Исполнение федерального бюджета в первом квартале 2015г. обрекает Россию на глубочайший социально-экономический кризис, деградацию человеческого потенциала и упадок промышленности
Ситуация с исполнением федерального бюджета России близка к критической. По итогам первого квартала 2015г. совокупный дефицит федерального бюджета превысил 4,9% ВВП (813,4 млрд. рублей). В феврале дефицит бюджета достигал 10,5% ВВП, а после уточнения росписи снизился до 8,2% ВВП. Снижение бюджетного дефицита в марте до 2,2% ВВП обусловлено резким снижением интенсивности исполнения расходной ведомости – Правительство остановило или снизило до минимума финансирование 65% государственных программ развития!
При этом совершенно оторваны от
реалий заявления Правительства о том, что у государства нет денег, и по этой
причине оно вынуждено проводить самый сильный с преддефолтного 1997г. и притом
откровенно антисоциальный и антимодернизационный секвестр бюджета. У Минфина
имеются финансовые ресурсы для перезапуска экономического роста, стимулирования
импортозамещения и выхода из стагфляционной спирали.
По состоянию на 1 января 2015г.
неиспользуемый остаток средств Правительства, включающий в себя в том числе
средства Резервного Фонда, ФНБ и средства Федерального Казначейства на
депозитах в коммерческих банках, составлял 12,68 трлн. рублей.
На конец
марта объём свободных средств Правительства сократился до 9,86 трлн. рублей.
Да, размер бюджетных резервов сократился на 23%, однако по-прежнему остаётся на
весьма высоком уровне (порядка 13,5% ВВП). Более того, благодаря шоковой
девальвации и двукратному падению курса рубля в 2014г. Правительство, не
прилагая никаких усилий и не повышая качество экономики, в пересчёте на рубли
увеличило размер средств Резервного фонда и ФНБ более чем в 2 раза (с 5,4 до 11
трлн. рублей)!
Доходная ведомость федерального
бюджета исполнена на 22,8% (3,43 трлн. рублей), тогда как расходная ведомость
более чем на 27,4% (4,25 трлн. рублей). Причём в структуре доходов откровенный
провал
наблюдается с получением нефтегазовых доходов (ведомость исполнена на 20%
вместо 25%, недобор составил более 386 млрд. рублей
), тогда как благодаря
усилению фискального бремени для реального сектора и беспрецедентного роста
проверок бизнеса (стоит план по недоимкам, штрафам, пеням и прочим платежам) Минфин
сумел исполнить ненефтегазовые доходы в размере 25,7% (1,89 трлн. рублей)!
Формально, есть повод для
оптимизма: впервые с 2001г. расходы исполняются не только с опережением
графика, но и опережающими темпами по сравнению с администрированием доходов.
Однако на деле эти надежды оказываются беспочвенными – никакого отношения к
опережающему финансированию реального сектора, реализации антикризисного плана,
форсированной индустриализации, импортозамещению, поддержки погрязших в долгах
региональных бюджетов указанное опережающее исполнение бюджета не имеет.
Причин две. Первая -
Правительство за счёт средств налогоплательщиков и в ущерб остальным бюджетным
расходам финансирует последствия удушающе жёсткой, подавляющей инвестиции
денежно-кредитной политики ЦБ РФ! Трёхкратное повышение ключевой процентной
ставки Банком России в 2014г. (с 5 до 17%) привело к беспрецедентному росту
стоимости заимствований не только для реального сектор, аграриев и населения,
но и для самого государства.
Если в 2013г. Правительство могло занимать на
внутреннем долговом рынке под 4,5-5% годовых, то уже в январе 2015г. стоимость
ресурсов взлетела до 17,5-19% годовых.
Сегодня процентные ставки по
среднесрочным государственным облигациям снизились до 11,5-12% годовых, однако по-прежнему
в 2 раза выше отметок полуторагодовой давности.
Результат закономерен – благодаря
ЦБ РФ, который сначала собственноручно обвалил курс рубля, а затем задрал
стоимость кредитных ресурсов до экстремальных отметок, стоимость заимствований
для государства выросла в два раза! Эти издержки переложены на плечи
налогоплательщиков – промышленности, АПК, малого и среднего бизнеса, населения.
По итогам января-марта 2015г. процентные расходы бюджета исполнены аж на
36,1% (!)! Т.е. с полуторакратным опережением графика!
Суммарно
Правительство выплатило процентов по займам в размере 162,3 млрд. рублей!
Тогда как непроцентные расходы
федерального бюджета исполнены на 27,1%, т.е. с крайне несущественным
опережением графика. Вкупе с закрытием внешних рынков капитала и резким
удорожанием как внутренних, так и внешних заимствований произошло чистое
сокращение государственного долга в размере: за первые три месяца 2015г.
внутренний госдолг сократился на 102 млрд. рублей, внешний долг сжался на 45,8
млрд. рублей.
Начавшееся в феврале и
продолжившееся в марте и апреле 2015г. избыточное укрепление российского рубля,
не подтверждённое оживлением экономики, ростом инвестиций, индустриализацией и
импортозамещением, спровоцировало не только усугубление кризиса в реальном секторе,
но также сокращение бюджетных доходов. Так, если в январе 2015г. за счёт
курсовых разниц доходы бюджета увеличились на 1,66 трлн. рублей, то уже в
феврале был зафиксирован убыток в размере 1,17 трлн. рублей, а в марте убыток
превысил 540 млрд. рублей. Итого, по итогам первого квартала,
федеральный
бюджет России за счёт фундаментально необоснованного укрепления рубля понёс
чистый убыток в размере 46,8 млрд. рублей!
Вторая причина - ускоренное финансирование ОПК, национальной
безопасности, силовых ведомств и атомной промышленности. До реального сектора
экономики деньги бюджета практически не доходят. Об этом отчётливо
свидетельствует структура исполнения расходов федерального бюджета.
Радужные цифры по исполнению
бюджета, на которые ссылаются в Правительстве и Минфине РФ, обусловлены перекосами
и дисбалансами в структуре бюджетных ассигнований, которые лишь усугубляют
кризис в реальном секторе, обостряют инвестиционный спад, провоцируют рост
безработицы и падение уровня жизни россиян.
Так, по оценкам Минфина РФ, по
итогам первого квартала 2015г. расходы по статье «Национальная оборона»
исполнены аж на 46,9%! Т.е. с двукратным опережением графика! Вместо
запланированных в первом квартале 817,7 млрд. рублей на ОПК было направлено
более 1,53 трлн. рублей, т.е. на 715,7 млрд. рублей больше! Именно этот объём
средств не поступил в реальный сектор, АПК, образование, здравоохранение,
спорт, культуру и поддержку социально незащищённых слоёв населения!
Обслуживание государственного и
муниципального долга в силу резко возросшей стоимости заимствований и
удорожания в пересчёте на рубли внешних займов исполнено за три месяца в
размере 36,1%!
Вместо 112,4 млрд. рублей Правительство потратило на платежи
в пользу кредиторов и спекулянтов более 162,3 млрд. рублей (дополнительный
убыток порядка 50 млрд. рублей).
Межбюджетные трансферы из федерального
центра исполнены на 27%!
Главным аутсайдером с точки
зрения получения бюджетных ресурсов оказалась национальная экономика: расходы
исполнены менее чем на 16,1%! Следом идут физическая культура и спорт (18,8%),
культура и кинематография (19%), здравоохранение (19,8%) и образование (20,6%).
Показательны бюджетные приоритеты
Правительства – это
откровенно и предельно чётко выраженный бюджет силового
лобби, правоохранительных структур и финансовых спекулянтов!
Ни о какой
поддержке реального сектора, финансировании промышленности и защите малого
бизнеса не может быть и речи – им не только на треть урезали государственное
финансирование, но и не выплачивают положенные средства!
На обслуживание
государственного долга потрачено 162,3 млрд. рублей, т.е. больше, чем на
образование (131 млрд.), СМИ (15,4 млрд.), спорт (13,8 млрд.) и культуру (18,8
млрд.) вместо взятые!
Даже на всё образование в рамках России тратится на
20% меньше средств (131 млрд. рублей), чем на платежи по долгам, которые
сделали в ситуации, когда у Минфина без дела лежит порядка 10 трлн. рублей!
Не лучше обстоят дела с
поддержкой отечественных производителей!
В совокупности за первые три месяца
2015г. на финансирование национальной экономики Правительство выделило 399,5
млрд. рублей вместо положенных 623 млрд. рублей!
Недофинсирование превышает
224 млрд. рублей – именно столько средств не получили обрабатывающие
производства, наукоёмкая промышленность, станкостроение, приборостроение,
авиакосмическая отрасль, судостроение, тяжёлое и транспортное машиностроение по
итогам первого квартала 2015г. в связи с нежеланием Минфина вовремя исполнять
свои обязательства перед бюджетополучателями!
Таблица 1. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета России за
январь-март 2015г.
Показатель |
Исполнение (млн. рублей) |
% кассового исполнения от утверждённой
росписи
|
Исполнение расходов федерального бюджета
в целом (%)
|
4 250 240,4 |
27,0% |
В том числе: |
||
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
1 534 408,1 |
46,9% |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА |
162 310,4 |
36,1% |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
44 722,5 |
30,2% |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
185 737,8 |
27,0% |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
13 523,6 |
24,6% |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
978 022,0 |
24,6% |
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
15 456,5 |
21,6% |
ОБРАЗОВАНИЕ |
131 165,4 |
20,6% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
427 440,5 |
19,9% |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
106 889,4 |
19,8% |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
218 393,4 |
19,5% |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ |
18 820,9 |
19,0 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
13 834,2 |
18,8 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
399 515,5 |
16,1 |
Источник: расчёты автора на основе данных Министерства финансов России
Хуже того, суммарные расходы
на экономику оказались ниже, чем расходы на правоохранительную систему – 399
против 427 млрд. рублей соответственно
! На национальную оборону тратится в
3,5 раза больше, чем на экономику, в 15 раз больше, чем на здравоохранение и в
12 раз больше, чем на образование! Безусловно, армия и обороноспособность
государства важны. Тем более в условиях резко обострившейся геополитической
ситуации. Однако именно человеческий потенциал, знания и здоровье человека
являются движущей силой в современном мире!
Итого, по итогам только первого квартала 2015г. суммарный дефицит в
финансировании национальной экономики составил 222,1 млрд. рублей! В физической
культуре и спорте – 4,6 млрд. рублей, в культуре и кинематографии – на 5,9
млрд. рублей, в здравоохранении – 27,7 млрд. рублей, в образовании – 27,9 млрд.
рублей, в СМИ – 2,4 млрд. рублей, в социальной политике – 17 млрд. рублей, в
охране окружающей среды – 0,23 млрд. рублей.
Итого по статьям
федерального бюджета, не связанным с финансированием ОПК, национальной
безопасности, силовых ведомств, государственной службы и обслуживанием
государственного долга, суммарное накопление недофинансирование по итогам
января-марта 2015г. составило более 307,9 млрд. рублей!
Это
эквивалентно 7,2%
совокупных расходов бюджета в первом квартале 2015г!
С подобного рода бюджетными
приоритетами России гарантировано сохранение статуса сырьевой колонии,
финансового резервуара, вечного корпоративного должника и рынка сбыта для
продукции транснациональных корпораций. Неудивительно, что неоколониальная
зависимость российской экономики от системы нефтедоллара неуклонно возрастает –
ежегодные прямые потери России от участия в системе неэквивалентного
внешнеэкономического обмена составляют более 250 млрд. долл. или 20% ВВП
России!
Откровенный провал наблюдается с
финансированием реального сектора - сельское хозяйство и рыболовство за первый
квартал получили из бюджета менее 16,6% от обещанных на год средств (29,6
вместо положенных 44,5 млрд. рублей)!
С остальными экономическими
статьями ситуация ещё хуже: дорожное хозяйство за январь-март получило менее
половины от запланированного в первом квартале финансирования или 12,2% от
годового лимита (83 вместо 173 млрд. рублей). Лесное и водное хозяйство
профинансированы на 11,9 и 10,7% соответственно!
Транспортная система – на 7,6%
(27,9 вместо 91,7 млрд. рублей). Общеэкономические вопросы профинансированы
всего лишь на 0,8%! Уместно сказать, что про них забыли вовсе и финансировать
не собираются. Самая сложная ситуация с финансированием ЖКХ – жилищное
хозяйство профинансировано на 2,8% (1,8 млрд. рублей вместо положенных 25 млрд.
рублей), а коммунальное хозяйство и вовсе на 0,5% от утверждённой на год
бюджетной росписи (141 млн. рублей вместо 4,4 млрд.)!
Правительство не воспринимает
всерьёз объявленную Западом экономическую войну и не осуществляет
мобилизационную подготовку реального сектора и финансовой системы –
мобилизационная подготовка за первый квартал профинансирована лишь на 2,8% -
т.е. с 9-кратным отставанием от прописанного графика! Причём размер
ассигнований оказался менее 152 млн. рублей, что в масштабах российской
экономики сопоставимо со статистической ошибкой.
Иначе как социальны дарвинизмом
нельзя назвать ситуацию с финансированием приоритетных направлений социальной
защиты и поддержки населения. Приватизация бюджетной сферы и ускоренная
коммерциализация здравоохранения, образования, культуры и спорта сопровождается
срывом с их и без того остаточным финансированием.
Охрана семьи и детства за январь
март профинансирована лишь на 15,5% (58,7 вместо 94,6 млрд. рублей),
воспроизводство минерально-сырьевой базы – на 15,2% (5,7 вместо 10,6 млрд.
рублей), социальное обслуживание население на - 15,1% (1,4 вместо 2,4 млрд.
рублей), стационарная медицинская помощь – на 14,8% (36,7 вместо 62 млрд.
рублей), санаторно-оздоровительная помощь – на 14% (6,7 вместо 12 млрд. рублей),
исследование космического пространства – на 13,2% (4,6 вместо 8,7 млрд. рублей),
заготовка и хранение донорской крови – на 12,2% (395 против 810 млн. рублей),
массовый спорт – на 11,7% (1,6 вместо 3,44 млрд. Рублей). Молодёжная политика и
оздоровление детей – на 7,9%. Общее образование профинансировано лишь на 7,4% -
т.е. с трёхкратным отставанием от графика! Дошкольное образование получило
менее 4,4% от запланированных на год ассигнований (700 млн. рублей).
Таблица 2. Кассовое исполнение ряда статей федерального бюджета России
за январь-март 2015г.
Статья расходов федерального бюджета |
Исполнение за январь-март 2015г. (млн.
рублей)
|
% кассового исполнения от утверждённой
росписи
|
Сельское хозяйство и
рыболовство
|
29 620,4 |
16,6 |
Охрана семьи и детства |
58 716,3 |
15,5 |
Воспроизводство
минерально-сырьевой базы
|
5 785,3 |
15,2 |
Социальное
обслуживание населения
|
1 468,3 |
15,1 |
Стационарная
медицинская помощь
|
36 703,1 |
14,8 |
Санаторно-оздоровительная
помощь
|
6 733,4 |
14,0 |
Исследование и
использование космического пространства
|
4 598,5 |
13,2 |
Заготовка,
переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее
компонентов
|
395,1 |
12,2 |
Дорожное хозяйство
(дорожные фонды)
|
83 200,4 |
12,0 |
Лесное хозяйство |
3 979,4 |
11,9 |
Массовый спорт |
1 611,5 |
11,7 |
Водное хозяйство |
2 170,9 |
10,7 |
Молодежная политика и
оздоровление детей
|
94,9 |
7,9 |
Транспорт |
27 906,3 |
7,6 |
Общее образование |
2 936,3 |
7,4 |
Связь и информатика |
1 836,1 |
5,8 |
Дошкольное образование |
699,5 |
4,4 |
Мобилизационная
подготовка экономики
|
151,9 |
2,8 |
Жилищное хозяйство |
1 857,4 |
2,8 |
Общеэкономические
вопросы
|
3 053,3 |
1,8 |
Коммунальное хозяйство |
141,4 |
0,5 |
Источник: расчёты автора на основе данных Министерства финансов России
Программно-целевой
принцип – 87% программ финансируются с задержкой, 30% - по остаточному принципу
Аналогичные выводы можно сделать
при анализе расходов федерального бюджета по программно-целевому принципу. По
состоянию на январь-март 2015г. только лишь семь (!) из 52 государственных
программ финансируются Правительством с опережением графика, т.е. более чем на
25% от уточнённой
росписи! Остальные 45 госпрограмм либо финансируются с
задержкой, либо финансируются по остаточному принципу, либо не финансируются
вовсе, что делает их реализацию невозможной!
В числе приоритетно финансируемых
оказались государственных программ оказалось "Развитие атомного
энергопромышленного комплекса» (70% от запланированных на год расходов),
"Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами
граждан Российской Федерации" (46,7%), "Внешнеполитическая
деятельность" (41,5%), "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (30,5%), "Управление
государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (26,6%) и
ряд других.
Целый ряд стратегически значимых с точки зрения национальной безопасности и
экономического суверенитета направлений бюджетной политики финансируется со
срывом графика! Среди отстающих направлений преобладают государственные
программы, связанные с развитием отечественной обрабатывающей промышленности и
наукоёмких производств:
"Развитие транспортной системы" (расходная
ведомость исполнена менее чем на 11,2%), "Развитие судостроения на 2013 -
2030 годы" (12,1%), "Космическая деятельность России на 2013 - 2020
годы" (10,6%), "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020
годы" (12%), "Развитие внешнеэкономической деятельности"
(16,6%).
Откровенно неудовлетворительно финансируется государством реальный сектор:
обрабатывающие производства и АПК, которые призваны обеспечит импортозамещение
в условиях объявленной странами Запада экономической войны, получили в 1,5-2
раза меньше средств, чем предполагается в расходной ведомости бюджета! Так,
Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020
годы" профинансирована менее чем на 15,7% от запланированного на год
уровня!
Программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса" получила ассигнований
в размере менее 19% от утверждённой на 2015г. росписи. Ненамного лучше обстоят
дела в сфере фармацевтической промышленности – госпрограмма "Развитие
фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы"
профинансирована на 14,8%. "Развитие электронной и радиоэлектронной
промышленности на 2013 - 2025 годы"
Недоумение вызывает крайне несвоевременное и запоздалое финансирование
государственной программы "Обеспечение государственной безопасности"
– расходная ведомость за первые три месяца исполнена лишь на 13,7% из 25%! Этот
факт выглядит тем более странным в условиях резко обострившихся отношений
России со странами НАТО. По остаточному принципу и с огромными задержками
осуществляете финансирование воспроизводства минерально-сырьевой базы – программа
"Воспроизводство и использование природных ресурсов" профинансирована
лишь на 13,7%.
Насколько можно судить, весьма успешно позабыты майские указы, обещания о
светлом индустриальном будущем России, преодолении пресловутого сырьевого
проклятия и модернизации экономики. Так, государственная программа
"Экономическое развитие и инновационная экономика" профинансировано
лишь на 8,8%! По сути дело это означает, что планы и программы по отраслевой
диверсификации экономики и снижению критической зависимости России от системы
нефтедоллара останутся лозунгами и политическим пиаром. Ещё хуже обстоят дела с
программой "Энергоэффективность и развитие энергетики", которая за первый
квартал оказалась обеспечена финансовыми ресурсами лишь на 8,4%. Судя по всему,
Правительство РФ не сильно беспокоит 3-4-кратное отставание российской экономки
по энергоэффективности от стран ОЭСР, а также крайне высокая степень морального
и физического износа основных фондов в энергетике (порядка 65%).
Однако самая сложная ситуация с финансированием
региональных программ социально-экономического развития субъектов федерации
России. Наряду с отраслевыми программами поддержки отечественных
товаропроизводителей они стали главными жертвами секвестра бюджета и урезания
государственных бюджетных ассигнований. Мало того, что федеральный центр
целенаправленно урезает масштабы финансовой поддержки регионов под предлогом
отсутствия финансовых ресурсов, так к тому же осознанно затягивает сроки
перевода финансовых ресурсов на уже согласованные и утверждённые
государственные программы.
Так, по итогам первого квартала
государственная программа "Развитие Северо-Кавказского федерального округа
на период до 2025 года" профинансирована лишь на 6,6% из предусмотренных
по графику 25%, программа "Социально-экономическое развитие Дальнего
Востока и Байкальского региона" получила из бюджета менее 1,2% от
предусмотренных в бюджетной росписи средств, а программа "Социально-экономическое
развитие Калининградской области до 2020 года" исполнена по расходам на
едва отличимые от статистической погрешности 0,32%.
Таблица 3.Таблица
2. Кассовое исполнение расходов федерального бюджета России по финансированию
государственных программ за январь-март 2015г.
Исполнение расходов федерального бюджета в среднем
по всем направлениям
|
27,0 |
||
Государственная
программа Российской Федерации
|
70,06 |
Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
|
22,56 |
Государственная
программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным
жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
|
46,73 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
|
22,49 |
Государственная
программа Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность"
|
41,55 |
Государственная
программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
|
22,08 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее
конкурентоспособности"
|
30,55 |
Государственная
программа Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту
наркотиков"
|
21,54 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и
создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и
муниципальными финансами"
|
26,89 |
Реализация
функций иных федеральных органов государственной власти
|
21,17 |
Государственная
программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и
регулирование финансовых рынков"
|
26,63 |
Государственная
корреспонденция
|
20,56 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на
2013 - 2020 годы
|
25,34 |
Государственная
программа Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и
противодействие преступности"
|
20,43 |
Государственная
программа Российской Федерации "Содействие занятости населения"
|
24,38 |
Прокуратура
Российской Федерации
|
20,38 |
Развитие
пенсионной системы
|
24,35 |
Государственная
программа Российской Федерации "Юстиция"
|
19,56 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -
2020 годы
|
23,89 |
Государственная
судебная власть
|
19,07 |
Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации
|
23,44 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного
комплекса"
|
19,02 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на
2013 - 2025 годы"
|
23,09 |
Государственная
программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах"
|
18,62 |
Обеспечение
функционирования Президента Российской Федерации и его администрации
|
23,07 |
Государственная
программа Российской Федерации "Обеспечение государственной
безопасности"
|
13,74 |
Уполномоченный
по правам человека в Российской Федерации
|
18,61 |
Государственная
программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование
природных ресурсов"
|
13,68 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на
2013 - 2020 годы
|
18,02 |
Государственная
программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015
годы
|
13,45 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и
спорта"
|
18,01 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030
годы"
|
13,15 |
Государственная
программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 -
2020 годы
|
17,78 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013
- 2020 годы
|
12,07 |
Счетная
палата Российской Федерации
|
17,68 |
Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации
|
11,89 |
Обеспечение
функционирования Председателя Правительства Российской Федерации и его
заместителей, Аппарата Правительства Российской Федерации
|
16,89 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
|
11,23 |
Следственный
комитет Российской Федерации
|
16,72 |
Государственная
программа Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013
- 2020 годы"
|
10,63 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической
деятельности"
|
16,63 |
Обеспечение
деятельности отдельных федеральных государственных органов
|
8,82 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной
промышленности на 2013 - 2025 годы"
|
16,06 |
Государственная
программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная
экономика"
|
8,79 |
Государственная
программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020
годы)"
|
15,96 |
Государственная
программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие
энергетики"
|
8,41 |
Государственная
программа Российской Федерации "Государственная программа развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"
|
15,73 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального
округа" на период до 2025 года
|
6,66 |
Государственная
программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской
промышленности" на 2013 - 2020 годы
|
14,83 |
Государственная
программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие
Дальнего Востока и Байкальского региона"
|
1,20 |
Государственная
программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом"
|
14,53 |
Государственная
программа Российской Федерации "Социально-экономическое развитие
Калининградской области до 2020 года"
|
0,32 |
Источник: расчёты автора на основе данных Министерства финансов России