Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Почему российские либералы стремятся сохранить контроль над Центробанком? Мнение независимого экономиста Владислава Жуковского

Буквально на днях продолжилась эпопея с подковёрной борьбой за пост главы Банка России. Российские либералы судорожно боятся потерять контроль над ключевым финансово-экономическим органом власти – Центральным Банком.  Вслед за агентством Reuters «сливом» информации из «достоверных источников» занялась газета Ведомости, которая предприняла очередную попытку дискредитировать академика Сергея Глазьева и запугать деловые круги «призраком коммунизма» и надвигающегося «государственного террора».

Владислав Жуковский, независимый экономист
2013-03-11 15:24 (обновление: 2013-03-11 20:53)

Сначала весьма уважаемое в деловых кругах издание закинуло «утку» о том, что Сергей Глазьев стал главным кандидатом на высвобождающийся весной пост председателя Банка России (неудивительно, что в правительстве и Кремле спешно открестились от этой информации). А затем и вовсе опубликовало статью под громким названием «Нет – приватизации», в котором обвинило некую несуществующую в действительности «группу Глазьева» в попытках отказаться от принятой правительством программы приватизации и усилить контроль государства за экономикой и финансовой системой.

Выдернутые из контекста фразы произвели должный эффект – статья выглядит издёвкой не только и не столько над самим академиком Глазьевым, сколько над всей Академией Наук и теми учёными, которые по поручению президента вовлечены в работу по разработке альтернативной стратегии устойчивого социально-экономического развития России.

Весьма показательно, что в качестве комментатора и публичного критика выступил ни кто иной как лично экс-министр финансов Алексей Кудрин - светоч российских либералов и идейный «гайдаровец». Который, будучи главой Минфина, собственноручно по кирпичику возводил и цементировал здание деиндустриализированной российской «экономики трубы».

Что касается самих упрёков в антинаучности и профнепригодности Сергея Глазьева со стороны российских либералов, наиболее ярким выразителем антинаучных идей которых является Алексей Кудрин, то они выглядят беззубой попыткой выдать желаемое за действительное. Это вполне укладывается в общую логику поведения российских «либералов», которые не имеют никакого отношения к либеральной идеологии США и Старого Света.

В отличие от своих заокеанских коллег, для которых либерализм является идеологией примата прав человека и личной свободы, российские либералы понимают либерализм как доктрину служения своему карману, продвижения интересов транснационального капитала и демонтажа суверенитета. Именно по этой причине всё, что противоречит идеологии российских либералов и препятствует распродаже страны оптом и в розницу, предаётся анафеме.

В этой связи имеет смысл напомнить, что Сергей Глазьев на деле продемонстрировал, что в отличие от «младореформаторов» и «правительства младших научных сотрудников», которые умеют заниматься исключительно незаконным отчуждением государственного имущества, разворовыванием бюджетных ресурсов и разрушением промышленности, он умеет созидать и трудиться в национальных интересах.

Достаточно вспомнить, что, будучи сначала заместителем министра, а затем  главой Министерства внешних экономических связей Российской Федерации в правительстве Егора Гайдара (1991-1993гг.), Глазьев при сопротивлении «гайдаровцев» и «прорабов перестройки» сумел обеспечить введение экспортных пошлин на вывоз сырьевых товаров. Что ещё важней, он сумел добиться увязки величины ставки экспортных пошлин  пропорционально степени глубины переработки первичного сырья и величине природной ренты.

Отказ от псевдонаучных догм «рыночного фундаментализма» обеспечил получение колоссальных по своему размеру дополнительных внешнеторговых доходов и способствовал пополнению бюджета в условиях запущенного либералами процесса демонтажа финансово-экономического суверенитета России и разрушения производственно-технологического потенциала. Только по самым скромным оценкам самого Правительства, одна эта инициатива Сергея Глазьева позволила увеличить объём доходов федерального бюджета на 20-25%, что эквивалентно 30 трлн. рублей.

Одновременно с этим, возглавляя Министерство внешнеэкономических связей, Глазьев сумел добиться введения импортного тарифа с эскалацией ставки тарифа пропорционально величине добавленной стоимости. Это обеспечило защиту интересов отечественных товаропроизводителей, предоставило правительству возможности проведения промышленной политики и способствовало увеличению доходов федерального на 10% (или 10 трлн. рублей).

Также Глазьеву удалось разработать и инициировать принятие системы государственной поддержки высокотехнологичного экспорта, что стало действенным инструментом оказания поддержки экспорту продукции машиностроения в 1993г. и способствовало поэтапному введению институтов поддержки экспорта отечественной продукции. Кроме того им был осуществлён поэтапный переход к рыночному обменному курсу рубля. Помимо прочего это стимулировало установление рыночного механизма внешней торговли, создание валютного рынка и стабилизацию курса рубля за счет введения обязательной продажи экспортной валютной выручки.

Находясь во главе МВЭС, он организовал разработку системы валютного контроля посредством введения паспортов сделок, института специальных экспортеров и информационной системы органов валютного контроля. Это способствовало введению контроля за трансграничным перемещением капитала и существенно сократило масштабы утечки капитала за рубеж. Только за период 1991-1994гг. масштабы незаконного вывоза капитала в рамках сомнительных внешнеэкономических операций сократились с 4-4,5 млрд. долл. до 2,9 млрд. долл.

Кроме того, Глазьев продолжил активную и весьма плодотворную деятельность и после ухода из Правительства «младореформаторов». На посту председателя Комитета по экономической политике в Государственной Думе 1-го созыва в 1994-1995г. он инициировал принятие Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Который обеспечил введение системы долгосрочного прогнозирования и индикативного планирования социально-экономического развития. На его основе осуществлялась регулярная разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

Будучи начальником Управления экономической безопасности в Совете Безопасности России (1996г.), Глазьев инициировал разработку и утверждение системы критериев и Концепции экономической безопасности, а также разработал предложения по преодолению кризисного состояния отечественного производства и военно-промышленного комплекса.

Возглавив Информационно-аналитическое управление Совета Федерации РФ (1997-1999гг.), Сергей Глазьев обеспечил подготовку и принятие Постановления Совета Федерации «О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики» (1997г.). А также Постановления Совета Федерации «О мерах по активизации государственной промышленной политики и созданию условий для экономического роста в Российской Федерации» (1998 г.).

В разгар финансово-экономического кризиса в августе 1998г., спровоцированного разрушением пирамиды ГКО-ОФЗ и дефолта паразитической модели разворовывания бюджетных ресурсов и государственного имущества, Глазьев способствовал подготовке и принятию Постановления Совета Федерации «О программе стабилизации экономики и финансов Правительства Российской Федерации» (от 10 июля 1998 г.). Именно это Постановление, а также содержащиеся в нём рекомендации и система мер стали предложениями по выводу страны из экономического кризиса и переходу к устойчивому экономическому росту.

Там же Глазьев подготовил  аналитические доклады «О мерах по предотвращению финансового кризиса в Российской Федерации (за 9 месяцев до дефолта), «О роли государства в рыночной экономике», «О надвигающейся финансовой катастрофе» (17 августа 1997 года, ровно за год до дефолта), в которых содержался комплекс предложений и практических шагов по недопущению финансово-экономического кризиса и девальвации рубля. А также инициировал разработку проекта Федерального закона «О чрезвычайных мерах по преодолению бюджетного кризиса» (отклонён либеральным правительством Черномырдина), принятие которого позволило бы предотвратить надвигавшуюся финансовую катастрофу.

Перечислять реальные практические заслуги Сергея Глазьева на государственной службе, которые позволили оздоровить систему государственного управления и повысить финансово-экономический суверенитет России (как минимум, затормозить и снизить негативные последствия от разгула «рыночного фундаментализма») можно было бы ещё долго. Свою плодотворную деятельность академик продолжил и в качестве депутата Государственной Думы 4 и 5 созывов, а также Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза и заместителя Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества.  

Принимая во внимание всё вышесказанное, воспринимать всерьёз упрёки в адрес Глазьев со стороны Алексея Кудрина и Анатолия Чубайса, которые вообще не имеют никакого отношения к серьёзной научно-академической работе и не воспринимаются серьёзными экспертами в качестве экономистов (они агитаторы и «реформаторы»), не получается вовсе. Это в чистом виде попытка оказать психологическое давление на политическое руководство страны, запугать президента и дискредитировать альтернативную либеральной точку зрения на процессы государственного управления и подходы к социально-экономической политике.

Либералы в поисках приватизации      

Весьма показательно, что Кудрин и Чубайс, как и большинство других представителей либерального клана, продолжают навязывать руководству страны псевдонаучные тезисы о примате «частной собственности», необходимости приватизации государственного имущества, дерегулировании экономики и необходимости поиска «эффективного частного собственника». По сути дела, они всеми силами втягивают Россию обратно в разруху, упадок и социальный геноцид 1990-х годов. Они хотят вернуть себе то монопольное положение в системе государственного управления, которое утратили в период 2000-х годов.

Кудрин и Чубайс снова заговорили о необходимости «прихватизации», притом что ни сам Кудрин, ни Чубайс, ни прочие идеологи доктрины «рыночного фундаментализма» и «Вашингтонского консенсуса» никогда толком не трудились в частном секторе, не создавали конкурентоспособные предприятия и не участвовали в реальной рыночной конкуренции. Зато они с блеском освоили механизмы передачи государственного имущества в ходе фиктивных и незаконных кредитно-залоговых аукционов и ваучерной приватизации. А также

Команда либеральных фундаменталистов, которая на протяжении последних двух десятилетий находится у руля финансово-экономическим блоком правительства, жаждет продолжения банкета и подчинения России интересам глобального бизнеса. Они жаждут политического реванша – сохраняя в своих руках контроль за проводимой социально-экономической политикой, они оказались отрезаны от наиболее лакомых кусков государственной собственности и отстранены от властных рычагов. И именно по этой причине они хотят повторения приватизационной вакханалии по примеру кредитно-залоговых аукционов.

Они хотят и дальше нарезать те порочные круги, которые привели Россию к хорошо известным результатам – чудовищной имущественной поляризации общества, деградации научно-технического потенциала и разрушению наукоёмкой промышленности. Насколько можно судить, запуск проекта «Приватизации 2.0» нацелен на закрепление за Россией статуса сырьевой колонии для США и ЕС и окончательное превращение России в рынок сбыта для глобальных корпораций.

Сегодня, когда практически все экономически развитые страны с доминированием рыночных принципов регулирования экономических процессов постепенно отходят от концепции «рыночного фундаментализма», российские либералы всячески пытаются усилить свои позиции в правительстве и окружении президента. Чубайс жаждет продолжения приватизации - приватизации крупнейших государственных компаний, созданных Путиным институтов развития (госкорпораций), а также дальнейшей приватизации бюджетной сферы образования, здравоохранения).

Именно с этой целью им и его сподвижниками были реализованы разрушение РАО ЕЭС под лозунги развития конкуренции и привлечения частного капитала, приватизация ЖКХ и людоедская по своей сути монетизация льгот. Последней из инициатив было внесение поправок в ФЗ-83, которые продолжили курс на латентную приватизацию бюджетной сферы и повышение платности базовых социальных услуг – образования, здравоохранения и т.д. Которые уже стали непозволительной роскошью для 60% россиян, относимых Институтом социологии РАН к бедным и нищим слоям населения.

Приведя в 1996 г. к власти больного Ельцина и уверовав в силу своих «талантов» и политических технологий, Чубайс все еще не избавился от желания занять то место в политике, которое он занимал при Ельцине. Он хочет вернуть себе место на политическом Олимпе России. Однако он наотрез отказывается понять тот простой факт, что для подавляющей части россиян и даже самих предпринимателей, которых окунули в нищету и бандитизм 1990-х годов, он является символом подавления конкуренции, «семибанкирщины», олигархата и разрушения социальной сферы.

Кудрин же в свою очередь рвется на должность главы Центробанка с хорошо предсказуемыми последствиями в виде дальнейшего усугубления денежного голода, деградации реального сектора экономики и разрушения науки, ВПК, здравоохранения и образования. Именно в пользу этой гипотезы свидетельствует тот факт, что он активно включился в дискуссию по вопросу дальнейшей судьбы Банка России и выступил с критикой в адрес Сергея Глазьева как одного из кандидатов на пост главы ключевого финансово-экономического ведомства России.

В этой связи вполне закономерными выглядят последние изменения в финансовой архитектуре России и существенное расширение полномочий и функций Банка России. Сторонники идеологии «рыночного фундаментализма» в правительстве готовят место для преемника Сергея Игнатьева и пролоббировали идею создания на базе Банка России мегарегулятора, которому передаются полномочия ФСФР, ФССН и частично Росфинмониторинга.

Судя по всему, Кудрин и Чубайс намерены сконцентрировать в своих руках не только денежно-кредитную политику и взять под контроль ключевой финансовый институт страны, ответственный за эмиссию национальной валюты и финансирование экономического роста. Либералы готовятся создать «под себя» суперведомство, передать ему огромные полномочия, которые в большинстве экономически развитых стран разведены по разным ведомствам, и поставить во главе него своего человека.

В настоящий момент становится совершенно очевидно, что корректировка либерального курса - императив выживания страны и необходимое условие для структурно-технологической модернизации экономики и слезания с нефтяной иглы. Это прекрасно понимают как в Кремле, так как продолжение нынешнего ультралиберального финансово-экономического курса делает нереализуемыми практически все предвыборные обещания президента Путина. Так и сами либералы, которые начинают ощущать утрату контроля над сознанием руководства страны – земля начинает уходить из под их ног.

И именно по этой причине «шестерки» глобального бизнеса, служащие интересам транснационального капитала и создающие условия для колонизации России, усилили нападки на тех, кто аргументировано говорит об укреплении обороноспособности, о модернизации, об изменении денежно-кредитной политики. Они боятся, что Россия может сорваться с неолиберального крючка и выйдет из системы внешнего управления, которая позволяет заокеанским протеже российских кудриных, чубайсов и прочих либералов ежегодно выкачивать из России 170-200 млрд. долл. в рамках неэквивалентного внешнеэкономического обмена.

Яростным истеричным нападкам прорабов «катастройки» подвергается позиция российских ученых Академии наук, отношения с которыми у команды Гайдара-Чубайса-Кудрина не сложились еще с начала шоковой терапии. Особенно явным это стало, когда в 1996 г. резкую критику шоковой терапии российскими учеными (Арбатовым, Еременко, Абалкиным, Львовым, Глазьевым, Некипеловым) поддержали американские экономисты - лауреаты Нобелевской премии в области экономики (Л.Клейн, Дж.Тобин и К.Эрроу), совместно выпустившие книгу «Реформы глазами российских и американских ученых». 

Если команде Чубайса-Кудрина дать возможность осуществить свои планы, то придется пересмотреть все предвыборные обещания президента, послание президента Федеральному собранию и отправить в отставку нелиберального главу МЭР Андрея Белоусова. Который оказался первым профессиональным экономистом во главе Министерства экономики за последние 13 лет и вторым после Андрея Шаповальянца за последние 20 лет. Пожертвовать Белоусовым, задача которого – развитие и созидание, а не деградация и разворовывание, в интересах государства можно. Однако пожертвовать в интересах либералов и певцов глобального бизнеса категорически нельзя.

В отличие от многих чиновников в правительстве Андрей Белоусов прекрасно понимает, что модель паразитического проедания нефтедолларов и притекающих в страну иностранных кредитов себя исчерпала – «нефтегазовый Титаник» медленно, но верно идёт на дно. И падение темпов роста российской экономики с 4,5% в 2010г. до 3,4% в 2012г. на фоне 40% скачка цен на нефть с последующим затуханием экономического роста до 1,9% в последние месяцы 2012г. и 1,6% в январе 2013г. наглядно подтверждают этот тезис.

Белоусов уже успел откреститься от навязанного Минфином антисоциального и антимодернизационного бюджета на ближайшие 3 года и открыто предупредил президента Путина о том, что без радикального изменения подходов к социально-экономической политике максимум, что светит России, это рост экономики на 2-2,5%. Мало того, что это ставит крест на всех президентских указах от 7 мая и делает нереализуемым финансирование структурно-технологической модернизации и отраслевую диверсификацию (для этого экономика должна расти темпами не ниже 4,5% в год).

Без отхода от псевдонаучных догм «рыночного фундаментализма» и наращивания государственных инвестиций в экономику, науку, образование, здравоохранение и ЖКХ российская экономика не сможет обеспечить поддержание социально-политической стабильности в обществе. Ещё в 2005г. лучшие отечественные эксперты и учёные РАН пришли к выводу, что для этого темпы роста ВВП должны превышать 5,5% в год. Напомним, что подобных темпов роста российской экономики мы не наблюдали уже более 5 лет и, судя по всему, в ближайшие годы не увидим вовсе. Только если не удастся изменить практикуемые подходы к налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютно-финансовой, научно-технической, внешнеторговой и промышленной политике.

Маломощная и слабая банковская система душит модернизацию

Крайне удивительно слышать обвинения в некомпетентности и незнании параметров денежно-кредитной политики в адрес видного и авторитетного российского учёного из уст экс-министра финансов Алексея Кудрина. Которой, насколько можно судить по результатам его деятельности и по научным интересам, вообще не имеет никакого представления о параметрах денежно-кредитной политики экономически развитых стран и механизмах эмиссии в США, ЕС и Японии.

Не меньше вопросов вызывает пассаж ученика Гайдара о том, что в России кредиты банков реальному сектору росли больше, чем в развитых странах. Однако Кудрин забыл упомянуть, что практически целиком и полностью рост кредитного портфеля банковского сектора в последние годы был обусловлен статистическим эффектом низкой базы. И крайне благоприятной ценовой конъюнктурой на товарно-сырьевых рынках.

Под руководством Гайдара, Чубайса, Ясина и прочих «младореформатор» за период «катастройки» и «рыночного погрома» реальный объём денежной массы в российской экономике (с учётом официальной инфляции) сжался более чем в 9 раз. В результате чего показатель монетизации российской экономики (отношение денежного агрегата М2 к ВВП) обвалился с 98% в 1990г. до 12% в 1998г. А доля разного рода квазиденег и денежных суррогатов (бартер, взаимозачёты, векселя и т.д.) в товарно-денежных отношениях достигла 80-85%. Именно к таким плачевным результатам для страны (не считая практически двукратного падения ВВП, 80% обвала в обрабатывающей промышленности, 5-кратного сокращения инвестиционной активности, 10-кратного обвала выпуска наукоёмкой продукции и 11-кратного роста нищеты и бедности) привело правление «младореформаторов» в 1990-1996гг.

Да, за период 2000-2012г. показатель монетизации российской экономики формально увеличился в 3,5 раза и достиг 42% ВВП. Однако благодаря реализовывавшейся Кудриным финансово-экономической политике в российской экономике по-прежнему наблюдается хронический и весьма острый дефицит денег. По показателю монетизации экономики Россия в 2 раза уступает странам Еврозоны (85% ВВП), СССР (95-100%), а также динамично развивающимся «азиатским тиграм» (140-210% ВВП). Притом что показатель оборачиваемости денег вполне сопоставим с развивающимися и целым рядом экономически развитых стран.

Не намного вменяемей оказался пассаж экс-главы Минфина по поводу того, что кредиты банков реальному сектору во многих странах уменьшаются, а не растут. А центробанки только частично компенсировали сжатие денежной массы в кризис, но не смогли обеспечить рост кредитования. Это вообще что-то из области фантастики. Судя по всему, это сам Кудрин не разбирается в вопросах денежно-кредитной политики экономически развитых стран, центральные банки которых нарастили объём балансовых операций (т.е. кредитно-денежной эмиссии в наличной и безналичной форме) на 5,5 трлн. долл. только за последние 5 лет. При этом складывается ощущение, что Кудрин либо занимается откровенным враньём, либо сам не понимает, о чём говорит.

Во-первых, объём денежной массы в подавляющем большинстве экономически развитых стран не только не снизился, но даже заметно увеличился за последние годы. Во-вторых, да, наблюдается сжатие денежного мультипликатора – прирост денежной массы по агрегату М2 осуществляется за счёт наращивания доли денежной базы при стагнирующем кредитном мультипликаторе. В-третьих, в США, ЕС, Японии и большинстве других экономически развитых стран наблюдается избыточная закредитованности населения (отношение долга к располагаемым доходам превышает 80-125%). Тогда как в России данным показатель составляет менее 19,5% - 39,175 трлн. рублей денежных доходов при задолженности населения в размере 7,563 трлн.). В этом плане сравнение Кудрина выглядит откровенно неуместным.

Даже несмотря на 35-45% рост кредитного портфеля российских банков в последние 12 лет, российская инвестиционно-банковская системы остаётся крайне маломощной и неконкурентоспособной по мировым меркам. Для сравнения, по показателю отношения банковский активов к ВВП (76,8% ВВП) и банковских кредитов к ВВП (53,8% ВВП) Россия в 3-5 раз уступает США, ЕС, Великобритании, Японии, Южной Корее и даже Китаю и Бразилии. Тогда как совокупные активы всей российской банковской системы (47,6 трлн. рублей или 1,53 трлн. долл.) заметно меньше активов крупнейших международных банков – HSBC, UBS, J.P.Morgan Chase и т.д.

Отечественная финансовая система, ставшая жертвой целенаправленной политики Минфина и Банка России по «борьбе с инфляцией» и «стерилизации избыточной денежной массы»,  обескровлена, пребывает в коматозном состоянии и не способна решить ни одну из поставленных руководством страны. Слабо капитализированная и маломощная, она не в силах генерировать достаточный объём долгосрочных доступных инвестиционных ресурсов, без которых немыслимы ни модернизация, ни инновации, ни ремонт изношенной на 80-85% инфраструктуры, ни возрождение наукоёмкой промышленности, ни перевооружение производств на базе достижений современного технологического уклада.

В этом плане в принципе не понятен оптимизм экс-министра финансов – стремительный рост банковских активов и кредитования в период «тучных нулевых», которым так гордится Кудрин, был результатом двух независящих от Минфина факторов – многократно увеличившегося притока нефтедолларов в российскую финансовую систему и статистического эффекта низкой базы. Никакого вклада Минфина в этом результате не наблюдается – российская экономика и финансовая системы жили и выживают не благодаря, а вопреки реализованной Кудриным политики «затягивания поясов» и «стерилизации денежной массы».

Россия теряет 170-200 млрд. долл. ежегодно от статуса сырьевой колонии

Кудрин, как настоящий либерал и идейный «гайдаровец», ни слова не сказал о том, к каким катастрофическим последствиям для российской экономики и валютно-финансовой системы привели его собственные действия на посту главы Министерства финансов.  Благодаря ему на протяжении последних 11 лет Минфин ежегодно изымал из отечественной деиндустриализированной экономики от 4 до 11% ВВП под псевдонаучные лозунги о необходимости стерилизации «избыточной» денежной массы и накопления «подушки безопасности».

Благодаря усилиям экс-главы Минфина в России была построена преступная по своей сути и катастрофическая по своим последствиям финансовая система, в рамках которой правительство и Банк России сначала изымали деньги из российской экономики и вывозили за рубеж, кредитуя модернизацию на территории стратегических конкурентов России под 1,5-2% годовых. А затем российские компании и банки, не имеющие доступа к дешёвым кредитным ресурсам были вынуждены занимать средства российских налогоплательщиков (т.е. уплаченные ими же самими налоги и сборы) по 7-9% годовых.

Весьма показательно, что динамика ЗВР и внешнего долга российских финансовых и нефинансовых организаций практически полностью совпадает. За период 2000-2011г. размер внешней задолженности российских компаний и банков вырос с 29,2 млрд. долл. до 538,9 млрд. долл., тогда как объём международных резервов Минфина и Банка России увеличился с 12,4 до 525,5 млрд. долл. Другими словами, отечественные промышленники, аграрии и банкиры занимают за рубежом ровно столько, сколько денег изымается государством из российской экономики и вывозится за рубеж.

Только в рамках этих операций по заимствованию частным сектором прокрученных за рубежом ресурсов из российской же «нефтегазовой кубышки» на так называемых «ножницах процентов» российская экономика ежегодно теряет свыше 35 млрд. долл. Это эквивалентно 9-10% федерального бюджета России. Согласно оценкам Банка России, в одном только 2012г. отрицательное сальдо счёта инвестиционных доходов от уплаты процентов по кредитам иностранным кредиторам, дивидендов оффшорным акционерам, ренты и прочих доходов на капитал превысило 53,4 млрд. долл. Это и есть та цена, которую заплатила российская экономика за реализацию Кудриным политики накопления «гробовых денег».

Всего же за всё время нахождения Алексея Кудрина у руля Министерством финансов (2000-2011гг.) только чистые инвестиционные убытки российской экономики от неразвитости национальной инвестиционно-банковской системы и абсорбирования «избыточной» денежной массы составили более 267,2 млрд. долл. Это эквивалентно 15% ВВП России в ценах 2011г.

Всего же, в одном только 2012г. чистые потери России от участия в системе неэквивалентного внешнеэкономического обмена достигли 170-200 млрд. долл., из которых 53,4 млрд. долл. пришлось на чистые инвестиционные убытки, 35,1 млрд. долл. – незаконный вывоз капитала в рамках фиктивных внешнеэкономических операций, 10,4 млрд. долл. – вывоз криминальных активов, 30 млрд. долл. – вывоз капитала государством, 55-70 млрд. долл. – неучтённые нарушения во внешней торговле (манипулирование с ценами и т.д.) и т.д.

Своими действиями Кудрин лишь усилил сырьевую зависимость российской экономики, усугубил технологическую отсталость и расширил пропасть между добывающими и обрабатывающими производствами. Ориентированные на крайне ограниченный внутренний платёжеспособный спрос отрасли высокотехнологичной обрабатывающей промышленности, АПК, сельского хозяйства и лёгкой промышленности задыхались от нехватки доступных кредитных ресурсов, сворачивали производство и деградировали.

Тогда как крупные сырьевые компании и связанные с ними едиными производственно-технологическими цепочками перерабатывающие производства низких переделов, извлекающие сверхприбыли от эксплуатации природно-сырьевой и монополистической ренты, влезали во внешние займы, закладывая своё имущество международным банкам.

Так как процедура оформления залогового имущества иностранным кредиторам существенно упрощается в зарубежных юрисдикциях, это провоцировало рост оффшоризации российской экономики. Неудивительно, что благодаря усилиям Алексея Кудрина только по оценкам Государственной думы порядка 95% крупной собственности зарегистрировано и управляется из оффшорных юрисдикций, что создаёт угрозу финансово-экономическому суверенитету России.

Лучший министр финансов финансовой олигархии США и ЕС

Неудивительно, что именно иностранные банковские ассоциации и финансовые издания трижды признавали российского министра финансов лучшим министром финансов в мире, Европе и развивающихся странах, высоко оценивая вклад Алексея Кудрина в обескровливание российской экономики и приоритетное финансирование модернизации в США, ЕС, Японии и т.д. Сначала британский журнал «Banker», финансируемый крупнейшими банками Великобритании, по достоинству оценил вклад Кудрина в создание Стабилизационного фонда и удостоил его сразу двух премий: просто «лучший министр финансов года» и «лучший министр финансов года в Европе».

Затем в 2006г. британская  газета «Emerging markets» признала Алексея Кудрина «лучшим министром финансов среди европейских стран с развивающимся рынком». А несколько позже, в 2010г., за приверженность Кудрина политике приоритетного спасения экономик США и Старого света и отказ от политики государственной поддержки национальной экономики британский журнал «Euromoney» назвал Алексея Кудрина «лучшим министром финансов года».

Насколько можно судить, иностранные хозяева и протеже весьма довольны Кудриным, который готов кредитовать их экономики под реально отрицательную процентную ставку и одновременно заставляет российские компании и банки влезать в петлю внешних займов под многократно более высокие проценты, создавая многомиллиардные прибыли иностранным банкам. Ради такого министра финансов, добровольно демонтирующего остатки финансово-экономического суверенитета России, никаких титулов и денег не жалко – слишком велики прибыли.

Весьма показательны результаты и достижения Кудрина в плане создания новых рабочих мест, которые так же зачастую приводятся им в качестве аргумента правильности проводимой политики. Согласно официальным данным Росстата, только за период 2005-2011гг. чистые потери рабочих мест в российской экономике составили более 3,9 млн. Из которых 1,124 млн. пришлось на сельское хозяйство, 144,5 тыс. – на добывающую промышленность, 246,7 тыс. – на систему образования, 538,5 тыс. – на транспорт и связь, 175,8 тыс. – на систему естественных монополий, 248 тыс. – на строительный сектор, а 2,058 млн. рабочих мест было потеряно в обрабатывающих производствах, которые должны были бы стать фундаментом структурно-технологической модернизации и отраслевой диверсификации экономики.

Единственное место, где финансовая политика Кудрина помогла создать рабочие места,  это сфера финансовых операций (+268,4 тыс.), оптово-розничная торговля (388 тыс.) и государственная служба (+338 тыс.), превратившаяся в кормушку для целой армии коррупционеров и клептоманов. И именно этим, насколько можно судить, и гордится главный либеральный оппозиционер Кремля – ростом занятости в тех секторах экономики, благодаря которым ещё ни в одной стране мира не удалось провести форсированное развитие научно-технического потенциала, построение широко и глубоко диверсифицированной экономики высоких переделов и повышение экспортного потенциала наукоёмкой продукции.

Ещё один крайне показательный пример «успехов» Алексея Кудрина. На этот раз в области социальной политики. Им была построена чудовищная антисоциальная налоговая система, при которой бедные платят за богатых, а дефициты внебюджетных фондов (в том числе Пенсионного фонда) покрываются за счёт кармана обездоленных и социально незащищённых. Россия является единственной крупной экономикой в мире, в которой на практике реализована не просто плоская шкала налогообложения доходов физических лиц и социальных взносов, а откровенно регрессивная.

Для как минимум 80% россиян средний размер налоговой нагрузки и социальных платежей на фонд оплаты труды составляет порядка 43% - 30% в виде социальных взносов, а 13% НДФЛ. Тогда как 1% наиболее богатых россиян, контролирующих 85% крупной собственности, за счёт использования дивидендных выплат, регистрации фиктивных ИП и фирм-однодневок, а также активного использования оффшорных юрисдикций и «благотворительных» фондов умудряются либо вообще ничего не платить, либо платят сущие копейки. Уже давно Россия входит в тройку стран по количеству долларовых миллиардеров, а Москва с большим отрывом от ближайшего преследователя в лице Нью-Йорка (78 против 58 олигархов) заняла первое место в мире количеству миллиардеров.

Неудивительно, что за период 2000-2011гг. так называемый коэффициент фондов (он же децильный коэффициент), учитывающий разрыв в уровне доходов 10% наиболее состоятельных и 10% наименее социально защищённых граждан, в России не только не сжался, но даже умудрился вырасти с 13,9 до 16,2 раз. А с учётом скрытых доходов от предпринимательской деятельности и прироста капитала, а также неучитываемых официальной статистикой скрытых прибылей (коррупция, криминал и т.д.) разрыв в уровне доходов богатых и бедных россиян достигает 75-100 раз. Одновременно с этим коэффициент Джини за 11 лет руководства Кудрина Минфином увеличился с 0,395 до 0,417.

Колоссальный незаконный вывоз капитала под носом у Кудрина

Однако это далеко не все потери, которые понесла российская экономика за время пребывания Кудрина на посту главы Минфина. Отдельная тема для обсуждения – вывоз капитала из российской экономики. За период 2000-2011гг., пока Кудрин возглавлял ключевое министерство в структуре правительства и наряду с политикой демонетизации экономики проводил курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности, из России частным сектором в чистом виде было вывезено свыше 240,4 млрд. долл.

Это огромная сумма денег, превышающая 60% федерального бюджета России в 2012г. Её вполне хватило бы, чтобы в 5 раз нарастить расходы федерального бюджета на национальную экономику или в 4 раза увеличить размер государственной поддержки науки, образования, здравоохранения, ЖКХ, культуры, спорта, СМИ и охраны окружающей среды.

При этом только по официальным оценкам Банка России, незаконный вывоз капитала за указанные 11 лет составил более 355,9 млрд. долл., из которых 272,9 млрд. долл. составил вывоз капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности (невозврат экспортной валютной выручки, непоступление товаров и услуг по импортным контрактам и авансовым платежам, фиктивные операции с ценными бумагами и кредитами и т.д.).

А ещё 82,9 млрд. долл. (или 21,5% федерального бюджета в 2012г.) составил вывоз откровенно криминальных активов по статье «чистые ошибки и пропуски» платёжного баланса. Однако никакой реакции со стороны Алексея Кудрина и его коллег по либеральному лагерю в Банке России видно не было – они сквозь пальцы смотрели на колоссальный исход капитала из России и превращение страны в проходной двор для криминальных активов. На протяжении 2007-2011гг., когда Кудрин ещё возглавлял Минфин, из России ежегодно только незаконным образом вывозилось 35-42 млрд. долл., а по экспертным оценкам и вовсе порядка 150 млрд. долл. Однако Кудрин отказывался замечать эту дыру в сгнившем корпусе российского «нефтегазового Титаника».

Более того Кудрин ни слова не говорит о том, что основным нетто-экспортёром капитала из России являются отнюдь не банки, компании и население России. Ключевым экспортёром капитала является само государство, которое обеспечило чистый вывоз активов по статье прирост международных резервов в размере 438,8 млрд. долл. Именно Минфин и Банк России вывезли в 1,82 раза больше средств из России, чем отечественные компании и банки, которые не видят для себя будущего в рамках проводимой политики «государственного невмешательства».

Другими словами, Кудрин как наиболее видный представитель либерального клана неустанно призывал и призывает привлекать иностранный капитал в Россию. Тогда как сами российские предприниматели бегут из страны в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны. Причём бегут с российского нефтегазового Титаника отнюдь не в гордом одиночестве – впереди них бежит само государство в лице Минфина и Банка России. Которые в огромных масштабах вывозят капитал за рубеж и вкладывают средства российских налогоплательщиков в повышение конкурентоспособности экономик США, ЕС, Японии, Великобритании и т.д.

Минфин блокирует развитие инвестиционного потенциала

Именно по этой причине в России сложилась парадоксальная ситуация – при норме сбережений в размере 32-34% ВВП норма накопления капитала не превышает 21-22%. А если очистить данный показатель от пополнения оборотного капитала, то реальная норма накопления основного капитала составит не более 19-20%.

Совершенно очевидно, что в условиях аварийного состояния инфраструктурных отраслей и колоссальной степени морального и физического износа производственных мощностей для модернизации экономики и технологического рывка России требуется норма накопления капитала на уровне динамично развивающихся «азиатских тигров» - 40-45% ВВП. Однако именно Кудрин заложил основу проводимой в стране финансово-экономической политике, которая блокирует любые попытки модернизации экономики и консервирует технологическую отсталость.

По сути дела, именно Кудрин загнал российскую экономику в петлю внешних займов, которая чуть было не привела к банкротству системообразующих предприятий и их переходу под контроль крупнейших международных банков. В настоящий момент ставка рефинансирования Банка России сопоставима с рентабельностью российской экономики в целом - 8,25% против 9%. Тогда как ставка по кредитам для малого и среднего бизнеса в несырьевой промышленности и наукоёмких производствах приблизительно в 2,5-3 раза превышает норму рентабельности - 20-25% против 8-11%.

При такой непозволительно высокой стоимости кредитных ресурсов можно смело забыть и про модернизацию, и про инновации. Построенная Кудриным под пристальным надзором американских и европейских банкиров и элит финансовая системы ставит крест на любых самых благих начинаниях руководства страны - она душит инвестиционный потенциал и обескровливает экономику.

Закономерным результатом обескровливания финансовой системы и выкачивания жизненно необходимых для развития и модернизации экономики стала масштабная структурно-технологическая деградация народного хозяйства, примитивизация производства и эрозия научно-технического потенциала. В этом плане весьма показательны заявления Кудрина, что при нём российская экономика росла и развивалась устойчивыми темпами. На деле наблюдался «рост без развития», который за пределами научных кругов известен как процесс проедания нефтедолларов, паразитирования на наследстве советской эпохи, архаизации производства и технологического упадка.

Согласно официальным данным Росстата, за период 2000-2011гг., в течение которых Кудрин накапливал «гробовые деньги», степень износа основных фондов в российской экономике не только не снизилась, но даже выросла с 39,3 до 47,9%. При этом, по оценкам независимых экономистов (в том числе экс-главы НИИ Статистики Росстата Василия Симчеры), реальный износ основных фондов в наукоёмкой обрабатывающей промышленности достигает 70-75%. А в сфере базовой технологической инфраструктуры (электроэнергетика, транспорт, ЖКХ и т.д.) износ превышает 80-85%.

Весьма показательны мнимые «успехи» Кудрина в деле развития российской экономики. Поддержание искусственного денежного голода и дефицита доступных долгосрочных инвестиционных ресурсов привели к сильнейшей структурно-технологической деградации российской экономики.

Кудрин лишь усилил структурную деградацию и технологический упадок

За период 2003-2011гг. ВВП России вырос на 41,3%, тогда как добавленная стоимость в финансовом секторе подскочила в 4,37 раз, в розничной торговле – на 63,4%, в оптовой торговле – на 78,3%, в операциях с недвижимостью - на 98,5%. Одновременно с этим в сельском хозяйстве прирост добавленной стоимости составил менее 21,5%, в пищевой промышленности – 30,9%, в производстве машин и оборудования – 6,7%, в производстве медицинских изделий - 4,6%, а в производстве электрических машин и электрооборудования рост не дотянул до 13,2%.

В лесном хозяйстве зафиксирован спад добавленной стоимости на 15,8%, в текстильном производстве – на 29,4%, в производстве одежды – на 8,3%, в производстве электронных компонентов – на 17,1%, в строительстве судов и авиационной техники – на 41,1 и 24% соответственно, а в образовании – на 1,9%.

Другими словами, за период 2003-2011гг. под бдительным присмотром трижды «лучшего министра финансов мира, Европы и развивающихся стран» Алексея Кудрина из России было вывезено невосполнимого минерального сырья и продукции низких переделов на 2,918 трлн. долл. Это эквивалентно 160% ВВП России в 2012г. и превышает 8 годовых федеральных бюджетов России.

Однако даже этих колоссальных по своим масштабам ресурсов не хватило Кудрину чтобы дать стимул качественному развитию российской экономики. Вместо этого мы увидели расцвет финансовых спекуляций, торгово-посреднических операций и надувание пузыря на рынке недвижимости, превратившейся в недоступную роскошь для 60% россиян, относимых Институтом социологии РАН к бедным и нищим слоям населения. Принимая во внимание чрезмерно высокую эффективную ставку по ипотечным кредитам, которая отказывается снижаться в силу отсутствия системы рефинансирования экономики со стороны Банка России и крайне жёсткой бюджетно-фискальной политики, неудивительно, что 80% россиян по официальным оценкам не могут позволить себе улучшить жилищные условия даже с учётом ипотеки.

Накопленная на «чёрный день» заначка, если её не пускать на развитие, модернизацию и технологическое перевооружение, постепенно превращается в «гробовые деньги». Именно это мы и увидели в разгар финансово-экономического кризиса 2008-2009гг., когда российская экономика, промышленность и инвестиционная активность обвалились глубже всех как странах-нефтеэкспортёрах, так и в группе БРИКС и G-20.

Как и предупреждали Кудрина лучшие отечественные эксперты и учёные РАН, единственный способ выжить в условиях глобальной депрессии – не копить деньги и не кредитовать стратегических конкурентов под реально отрицательную с учётом инфляции процентную ставку. А адресно направлять имеющиеся ресурсы на прорывные направления формирующегося технологического уклада, форсировано стимулировать развитие научно-технического потенциала и оказывать поддержку наукоёмким производствам высоких переделов.

Политика накопления «гробовых денег» и обескровливания российской экономики привела к колоссальным потерям – эпоха благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и высоких цен на нефть была потрачена впустую. И теперь Кудрин требует продолжения банкета – он рвётся занять высвобождающееся в конце осени место главы Центрального Банка.

Судя по всему, ещё в 2011г. накануне его «скандальной» и «неожиданной» отставки (по причине того, что Путин не дал ему пост главы правительства) кто-то из высокопоставленных чиновников пообещал ему пост председателя Банка Россииза сохранение лояльности Кремлю и умеренную либеральную критику. И, опасаясь прихода академика Сергея Глазьева в Банк России и переформатирование ЦБ РФ из валютного обменника и филиала ФРС США в полноценный институт развития, мы видим неутомимую агрессию либералов на Глазьева в последние недели.

 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.