Газета "Правда". Борьба с советским прошлым захлестнула Киргизию
В Киргизии продолжаются манипуляции вокруг скандального законопроекта о реабилитации репрессированных в советскую эпоху. Президент вернул документ в парламент на доработку, но курс на «декоммунизацию» и «деколонизацию» в стране продолжается.
Правящие режимы большинства постсоветских стран представляют собой некое подобие кентавра. Обращённое к народу человеческое лицо источает улыбки и изрекает демагогические сентенции. Учитывая популярность среди простых людей идей справедливости, а также уважение к советской эпохе, эти заявления включают отсылки к свершениям прошлого — Победе в Великой Отечественной войне, достижениям социально-экономического развития. Однако за головой скрывается тело животного, то есть буржуазная, несправедливая сущность. И она является определяющей.
В Киргизии проявлением истинной природы власти стали поправки в принятый ещё в 1994 году закон «О правах и гарантиях реабилитированных граждан, пострадавших в результате репрессий за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и другим признакам». Законопроект, инициированный представителями большинства фракций парламента, включая спикера Нурланбека Шакиева, является ничем не прикрытым антисоветским пасквилем. По утверждению разработчиков, во времена СССР безостановочный террор составлял «основную суть внутренней государственной политики», имел тотальный характер и якобы затронул все слои общества и каждую семью.
Из этого голословного и опровергаемого историческими фактами тезиса делается вывод, что «невинно осуждёнными» следует считать приговорённых не только по «политическим», но и уголовным статьям. Последние, как уверяют авторы документа, применялись необоснованно и «по разнарядке».
«Репрессивными» решено признать десятки постановлений, декретов, указов различных органов Советской власти, а также статей Уголовного кодекса, действовавшего до 1961 года. Среди них циркуляры о борьбе с басмачеством, указ «Об уголовной ответственности за кражу государственной и общественной собственности» и т.д. Другими словами, в число «незаконно репрессированных» предложено включить участников басмаческих банд, контрабандистов, расхитителей и других виновных в должностных и имущественных преступлениях.
Заниматься реабилитацией поручено комиссии, большую часть которой составят представители «неправительственных правозащитных организаций». Что неудивительно, учитывая подоплёку скандальной инициативы. Законопроект был разработан в качестве обязательства Бишкека перед международной организацией «Открытое правительство». Штаб-квартира последней находится в США, её целью объявлено «утверждение идеалов открытого общества». В реальности это означает насаждение либеральных ценностей и правил с неизбежным усилением зависимости от Запада. Закономерно, что среди эталонных в вопросе реабилитации репрессированных документ называет украинские и грузинские законодательные нормы.
Несколько лет документ «кочевал» по различным комитетам киргизского парламента, пока 27 июня этого года не был принят в окончательном, третьем чтении и отправлен на подпись президенту. Садыр Жапаров, однако, недавно вернул законопроект с возражениями. Как и следовало ожидать, касаются они не сути инициативы, а её финансовой стороны. Дело в том, что документ, помимо всего прочего, предусматривает возмещение «материального и морального вреда», включающее единовременную компенсацию, ежемесячные выплаты и бесплатное медицинское обслуживание для репрессированных, их супругов и детей. Как подсчитали в министерстве финансов, это потребует выделения как минимум 346 миллионов сомов (390 млн руб.) ежегодно. Депутатам предлагается доработать законопроект, в частности, указав источники финансирования. Займётся этим специально созданная согласительная группа.
Таким образом, никаких шагов в сторону от антисоветского и антикоммунистического курса руководство республики не сделало. И, добавим, делать не собирается. Об этом же свидетельствуют такие события, как переименование населённых пунктов и снос памятников советской эпохи. В начале октября правительство вынесло на общественное обсуждение проект закона о переименовании больше десяти сёл. Например, в Баткенской области новые названия предлагается дать сёлам имени Карла Маркса, имени Ленина, Коммунизм и Искра. В Нарынской области будут переименованы сёла Осоавиахим и Большевик.
В городе Кадамджай Баткенской области не так давно был демонтирован памятник В.И. Ленину, стоявший у здания районной администрации. Как заявил глава района Кутпидин Шакиров, на этом месте будет установлен памятник «кому-либо из выдающихся людей, уроженцев Кадамджая». То, что в этом процессе лидирует Баткенская область, особенно досадно. Регион долгое время считался оплотом левых сил республики. Отсюда в парламент несколько раз избирался руководитель Партии коммунистов Киргизии Абсамат Масалиев (1933—2004) — сам уроженец этих мест.
Не унимаются сторонники сноса памятника Ленину (на снимке) в Оше — втором по величине городе Киргизии. Бронзовая скульптура работы Николая Томского возвышается над центральной площадью города, высота монумента составляет 23 метра. Тему демонтажа недавно подняла директор Ошского областного музея изобразительных искусств Бактыгуль Мидинова. «Зарубежные гости спрашивают: как мы относимся к Ленину? Отношение горожан такое: мы не видим его или делаем вид, что не замечаем. Мэрия города поступает так же. В этом году центральную площадь реконструировали, но памятник оставили», — не скрывает она своего возмущения.
Отметим, что эти слова были сказаны на международной конференции «Посткоммунистическая Центральная Азия: пространство для осмысления». Она прошла 17—19 октября в Бишкеке и была посвящена темам декоммунизации и деколонизации. Под последней понимается не борьба с зависимостью от Запада, а избавление от «имперского наследия России и Советского Союза».
К сожалению, противостоять этим тенденциям фактически некому и голосов в защиту исторической правды в Киргизии почти не слышно.