Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Ещё одна беда России – наводнения!

18 сентября 2019 г. Президент РФ В.В. Путин провёл видеосовещание с губернаторами Дальневосточного Федерального округа, чьи территории наиболее пострадали от наводнений в этом году.

Заслуженный военный специалист РФ, доктор экономических наук, п/п Ю.Михайлов
2019-09-30 13:23

На совещании было отмечено:

- разрушена на 60% транспортная и сельскохозяйственная инфраструктура, ущерб – более 10 млрд. рублей;

- в затопленных районах 3-х регионов (Хабаровский и Приморский края, Амурская область) урожай сельхозкультур погиб, ущерб – более 5 млрд. рублей;

- десятки тысяч людей оказались лишёнными хоть какого-нибудь жилья, чтобы всех до морозов обеспечить кровом над головой, необходимо почти 1 трлн. рублей;

- если людей не обеспечить всем необходимым (жильём, школами, детсадами, едой, одеждой и другими предметами для жизни), то произойдет гуманитарная катастрофа.

По скромным подсчётам на всё это необходимо более 2-х трлн. рублей.

Президент РФ пообещал, что Центр поможет, так сказать, залатать дыры, обратил внимание губернаторов на их личную ответственность за ликвидацию последствий наводнений и их предупреждение, но не объяснил, а как всё это предотвратить в следующем году.

Чтобы понятно было, о чём идет речь, даю пояснение, т.к. это проблема не только ДФО, но и всей России.

Основной причиной сильных наводнений в ряде регионов РФ за последние 20 лет является катастрофическое обмеление рек, особенно судоходных. К настоящему времени (1 сентября 2019 г.) внутренние водные пути (ВВП) имеют глубину судоходного хода в 1,5 – 3,5 метра, при норме 4 метра. Реки обмелели на 2 – 4 метра, а где-то и до 6 метров (Амур). Причина обмеления – отсутствие уже более 25 лет хоть какого-нибудь дноуглубления не только по рекам единой глубоководной системы (ЕГС), но и впадающим в них рекам.

В советское время в стране было более 300 специализированных дноуглубительных отрядов (ДУО), которые строго по плану, с периодичностью от 5 до 7 лет (в зависимости от региона) производили очистку русла рек и дноуглубление. За весь период Советской власти катастрофических разливов рек не было, а сейчас они случаются каждый год, то в одном регионе, то в другом, и это не из-за сильных дождей (бывали и намного сильнее), а только по причине того, что воде ручьёв и малых рек просто некуда стекать. Поток упирается в переполненную главную реку и начинает затапливать всё вокруг. И это повторяется из года в год. Правительство РФ, побуждаемое экологами, гидрологами и другими специалистами, наконец-то, 29 февраля 2016 г., приняло «Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 г.», так как:

- с 1989 по 2015 год объём перевозок грузов по всем ВВП России упал с 580 млн. тонн в год до 113 млн. тонн;

- объём перевозок пассажиров по ВВП за этот же период снизился в 8 раз, с 103 млн. до 12,7 млн. человек.

Кроме того, потенциал ВВП отличается высокой экологичностью, в том числе энергоэффективностью, низкими уровнями себестоимости перевозок, аварийности и удельных расходов бюджета на содержание инфраструктуры.

Однако, так как никакого плана по этой «Стратегии…» разработано не было, ситуация не только не меняется, но и ещё более усугубляется, до такой степени, что Председатель Правительства РФ Д.Медведев 30 августа 2019 года собрал в Астрахани совещание по данной проблеме. Опять же, всё совещание свелось к ситуации в волжском бассейне, т.к. в 2018 году была принята «Программа по оздоровлению водных путей по р. Волге». Д.Медведев раскритиковал бездеятельность в этом вопросе, но как всегда ни кого за это не отстранил от должности, и дал указание до 2024 года очистить русло р. Волги и обеспечить глубину судового хода не менее 4-х метров. И, как обычно, не сказал, как это сделать, и кто всё это будет координировать, т.к. по течению Волги расположены несколько регионов России. В результате, все опят уйдет в песок. Думаю, что так и будет, потому что:

- во-первых, каждый губернатор станет создавать специализированные ДУО, чтобы очистить и углубить Волгу в своём регионе, а это дноуглубительные суда, судоподъёмные суда, различные плавкраны, различные баржи, водонасосные суда и т.д. и т.п., то есть очень большие расходы;

- во-вторых, они не начнут это делать все и сразу, т.к. срок-то всего 4 года, и кто при этом будет контролировать сток по всей реке;

- в-третьих, все вышеперечисленные суда и плавсредства где-то нужно строить, т.к. в России СДУС не более 10-ти и они, в основном, работают в портах и на аварийных участках;

- в-четвёртых, если говорить о всей ЕГС (от Белого моря до Каспия и Чёрного моря) с глубиной судоходного хода не менее 4-х метров, то это очень большие деньги, более 1-го триллиона рублей, и денег на эту программу в бюджете якобы нет;

- в-пятых, кто всё это будет делать: государственные структуры (которых нет), государственно-частное партнёрство, частные компании?

А мы ведь говорим обо всей системе ВВП России. Вот по Волге есть какое-то шевеление. А по остальным рекам? Видите, сколько вопросов.

Я приведу один очень показательный пример, как нужно бороться с наводнениями.

Есть такая река Сунгари, она, в основном, протекает через китайскую провинцию Хейлунцзян и впадает в р. Амур. Так вот, она периодически, во время весенних паводков и после обильных дождей, выходила из берегов и затапливала прибрежные территории, в том числе и столицу провинции г. Харбин. В 1998 году Сунгари так разбушевалась, что Харбин был полностью затоплен, уровень реки превышал критическую отметку на 7 метров. После этого правительство провинции, изучив обстановку, сделав серьёзные выводы, разработало план борьбы с наводнениями и утвердило его в Правительстве и в Госсовете КНР. По этому плану они:

- создали специализированные ДУО (более 10-ти);

- обеспечили их техникой и специалистами;

- и, по мере готовности, начали рыть каналы от р. Сунгари вглубь засушливой степи до 10 км с большими водоёмами в конце.

С началом паводка и подходом большой воды открывались затворы, и вода по каналам наполняла водоёмы, и так по всему течению реки.

В результате:

- с 1998 года наводнений по течению р.Сунгари в Китае нет, а наш Амур каждый год всё топит;

- в обводнённых районах засушливой степи начали выращивать различные с/х культуры, в т.ч. и рис;

- в провинции появились новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия и десятки высокооплачиваемых рабочих мест;

- провинция полностью стала себя обеспечивать сельхозпродуктами и поставлять их в другие регионы Китая;

- провинция по уровню ВВП вошла в десятку;

- бедность (черта бедности в КНР – 6 тыс. юаней, т.е. 60 тыс. рублей в месяц) в провинции искоренена.

Вот такой сингулярный эффект от системного планового решения проблемы предотвращения наводнений.

Изучать опыт провинции каждый год приезжают делегации из России: изучают, отдыхают, приезжают домой и всё забывают, т.к. плана-то нет!

Вот такой показательный пример. Что нам мешает так же бороться с наводнениями?

А пока подведём некоторые итоги:

- во-первых, системной работы по предотвращению наводнений во всех регионах не ведётся;

- во-вторых, руководители регионов не имеют ресурсов для борьбы с этими напастями;

- в-третьих, чтобы всё исправить, нужно составить не программу, а план работы всех органов СГУ (системы госуправления) на многие годы;

- в-четвёртых, под этот план загрузить все производственные мощности государства, включая и частные, но это возможно только тогда, когда частник увидит государственные вложения в это дело;

- в-пятых, по расчётам специалистов, на первом этапе (осень, зима, весна 2019-2020гг.) нужно срочно для очистки русел главных рек (Волга, Амур, Лена, Обь и т.д.) и дноуглубления затратить до 2-х трлн. рублей (закупка за границей дноуглубительных судов, барж, плавкранов и др. специальной техники), т.к. своих у нас сейчас в таком количестве нет, и не строится.

Такие закупки сейчас может осуществить только одна компания в России – АО «Внешнеэкономическое объединение Судоимпорт», которая в течение десятков лет занималась этими вопросами и имеет громадный опыт по закупкам такой продукции в разных странах мира;

- в-шестых, срочно разместить на наших верфях и заводах заказы на производство всего необходимого для ликвидации этого катастрофического состояния на всех реках России, а это не менее 1 трлн. рублей ежегодно.

Учитывая то, что в государстве полностью утрачена культура разработки и реализации крупных инфраструктурных проектов, а борьба с наводнениями в России это и есть такой проект, нужно это дело поручить тому (тем), кто имеет опыт, т.к. такой план потребует громадных средств, и нужно предусмотреть меры по предупреждению воровства и коррупции.

Поскольку ежегодно наводнения наносят сингулированный ущерб нашему хозяйству не менее 1 трлн. рублей, то планируемые затраты на проект вполне оправданы, тем более с профицитным бюджетом.

И последнее, если этого сейчас не сделать, то уже в следующем году ситуация будет ещё хуже, т.к. глобальное потепление не даёт нам никаких надежд на светлое будущее, а это вполне возможно, т.к. в казне на 1 сентября 2019 года есть аж целых 12 трлн. свободных рублей, не востребованных другими ведомствами.

И, поэтому, никаких отговорок по решению данной проблемы быть не может!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.