года план поступлений в федеральный бюджет от продажи госактивов был выполнен всего на 58% - было продано активов на 7,6 млрд. рублей вместо планируемых 13,1 млрд. Нынешние активы также могут «зависнуть» в продаже.

Тот же «Совкомфлот» вошел в план приватизации еще в 2017 году, однако продажа пакета акций неоднократно откладывалась. Минэкономразвития планировало в течение 2017−2019 годов снизить долю государства в АЛРОСА (с 33% до 29%) и банке ВТБ (с 60,9% до 25%). Предыдущий план приватизации также предусматривал еще и полный выход государства из Новороссийского морского порта и Объединенной зерновой компании. Однако эти планы так и остались на бумаге.

Новый итоговый план приватизации 2020−2022 также порождает вопросы. Понятно, когда государство избавляется от убыточных активов. Но как может быть убыточным Новороссийский порт, или тем паче «Росспиртпром» или Кизлярский коньячный завод?!

Складывается впечатление, что в новый список, наоборот, включили наиболее ликвидные активы — те, которые гарантированно уйдут с молотка.

Зачем это делается — можно только гадать. Возможно, узкий круг лиц, в руках которого сосредоточена большая часть богатств страны, пытается максимально монетизировать свои активы. Потому что момент транзита власти-2024 все ближе, а после этого срока нынешние плутократы окажутся в зоне турбулентности.

— В России построен сословно-распределительный, феодальный капитализм, где главная цель — национализация убытков и приватизация прибылей, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Думаю, правительству и лично премьеру Дмитрию Медведеву заранее известно, кому достанутся вкусные активы, которые вошли в новый приватизационный план.

Удивительно: при всех разговорах, что нужно пополнять бюджет ненефтегазовыми доходами, на торги выставляются «Росспиртпром» и Кизлярский коньячный завод. Между тем, и в царское время, и в советское треть доходов бюджета приносила именно водка. По сути, на наших глазах правительство режет курицу, которая несет золотые яйца.

Или другой пункт приватизационного плана — морские порты. Ведь это важнейшие объекты инфраструктуры, без которых невозможен экономический прорыв — но и они пойдут с молотка.

«СП»: — Почему распродаются эти активы?

— В элите в преддверии транзита наблюдается брожение — мы видим, к примеру, как крупнейшие олигархи выходят в кэш.

Так, Владимир Лисин продал часть своей доли в Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК), выручив около $ 400 миллионов. Совладельцы одного из крупнейших металлургических предприятий страны Evraz (Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов и Евгений Швидлер) продали 1,7% капитала компании примерно за $ 200 миллионов. Небольшие пакеты акций продали акционеры золотодобывающего Polymetal — олигарх Александр Мамут и его сын Николай. Этот «черный список» можно продолжить.

На деле, транзит российскую элиту пугает. Думаю, группа в окружении премьера Медведева, которая продавливала решение о приватизации, хочет быть ее бенефициаром и «окэшить» госсобственность из приватизационного списка.

Других рациональных мотивов в нынешней приватизации я просто не вижу.

— Если называть вещи своими именами, идет финальная распродажа России, — считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — До какого-то момента наши компрадорские чиновники еще искали аргументы, позволявшие принимать решение о приватизации. Как правило, в качестве основного выдвигался «убойный» аргумент: в казне нет денег, и потому мы якобы вынуждены продавать активы.

Но сегодня бюджет не просто профицитен. Как заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин, в 2019 году правительство не смогло распределить из бюджета около 1 трлн. рублей — эти средства остались неиспользованными. Поэтому сейчас внятных аргументов в пользу приватизации вообще не приводится — просто идет передача активов в руки зарубежных инвесторов.

«СП»: — Почему государство не пытается приватизировать убыточные активы, чтобы снять лишнюю нагрузку с бюджета?

— Вы не правы — государство порой искусственно делает убыточными активы, подлежащие приватизации. Делается это как раз для того, чтобы чиновники могли сказать: активы неэффективны, от них надо избавиться. Но проблема даже не в этом.

Ключевая проблема приватизации — к государству нельзя относиться, как к коммерческой лавке. Значительная часть предприятий из приватизационного списка имеют стратегическое значение. Возьмите «Совкомфлот» — это компания двойного назначения. В мирное время она занимается перевозками коммерческих грузов по Северному морскому пути, но в военное время ее корабли должны использоваться для поддержки ВМФ России. Как же такую компанию выставлять на торги?

То же самое можно сказать про морские порты — это стратегически-значимые объекты. Я вообще не понимаю, на каком основании их включают в приватизационные списки.

Хорошо хоть из плана приватизации 2020−2022 убрали РЖД. Железные дороги — важнейшие транспортные артерии страны. Если они попадут в частные руки, возникнут риски блокирования и потоков пассажиров, и потоков грузов.

В целом, нашу приватизацию можно сравнить с передачей рычагов управления экономикой РФ в руки противника. По большому счету, это можно расценивать как предательство.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.