Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

"Тропический парк и лозунг о величии нации". Путевые заметки Виктора Трушкова из Китая

Этот мотив из доклада Генерального секретаря ЦК Компартии Китая Си Цзиньпина мне вспомнился как-то совсем некстати. Мы ехали в тропический парк, где нас ждало знакомство с буйной красотой природы самой южной оконечности острова Хайнань. Мы едва пересели в электромобили, а встречавшие нас цветы диктаторски принуждали любоваться их прелестью. И вдруг, вопреки здравому смыслу, мысль сосредоточивается на не до конца мне понятном пространном рассуждении руководителя КПК о величии китайской нации.

Виктор ТРУШКОВ, спец. корр. «Правды». Хайнань — Москва.
2019-01-22 12:34

Я ДАЖЕ полез в сумку, чтобы прочитать цитаты из этого доклада, приведённые в только что вышедшей книжке. Это заявление Си Цзиньпина нашёл сразу: «На протяжении 96 лет независимо от того, какой бы наша партия ни была, в каких бы условиях она ни находилась, в благоприятных или неблагоприятных, во имя своей исторической миссии — великого возрождения китайской нации — она всегда оставалась верной своей первоначальной цели и устремлениям. Сплачивая и ведя за собой китайский народ… мы, как никогда в истории, близки к осуществлению своей цели — великому возрождению китайской нации и, как никогда ранее, уверены в нашей способности реализовать эту цель».

Наш замечательный переводчик и знаток острова Виктория что-то рассказывала про орхидеи, которые растут на кокосовых деревьях и при этом не являются паразитами, а я, торопливо спрятав книгу, продолжал думать над необычным положением доклада Генсека ЦК КПК. Во-первых, выходило, что народ, который ведёт партия, строя социализм с китайской спецификой, — это лишь часть китайской нации. Во-вторых, стремясь быть последовательным марксистом-ленинцем, никогда не сомневаюсь, что главная цель любой компартии — строительство общества социального равенства, без буржуазии, без эксплуатации человека человеком. А тут читаю, что исторической миссией КПК объявлено «возрождение великой китайской нации». Мне совсем не хочется считать, что КПК больна национализмом, и я стремился «сменить файл» в своей голове.

Помогла Виктория, переводившая рассказ сидевшего рядом с ней гида из тропического парка. Поскольку разговоры-междусобойчики исчезли, было ясно, что речь идёт о чём-то значимом и, вероятно, интересном. Прислушался. Называли человека, который сейчас руководит восстановлением тропического леса в этом районе Хайнаня. Несколько лет бесконтрольных вырубок привели к тому, что стали исчезать целые породы деревьев и виды растений. В нашей русскоязычной группе несколько журналистов в самой южной провинции уже второй раз. Они вспоминали о встрече с этим человеком во время предыдущего приезда.

— Ну вот мы и приехали, — объявила Виктория. На просторной поляне нас явно поджидали несколько человек. Среди них заметно выделялся совсем не молодой, но крепкий на вид, прожаренный за многие годы работы под южным солнцем мужчина. Те, кто только что вспоминал о встрече с уникальным создателем тропического парка, тут же окружили его:

— А мы уже здесь у вас были.

— И с вами встречались.

— Ваш парк стал ещё красивее…

БИОГРАФИЯ нашего нового знакомца весьма любопытна. Родом он с юга Хайнаня. О том, как его родители относились к образованию Народного Китая (Чэнь Ентай лишь на 5 лет старше КНР), мы тактично не интересовались, но факт, что они предпочли уехать в Индонезию. Там молодой человек получил хорошее образование строителя и дизайнера. В 1980-е годы он входил в клуб наиболее богатых людей своей новой родины. А 40 лет назад III пленум ЦК КПК XI созыва по инициативе Дэн Сяопина провозгласил политику реформ и открытости. Она изменила не только экономический курс развития китайского государства, сохранявшего вектор социалистического развития, но и судьбу хуацяо (этнические китайцы, живущие за пределами КНР. — Ред.) Чэнь Ентая. Увидев реальную новизну провозглашённого Компартией Китая «строительства социализма с китайской спецификой», он переехал в Гуанчжоу.

Эти повороты в судьбе человека можно, конечно, считать случайными. Но диалектика утверждает, что случайность — это проявление необходимости. Разрабатывая курс реформ и открытости, Дэн Сяопин говорил, что «Китай имел немного возможностей для бурного развития, но отличался от других стран мира наличием десятков миллионов патриотических соотечественников». Развивая эти идеи, председатель (в 1993 — 2003 годах) Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ли Жуйхуань так обозначил основные качества хуацяо: способность напряжённо работать с надеждой на отдалённые результаты; соблюдение законов и обычаев страны проживания; сплочённость и взаимная поддержка земляков; память о своих корнях; содействие процветанию Китая.

Да и переезд в Гуанчжоу тоже не был чистой случайностью. Этот приморский восточно-китайский город стал, как и Шанхай, одним из пионеров политики реформ и открытости. Здесь надо заметить, что среди хуацяо Чэнь Ентай выделялся только талантом. В остальном он был типичным представителем этой категории китайцев, эмигрировавших за рубеж, или детей эмигрантов. Большинство покинувших Китай пополняли бедноту тех стран, в которых поселялись. Но одновременно там складывался и слой крупной буржуазии среди хуацяо. Так исторически случилось, что провинция Гуандун, центром которой является Гуанчжоу, была основной территорией исхода хуацяо и проживания их родственников (30 миллионов хуацяо и 20 миллионов родственников, по данным аналитиков). Правительству Гуандуна удалось в полной мере использовать это преимущество при решении экономических проблем провинции. К 2010 году было привлечено более 177 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций в целом, из них 120 миллиардов — это капиталы хуацяо, зарубежной диаспоры китайцев и соотечественников из Гонконга, Макао, Тайваня.

В провинции Гуандун бизнесмен Чэнь Ентай занимал ответственные посты в строительной отрасли, толково используя при этом свои знания и способности в области архитектуры и дизайна. Тесное сотрудничество с правительством КНР давало положительные результаты. Под его руководством были возведены аэропорты в Гуанчжоу и Шэньчжэне и ряд других знаковых сооружений в этих городах.

СОЗДАНИЕ островной провинции в 1988 году вызвало небывалую потребность в управленческих кадрах высокой квалификации. Правительство провинции пригласило знаменитого земляка на работу в Хайкоу. Росло число созданных Чэнь Ентаем объектов, а вместе с ними и авторитет, и банковский счёт.

Но ещё в электромобиле мы узнали, что Сунлунский тропический парк наш собеседник восстанавливает полностью на личные средства. Узбекский коллега, впервые услышавший об этом человеке, решил сразу брать быка за рога. Обращаясь к Виктории, сказал: «Спросите, что заставило его создавать тропический парк?» Бесцеремонность вопроса (особенно слово «заставило») несколько смущала, но, по сути, ответ на него хотелось услышать всем. По реакции на вопрос стало ясно, что об этом журналисты, туристы и прочая любопытная публика его спрашивают практически при каждой встрече. Мы услышали красивую историю, в которой были то ли реальные факты, то ли заметная доза «литературной обработки». Привожу её так, как перевела Виктория:

«Несколько лет назад я серьёзно заболел. Дело дошло до кровотечения желудка. Болезнь протекала тяжело. Однажды потерял сознание. В обмороке мне привиделся человек весь в чёрном, который держал за руку ребёнка, они шли туда, где было светло». Когда вернулось сознание, спросил у врача, почему я видел такую странную картину. Доктор сказал: «Когда выздоровеешь, тогда я на твой вопрос отвечу». Покидая больницу, я от врача узнал, что такие видения бывают во время клинической смерти. После этого мир у меня перевернулся: я понял, что деньги ничего не значат и если уйдёшь на тот свет, то их туда не заберёшь. С тех пор они потеряли для меня ценность. Вот основная причина, почему я занялся восстановлением тропического леса, созданием этого парка и экологическими проблемами в целом. Этим я живу уже 30 лет».

Нет, Чэнь Ентай — не типичный хуацяо. Впрочем, у хуацяо есть свои отличительные черты. Конечно, хуацяо-бизнесмены, как и всякие капиталистические дельцы, усердно молятся богу прибыли. И это он чаще всего указывает им, по какой дорожке лучше всего идти на свою историческую родину, в современный, быстро развивающийся, а следовательно, приносящий щедрые доходы Китай. В то же время нельзя не отметить, что, даже прожив несколько веков за рубежом, они реально считают себя китайцами.

Похоже, к ним обращался с трибуны XIX съезда КПК Си Цзиньпин, говоря о китайской нации, которая больше народа КНР. Видно, им адресованы слова об уверенности в способности КПК реализовать цель возрождения великой китайской нации. Выходит, китайские товарищи рассчитывают на поддержку хуацяо в долгосрочной перспективе. И преодоление многоукладности экономики для них — совсем не ближайшая задача. И всё же: строят-то социализм с китайской спецификой не хуацяо, а великий китайский народ.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.