Партийный провал на 30 млрд. Некролог: чем запомнился мегапроект «УП-УП», от которого отказалась «Единая Россия»
Президиум генсовета «Единой России» принял решение закрыть 10 партийных проектов в «связи с истечением срока реализации». Среди них оказался и «Урал промышленный — Урал Полярный», самый амбициозный проект Уральского федерального округа. Его реализацию 11 лет назад одобрил президент РФ Владимир Путин, а в 2007 году Борис Грызлов (тогда — лидер «Единой России») назвал «УП-УП» партийным делом. По сути, отказ партии от кураторства над этой промышленной программой ознаменовал ее полное фиаско. Основные вехи проекта — в «некрологе» Znak.com.
***
Проект начался в марте 2005 года, на совещании по развитию Уральского федерального округа. Лоббистом идеи считался ныне покойный полпред президента в УрФО Петр Латышев. Старт дал лично президент Владимир Путин. Идеология проекта частично была заимствована из советской стройки эпохи Сталина. Тогда, в 50-е годы, силами заключенных ГУЛАГа тянули железнодорожную ветку с запада на восток вдоль 66-й параллели, от Воркуты до Красноярского края. Новый проект подразумевал строительство уже четырех ЖД-веток: двух с юга на север вдоль Уральских гор и двух с запада на восток. Они были нужны, чтобы возить углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые: уголь, кварц, железную руду, золото и так далее.
Итак, президент дал добро. Была учреждена компания. Акционерами стали субъекты федерации, входящие в Уральский федеральный округ. Они же выделяли деньги (основную часть дали Тюменская область, ХМАО и ЯНАО). Был назначен гендиректор компании, Олег Демченко, бывший заместитель губернатора Ямала. Демченко окажется одним из немногих гендиректоров компании, кто не будет фигурировать в уголовных делах, связанных с проектом.
Ямалец Демченко появился в руководстве проекта не случайно. Считается, что идеологом всего УП-УПа был вице-губернатор Ямала Иосиф Левинзон, который курировал вопросы ТЭК и располагал весьма подробными данными о запасах полезных ископаемых на уральском севере. Сейчас Левинзон является совладельцем одной из крупнейших в России золотодобывающих компаний.
Осень 2007 года, скоро выборы в Госдуму. «Единой России» нужны «ломовые» проекты. Лидер партии Борис Грызлов приехал в Екатеринбург и объявил, что единороссы берут «УП-УП» под своё крыло. Позже Грызлов неоднократно приезжал в УрФО, чтобы поддержать УП-УП своим авторитетом.
Петр Латышев умер в 2008 году. Его сменил однокурсник Дмитрия Медведева — Николай Винниченко, до этого возглавлявший службу судебных приставов. Многие ждали, что с Винниченко в проекте, который уже называли «черной кассой» полпредства, будет наведен порядок. Проект очевидно буксовал, вызывая все больше вопросов у журналистов, граждан и регионов-акционеров.
После прихода Винниченко УП-УП возглавил его человек — Александр Белецкий, приехавший на Урал из Москвы. Белецкий объявил курс на модернизацию всего проекта и компании. Оказалось, что все запасы углеводородов и твердых полезных ископаемых, ради которых планировался УП-УП, не подтверждены. Поэтому строить ради этого самую дорогую часть проекта, железнодорожные ветки, не имеет смысла. Белецкий переименовал компанию УП-УП в «Корпорацию развития» — в том числе, чтобы убрать шлейф скандалов, которые ее преследовали.
Кроме того, Белецкий заявил, что «Корпорация развития» теперь будет заниматься лишь коммерчески выгодными проектами, которые принесут ее акционерам (регионам УрФО) деньги. Из инфраструктурного проекта компания превратилась в нечто вроде инвестиционного фонда, а проще говоря — большой кассы, из которой должны были финансироваться промышленные стартапы. Среди прочих было заявлено о намерении построить в Тюмени завод по глубокой переработке яиц. Позже выяснится, что при Белецком корпорация договорилась с Экспортным Чешским банком о крупном кредите в 400 млн евро на строительство ТЭС «Полярная» в районе Салехарда. Деньги банк перечислил, но ТЭС так и не была построена. СКР возбудил уголовное дело, которое расследуется до сих пор.
В 2012 году в УрФО снова сменился полпред. Им стал Игорь Холманских. Примерно тогда же в «Корпорации развития» появился новый директор — Сергей Маслов, которого называли «человеком Кремля» и креатурой Геннадия Тимченко. Говорили, что он пришел, чтобы навести в корпорации порядок. Но критика со стороны акционеров продолжилась. Единственное, что удалось сделать при Маслове, — открыть мост через Надым. Однако в чем именно была заслуга «Корпорации», не ясно: мост строили на деньги Ямала. Компания лишь «прислонилась» к успешному проекту.
Период руководства Маслова закончился грандиозным скандалом. В октябре 2016 года гендиректор был задержан спецназом в собственном подмосковном особняке. В прессу были слиты снимки с территории его шикарного поместья. Маслова и его первого зама Владимира Караманова обвинили в выводе 1 млрд рублей средств «Корпорации» в зарубежные офшоры. Руководителей арестовали, но через некоторое время отпустили из СИЗО.
Почему «Единая Россия» решила закрыть неудачный проект сейчас? Скорее всего, перед выборами президента в партии решили «сбросить балласт», избавиться от проектов с плохой репутацией. Все идет к тому, что проект УП-УП будет окончательно закрыт, а 30 млрд рублей, которые в разные годы вносили основные акционеры корпорации (ЯНАО, ХМАО и Тюменская область), исчезнут без особого результата. Впрочем, проект более десяти лет кормил своих менеджеров, лоббистов и чиновников, так что для них результат есть.
По факту от УП-УП осталось несколько пожарных депо, которые были построены вдоль нефтепровода «Транснефти» на Ямале и в ХМАО, а также фрагмент железнодорожной ветки, которую власти Ямала назвали «Северным широтным ходом» и которую они собираются закончить совместно с Газпромом и РЖД. В «Северный широтный ход» входят мосты через Надым (построен) и через Обь (не построен). В планах — построить железнодорожную ветку с материка до порта Сабетта. Но к проекту УП-УП это уже не имеет отношения.