Газета «Правда». Правительство планирует обложить налогами каждый собранный гриб и каждую ягоду
Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв поддержал инициативу губернатора Владимирской области Светланы Орловой о том, что каждый найденный жителями гриб, ягода и орех должны приносить прибыль в местный бюджет. Таким образом, надо полагать, обнаружен «надёжный финансовый источник» по затыканию дыры, пробитой в бюджете падением нефтяных доходов.
ВИДИМО, люди во власти окончательно перестали понимать, что происходит на подведомственной им территории, и начали с энтузиазмом пилить сук, на котором сидят. Ведь во многом эта власть держится за счёт долготерпения нашего многострадального народа. Мне пришлось много поездить по России, и всегда, попадая в какую-нибудь нищую деревню с давно разрушенным сельхозпредприятием, с поголовной безработицей и безысходностью, я поражалась странному, на взгляд городского жителя, спокойствию этих людей, граничившему с полнейшим «пофигизмом».
В Мурманской и Архангельской, Вологодской и Тюменской, Кировской и Смоленской областях, в Карелии и Чувашии, Мордовии и Подмосковье местные жители мне объясняли это так:
— Да что нам ваша Москва? Мы тут сами по себе. У нас натуральное хозяйство: картошечка-моркошечка. Да и лес-кормилец пропасть не даст…
И действительно, безработные и депутаты сельсовета вместе с председателем, врачи и учителя, пенсионеры и подростки, пьяницы и трезвенники, больные и здоровые, участковые и хулиганы, продавцы и почтальоны… короче, всё деревенское народонаселение круглый год кормится «дарами леса». Собирают грибы, ягоды, орехи, травы, ломают веники… Потом солят, варят, консервируют. Сами едят, а больше сбывают «на трассе»: стоят по обочинам дорог, продают проезжающим практически за копейки. А как ещё, не считая пенсий и мизерной зарплаты, появляются в деревне наличные деньги?
Но наличка эта даётся людям не столь легко, как может показаться на первый взгляд. Выйти в лес нужно ещё затемно. Здесь предстоит не лёгкая прогулка, а настоящая борьба за выживание: в последнее время в лесах развелось множество кабанов, волков и прочих диких животных. Оружие у деревенских — у кого свисток, у кого палка. При встрече с серьёзным противником спасает это далеко не всегда. К обеду, искусанные комарами, уставшие и голодные, с тяжёлыми корзинами и вёдрами, они выходят к дороге. А здесь уже другие напасти: хулиганы и «крутые» — местные и проезжающие — могут отобрать, избить, просто растоптать грибы и ягоды, расплатиться фальшивыми деньгами.
Однако люди всё терпели. Хоть плохо, но прожить на заработанные копейки как-то ухитрялись. Даже на зиму удавалось отложить немного. Так привычно дотягивали до конца весны, а дальше всё по новому кругу…
И вот своими собственными ручками чиновники рушат этот «общественный договор», когда люди были согласны практически ничего не получать от государства в обмен на то, что их просто не замечали и давали возможность крутиться как уж придётся.
Теперь селянам предлагают купить лицензию на сбор грибов, ягод, кедрача и других даров природы. Это если хочешь для себя собрать лукошко земляники. Ну а если вышел «на трассу» и заработал на ведре лисичек 250 рублей, то, будь добр, заплати налог! А не купил и не заплатил — штраф!
«Умные головы» из минсельхоза уже подсчитали, что только лицензирование владимирских грибников принесёт в казну до 2 млрд. рублей. На пресс-конференциях владимирские чиновники рисуют райские картины, как в лесу установят грибоварни, да как народ пойдёт толпами сдавать туда грибы, да как потечёт их экспорт в Европу вместо надоевшей всем нефти.
Во Владимирской области, я давно уже заметила, вообще живут мечтатели. Вспоминаю, как ездили мы в один из районов, глава которого живописал радужные перспективы развития отечественного хреноводства и превращения райцентра в хреноводческую столицу мира. Приезжаю через десять лет в тот же самый район, воз и ныне там же, зато новый глава слово в слово начинает рисовать картины будущего мирового хреноводства на владимирской земле.
Теперь покоряет воображение грибозамещение нефтедобычи. В своих фантазиях залетая за облака, власти упускают простые житейские вопросы. С какой радости народ повалит сдавать свои грибы-ягоды в грибоварни? На какие деньги люди будут покупать лицензии? На какие бюджетные шиши будут создаваться грибная инспекция и ягодная полиция, которые подсчитают все собранные грибы-ягоды, наладят службу слежения за грибниками, будут отслеживать их передвижение, выходить на спецоперации по отлову продающих ягоды на обочинах дорог и вывозящих в город и т.д. Не забыть бы ещё отстроить в центре каждой области по особняку, где будут сидеть за компьютерами родственницы и просто подруги местных чиновников, подсчитывающих суммы, рассылающих квитанции об уплате, налагающих штрафы…
А тем временем все эти функции уже сейчас пытается выполнять полиция, которой, по-видимому, уже совсем ничего не осталось делать в стране, как гоняться за пенсионерами по лесам. Вот в октябре на Кубани, в Горячем Ключе, полиция вышла на рейд на трассы в поисках незаконных продавцов грибов. Поймали и оштрафовали аж троих мужиков, которые продавали опята по 350 рублей за ведро.
В реальности все эти безумные мечтания о ягодно-грибных прибылях выльются в превращение мирных селян в грибных браконьеров и их противостояние антинародной власти. Ясно одно: никаких прибылей бюджет не получит, а люди окажутся на грани выживания.
Так и хочется крикнуть: не там ищете, господа! Средства для затыкания бюджетных дыр поищите лучше в своих офшорах, на своих яхтах и в своих дворцах.