Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

«По спирали коллапса». Газета «Правда» критикует финансовую политику российского правительства

Глава минфина Антон Силуанов заявил, что из-за роста пенсий и оборонных расходов в последние годы ситуация в экономике сложная, и предложил уменьшить все бюджетные расходы в 2015 году на 2%. И это при том, что в 2014 году они уже были урезаны на 5%. Мало того, Силуанов предлагает не только урезать расходы бюджета, но и ещё туже затянуть налоговую удавку на шее товаропроизводителей.

По страницам газеты «Правда», Владимир Дектерев
2014-07-31 12:01

Налоговые манёвры

Во-первых, он требует ликвидировать льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). Но не для импортёров нефти, газа, других сырьевых товаров и продуктов их первичной переработки, которые от него освобождены вообще, а для производителей продовольствия, товаров для детей, лекарств и печатной продукции образовательного назначения, которые сегодня платят его по ставке 10%.

Во-вторых, А. Силуанов решил провести «налоговый манёвр». Он заключается в том, чтобы радикально снизить ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Так, вывозные пошлины на сырую нефть планируется снизить с 59% в 2014 году до 42% в 2015-м, а к 2017 году — до 30%. На дизельное топливо в 2015 году пошлины предполагается уменьшить с 65 до 48%, а к 2017 году — до 30%. Пошлина на экспорт бензина по минфиновской схеме упадёт к 2017 году с нынешних 90 до 30%. Это позволит нефтяным олигархам в разы увеличить свои сверхдоходы.

Одновременно руководство минфина планирует в те же сроки провести резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых, который нефтяные олигархи включают в цены нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке. Это значит, что цены на бензин, солярку, авиационный керосин, смазочные материалы резко поползут вверх. То есть стоимость всех перевозок внутри страны, а вместе с ними и цены на перевозимые товары станут быстро расти.

В-третьих, Силуанов проталкивает идею увеличения прямых налогов. Сначала он предложил ввести в 2015 году налог с продаж в размере 3%. А затем быстро переиграл в свою пользу: вместо введения налога с продаж, который шёл бы в региональные бюджеты, он решил повысить в 2015 году ставку НДС, идущего в федеральный бюджет, с 18 до 20%. Это, мол, намного выгоднее: вместо 200 миллиардов рублей, которые получили бы от налога с продаж региональные бюджеты, удастся дополнительно содрать с товаропроизводителей 500 миллиардов рублей в федеральный бюджет.

И это при том, что президент Владимир Путин в бюджетном послании 2012 года обещал не повышать налоги на несырьевой сектор экономики до конца срока своих полномочий, то есть до 2018 года. Но минфин, как видим, действует в прямо противоположном направлении.

Кровососы

Политика минфина всё последнее десятилетие сводилась к нехитрой формуле: налоги концентрировать в центре, а расходные обязательства государства в социальной сфере передавать на места. Если в первое время, отбирая налоговые поступления у регионов, правительство апеллировало к необходимости их перераспределения для выравнивания социальной обеспеченности населения по всей территории страны, то теперь оно практически всё «перераспределяет» в свои «заначки».

В результате сегодня финансовые проблемы региональных бюджетов обострились до предела. Если национальным республикам хоть что-то перепадает (например, доля федеральных дотаций в бюджете Чечни в 2013 году составила 67,1%), то многим другим регионам не достаётся практически ничего.

Федеральный центр требует от регионов резкого увеличения расходов, связанных с выполнением предвыборных обещаний президента, не выделяя им для этого никаких средств. Заставляя губернаторов под угрозой увольнения выполнять «майские указы» Путина, минфин требует от них свёртывания инвестиционных программ, особенно в сфере поддержки сельского хозяйства. И губернаторы вынуждены это делать, обрекая жителей на безработицу, а экономику регионов — на упадок.

А когда и после выполнения этих требований денег не хватает, руководство минфина заставляет губернаторов лезть в долговую петлю. Напомню, в 2013 году дефицит региональных бюджетов достиг 642 миллиардов рублей, а их общая задолженность на конец года составила 1,7 триллиона рублей.

Да ещё и остатки налоговых поступлений из бедных регионов переводят в богатые. Теперь в связи с введением консолидированных групп налогоплательщиков региональные «дочки» крупных компаний стали платить налог на прибыль не там, где они её зарабатывают, а по месту регистрации головной структуры. То есть в Москве и Санкт-Петербурге.

Фальшивый дефицит

Руководство правительства «объясняет» такие дикие требования к регионам отсутствием средств в федеральном бюджете. Мол, никак не можем справиться с последствиями кризиса 2008—2009 годов, поэтому приходится сводить бюджет с дефицитом. Так что терпите.

Вот только дефицит этот — фальшивый. Получается он с помощью «бюджетного правила», которое запрещает передавать так называемые дополнительные нефтегазовые доходы в бюджет. Все они отправляются в правительственные «заначки»: Резервный фонд и Фонд народного благосостояния, которые, как официально объявлено, «хранятся» в ценных бумагах, эмитированных странами НАТО.

Так, по итогам 2013 года «дефицит» федерального бюджета составил 323 миллиарда рублей. За то же время Резервный фонд пополнился на 974 миллиарда рублей, увеличившись за год с 1 триллиона 886 миллиардов до 2 триллионов 860 миллиардов рублей. Если к нему добавить прирост Фонда народного благосостояния на 210 миллиардов рублей (с 2 триллионов 691 миллиарда до 2 триллионов 901 миллиарда рублей), то получится, что в «заначки» за год закачано 1 триллион 184 миллиарда рублей.

Таким образом, реальный профицит федерального бюджета составил 861 миллиард рублей. И он намного больше общего дефицита региональных бюджетов (642 миллиарда). То есть возможность помочь регионам у федерального центра была. Но федеральное правительство предпочитает загонять регионы в долговую петлю ради наращивания своих «заначек». А в них к концу 2013 года скопилось 5 триллионов 761 миллиард рублей при задолженности регионов в 1,7 триллиона.

Ситуация выглядит совершенно абсурдной. Как будто регионы и центр живут в совершенно разных государствах, одно из которых нищает и катится в долговую яму, а второе процветает, не зная, куда девать огромные деньжищи.

В федеральном бюджете на этот год также предусмотрен дефицит в размере 390 миллиардов рублей. Однако уже по итогам первого полугодия его доходы составили 7,12 триллиона рублей, а кассовое исполнение расходов — 6,47 триллиона. Соответственно профицит, который правительство закачивает в свои зарубежные «заначки», вырос до 649 миллиардов рублей по сравнению со 176 миллиардами в первом квартале.

То есть дополнительные деньги и в этом году есть. Однако регионам, несмотря на их отчаянное положение, руководство минфина показывает фигуру из трёх пальцев. Всё должно уйти только в его «заначки».

То есть речь идёт о продолжении многолетней гнусной минфиновской практики занижения предстоящих доходов для «обоснования» сокращения бюджетных расходов. С единственной целью — как можно больше денег изъять из бюджета России и отправить в свои «заначки», спрятанные за океаном и в других «цивилизованных» странах. Тех самых, которые сегодня от злобы брызжут слюной, обвиняя Россию во всех возможных грехах и вводя против неё всё новые санкции.

Результаты

Итоги такой политики у всех на глазах. В 2013 году, по данным Росстата, валовой внутренний продукт «вырос» на величину, сопоставимую со статистической ошибкой (1,3%). За первое полугодие 2014 года (по сравнению с первым полугодием 2013 года) — тоже (0,9%). Что же касается последствий предлагаемых минфином налоговых манёвров, то их несложно спрогнозировать.

В первую очередь это обусловит дальнейшее ещё большее снижение конкурентоспособности отечественного производства в целом и агропрома в особенности. Все эти налоги будут включены в цены отечественных товаров, что неизбежно приведёт к их существенному росту. В условиях присоединения к ВТО, когда ввозные пошлины сводятся к минимуму или вообще обнуляются, отечественные товары будут вытесняться импортными даже на внутреннем рынке, не говоря уж о внешнем.

Сегодня многие российские промышленные предприятия оказались на грани рентабельности — им не хватает ресурсов ни на развитие, ни на расчёты с кредиторами. Что произойдёт при затягивании налоговой удавки, предлагаемой минфином, думаю, пояснять не стоит. Неизбежны закрытие большого количества предприятий и рост безработицы.

Ситуацию усугубляет Центральный банк России, который «работает» над удушением экономики страны в паре с минфином. Он жёстко контролирует объём денежной массы, не позволяя отечественным предприятиям инвестировать и развиваться. Ключевая ставка ЦБР, которая заменила ставку рефинансирования, сейчас повышена до 8%. Для сравнения: ставка Федеральной резервной системы США составляет 0,25%. Поэтому даже самые первоклассные бизнес-заёмщики могут получить в российских банках кредит под 12% годовых, тогда как ставки для малого и среднего бизнеса доходят до 30% и более. В то время как на Западе компании занимают деньги под 3—4% годовых, что обеспечивает им надёжную конкурентоспособность.

Всё это вместе взятое влечёт за собой дальнейшее снижение жизненного уровня населения, а, следовательно, — дальнейшее падение спроса. Падение спроса, в свою очередь, обуславливает снижение производства, что ведёт к ещё большему росту безработицы. И так далее — по спирали экономического коллапса, над которым усиленно «работают» главные финансовые институты страны.

 

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.