«КНДР: страна больших возможностей и народного единства». К.К. Тайсаев о своей поздке в Северную Корею
Корейскую Народно-Демократическую Республику по приглашению Трудовой партии Кореи и в связи с 60-летием победы корейского народа в Отечественной Освободительной войне посетила делегация КПРФ во главе с секретарём ЦК КПРФ, первым заместителем Председателя Совета СКП—КПСС, депутатом Госдумы РФ Казбеком Тайсаевым.
— Казбек Куцукович, поделитесь своими впечатлениями.
— Это прекрасная страна. Совсем не такая, какой пытается обрисовать её в своих СМИ западная пропаганда. Это страна больших возможностей, всеобщего благополучия, динамично развивающая свою экономику. Мы прилетели в Пхеньян 23 июля. Программа пребывания началась с возложения венков к памятникам великим вождям корейского народа — товарищам Ким Ир Сену и Ким Чен Иру. После этого мы встретились с руководством Международного отдела ЦК Трудовой партии Кореи, которое, кстати, присутствовало на XV съезде КПРФ. Встреча была очень тёплой, обсуждался ряд важных вопросов, касающихся национальной политики, проводимой в КНДР.
— Что запомнилось вам в Пхеньяне более всего?
— В этом городе много чудесных мест. Например, мавзолей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, официально называемый Кымсусанский мемориальный дворец Солнца. При жизни Ким Ир Сена там располагалась его резиденция, а после смерти вождя здание было переоборудовано в мавзолей, куда до сих пор ограничен допуск для иностранцев. Нельзя фотографировать тела правителей КНДР. Внешний вид посетителей должен быть сдержанным и строгим.
К делегации КПРФ отнеслись с особым уважением, именно поэтому нам без каких-либо сложностей удалось посетить поражающий воображение дворец-мавзолей. В этом же дворце-усыпальнице, в залах наград Ким Ир Сена и Ким Чен Ира (где представлены ордена и медали из разных стран мира, которыми награждали вождей корейского народа), на самых видных и почётных местах находятся советские награды. В их числе — ордена Ленина и Красного Знамени, которых был удостоен Ким Ир Сен. И какова же была наша радость, когда в наградном зале Ким Чен Ира мы увидели награды Центрального Комитета КПРФ, занимающие особое место в экспозиции.
Далее мы отправились к Монументу идей чучхе, который расположен на берегу реки Тэдон. Это единственный в мире монумент не человеку или событию, а идеологии. Идеи чучхе, если сказать коротко, означают, что движущей силой революции и строительства нового общества являются народные массы. Иными словами, эти идеи означают, что человек сам хозяин своей судьбы. Высота монумента 170 метров. На лицевой и тыльной сторонах ярко блестят золотые буквы: «Чучхе».
На вершине столба — 20-метровый факел, который символизирует «великое и немеркнущее торжество идей чучхе». Перед столбом — скульптурная группа: рабочий с молотом, крестьянка с серпом и художник с кистью. Именно они, перекрещивающиеся молот, серп и кисть, являются эмблемой Трудовой партии Кореи. На задней стороне постамента — стена из мраморных и гранитных плит, присланных главами многих государств мира, известными политическими деятелями. Внутри монумента оборудован лифт, на котором можно подняться прямо к основанию факела. Отсюда открывается замечательный вид на город и особенно ясно представляется, какая эта страна на самом деле. Ибо завоевания и свершения её героического народа, народа, оболганного буржуазной пропагандой, народа, много лет сопротивляющегося империалистическому западному монстру, нельзя утаить и исказить, как бы того не хотели злобствующие клеветники.
В тот же день мы посетили Триумфальные ворота, ещё одно чудо корейской архитектуры, располагающееся в центре столицы КНДР. На воротах высечены слова «Песня о полководце Ким Ир Сене» и даты «1925» и «1945», обозначающие год вступления товарища Ким Ир Сена на путь возрождения родины и год его триумфального возвращения в Корею.
Огромное впечатление произвело на нас и Мемориальное кладбище революционеров, расположенное на вершине горы Тэсон. Там, на фоне красного знамени из гранита, находятся более ста бронзовых бюстов революционеров, соратников Ким Ир Сена. Павшие борцы за свободу родины словно смотрят с высоты на завоевания революции, на развитие и процветание государства, за которое они отдали свои жизни. От подножия холма к кладбищу ведёт лестница с 530 ступенями. На каждом постаменте обозначены три или четыре даты: две крайние — годы рождения и смерти, между ними — год начала революционной борьбы и год вступления в Освободительную армию. Кладбище является мемориальным, останки героев там не захоронены.
Особенно интересным было посещение мемориального комплекса «Родной дом Ким Ир Сена» на его родине в Мангендэ. С ним связан один эпизод из юношеских лет будущего руководителя КНДР. Семья Ким Ир Сена была настолько бедна, что не могла купить даже кувшин для воды. Бабушка Кима где-то подобрала непригодный кувшин — он был плохо обожжён, — его и приспособили для сбора воды. Ким Ир Сен часто поглядывал на него и однажды сказал отцу: «Корея, как этот кувшин — такой же разбитый и бесполезный. Но придёт время, и мы сделаем новый кувшин, прочный, красивый, — из него будут пить воду все жаждущие».
И он осуществил свою мечту — КНДР стала воистину благодатным кувшином для всего её народа.
— Казбек Куцукович, скажите, каково отношение в КНДР к Компартии Российской Федерации и вообще к России?
— Несмотря на то, что официальная делегация от руководства Российской Федерации не прибыла на праздничные мероприятия, связанные с победой в Отечественной Освободительной войне корейского народа, отношение к России остаётся весьма дружественным и тёплым. Отношение же к Коммунистической партии Российской Федерации у руководства КНДР просто превосходное. Корейцы ценят вклад КПРФ в дело борьбы за права трудящихся, внимательно следят за нашей политической жизнью и с нетерпением ждут в гости нашего лидера Геннадия Андреевича Зюганова. Во время посещения Военной академии КНДР мы обсуждали с её слушателями, кстати на чистейшем русском языке, работу Геннадия Андреевича «Глобальное порабощение России, или Глобализация по-американски», содержание которой все прекрасно знают. У участников дискуссии также возникали вопросы в отношении и другой книги Председателя ЦК КПРФ — «Сталин и Современность». Вообще нужно отметить, что корейцы высоко оценивают научный вклад Зюганова в развитие марксизма.
При посещении Музея вооружённых сил Корейской Народной армии в дань уважения к КПРФ, в качестве исключения, нас провели в специальный закрытый зал, где мы смогли увидеть ракеты стратегического назначения.
— Каковы, на ваш взгляд, отношения между КНДР и Россией?
— Вектор этих отношений давно пора менять. Нужно нацеливать обе страны на взаимное сближение, ведь в Азии КНДР может стать нашим важнейшим стратегическим партнёром. В Государственной думе я намерен поднять вопрос об усилении контактов с КНДР.
— Как в КНДР обстоят дела с молодёжной политикой?
— Молодёжная политика в этой стране — тема, заслуживающая отдельного объёмного интервью. Целый день нашего пребывания в Пхеньяне был посвящён знакомству с молодёжью социалистической Кореи. Скажу честно, было над чем поностальгировать. Мы видели и пионеров, с гордостью носящих свою красную атрибутику, и боевые комсомольские отряды. В конце дня на 100-тысячном стадионе «1 Мая» 50 тысяч юношей и девушек давали гала-концерт. Играл симфонический оркестр, выступала известная женская эстрадная группа «Моранбон», молодёжь кружилась в танце. Кстати, опять же в знак особого уважения к КПРФ члена нашей делегации Марину Карпенко, заместителя заведующего Отделом ЦК КПРФ по национальной политике, выбрали из тысячи зрителей — и она принимала участие в представлении непосредственно как исполнитель.
— Удалось ли вам посетить парад победы?
— Да. Я за свою жизнь видел множество парадов, как в Москве, так и в других городах России. Но парад победы корейского народа в Отечественной Освободительной войне — это что-то особенное. В нём принимали участие свыше миллиона человек. Корейцы продемонстрировали не только свою боевую мощь. Они провели по главной площади свои трудовые коллективы, деятелей науки, искусства, образования и т.д. Тут можно вспомнить советские парады и демонстрации, проходившие в подобном формате.
Были показаны образцы современной техники и вооружения. Одним из главных символов парада стало гигантское полотно, изображающее советского лётчика, китайского добровольца и корейского солдата — три решающие силы, которые нанесли сокрушительный удар по империалистам и их приспешникам. Корейцы не забывают о постоянной военной опасности и в любую секунду готовы встать как один по зову родины на защиту своего государства. Этот неподдельный патриотизм в солдатской шинели шагает рядом с патриотизмом созидания. Что делать, хочешь мира — готовься к войне.
Нельзя не отметить и отношение в КНДР к ветеранам. Этих людей в стране просто боготворят, относятся к ним с особым уважением. Ветераны событий 1950—1953 годов тоже принимали участие в мероприятиях. Все они были одеты в форму тех героических лет, специально сшитую к торжествам. Их на специальных автомобилях провезли по площади. Восторгу народа не было предела. К сожалению, в нашем государстве часто забывают известную мудрость: «Если выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
— Западные средства массовой информации пытаются нам внушить, что вожди и руководители корейского государства всячески устанавливали и устанавливают свой диктат, провозглашают культ личности. В какой степени это правда?
— Это фикция чистой воды. И как ни странно, такую ерунду можно услышать и в отечественных пролиберальных СМИ. Во время одной из экскурсий мы лицом к лицу столкнулись с руководителем корейского государства, товарищем Ким Чен Ыном. Это очень приветливый и харизматичный человек, пользующийся огромным авторитетом в государстве. Когда он появился перед нами, наш сопровождающий, который мечтал увидеть своего вождя, спрятался за мою спину. «Зачем ты это сделал, — спросил я его, — ты же мечтал об этой встрече всю жизнь?» «Я в жизни ещё ничего не достиг, ничем себя не проявил, не успел сделать что-то значимое для родины. Как могу я появиться пред взором маршала?» — ответил он. Слова его меня настолько поразили, что я оторопел. И это был не единичный случай. Нет культа — есть повсеместная, искренняя любовь к своему лидеру, которую мне пришлось наблюдать в КНДР. Наверное, с такими вот чувствами когда-то советские солдаты шли с именем Сталина в атаку.
— Выходит, никакого культа личности в КНДР нет?
— Тут можно вспомнить слова Шолохова в отношении Сталина: «Был культ, но была и личность». И я хочу повторить: это не культ, это любовь к руководителю государства, к истории, к своему народу. Бывает ли культ родины? Да. Он называется патриотизмом.
— Что ещё запомнилось вам в этой поездке?
— Конечно, это способное потрясти даже видавших виды людей действо под названием «Ариран», которое проходит в чаше гигантского стадиона на 150 тысяч мест. В массово-гимнастическом, художественном представлении участвуют 100 тысяч человек одновременно. Эти масштаб, задумка, организация, исполнение просто не могли оставить равнодушными нашу делегацию. Очень много молодых людей вовлечены в увлекательный процесс, на который, не отводя глаз, мы любовались около двух часов. Такое театрализованное действо может сравниться только с закрытием московской Олимпиады 1980 года.
Особо тронула всех участников мероприятия «Русская берёзка» — танцевальный коллектив, который продемонстрировал многотысячному стадиону нашу русскую культуру. Участники всех без исключения творческих коллективов, опустившись на одно колено, аплодировали русской музыке, русской пляске, русской традиции.
— Что бы вы хотели сказать в завершение нашего разговора?
— Поблагодарить принимающую сторону. Все мероприятия были проведены на высочайшем уровне. Вместе с моими товарищами мне приходилось организовывать всевозможные форумы, съезды, пленумы, и я знаю, какой это тяжёлый труд. Организация мероприятий, в которых мы принимали участие в КНДР, — труд титанический. Но, нужно сказать, все они прошли без единого сбоя.
Хочу сказать спасибо нашим сопровождающим, в частности заместителю заведующего сектором Международного отдела ЦК Трудовой партии Кореи Ли Сок Сон, за исключительно тёплый приём и радушие. Хочу поблагодарить весь корейский народ за гостеприимство, открытость, искренность, доброту.
В 2014 году мы запланировали провести в Пхеньяне фотовыставку, посвящённую очередной годовщине встречи И.В. Сталина с Ким Ир Сеном. Я приглашаю всех, у кого сохранились фотоматериалы по данной тематике, для активного участия в организации этой выставки. Материалы вы можете передавать в Отдел ЦК КПРФ по национальной политике, делам СНГ и связям с соотечественниками.