Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa Новая версия

Китай. Молодёжная политика в условиях кризиса

Молодые люди — это человеческий ресурс, который обладает наибольшим потенциалом в экономическом развитии Китая. Уровень трудоустройства молодёжи напрямую влияет на общественную стабильность и процветание экономики.

По страницам газеты «Правда», Цзэн Сянцюань, Ши Чжэньчжэнь
2013-06-20 13:15

Правительство КНР придаёт огромное значение занятости нового поколения. Однако отсутствие опыта и навыков трудовой деятельности, а также незрелость молодёжи ослабляют её позиции на рынке труда. Разразившийся в 2008 году финансовый кризис усугубил и без того непростое положение этой категории населения. Чтобы облегчить его, правительство предприняло ряд шагов, стимулируя трудоустройство молодёжи за счёт увеличения спроса на рынке труда, расширения каналов получения работы, и добилось неплохих результатов.

Ситуация с трудоустройством молодёжи

С совершенствованием экономической структуры Китая постоянно изменяется рынок рабочей силы страны. В середине 1990-х годов реформирование экономики стало причиной появления огромного числа «избыточных» работников государственных предприятий. Их число достигло 21 миллиона человек. Основной проблемой стало трудоустройство уволенных людей в возрасте 40—50 лет. Вследствие постоянного реформирования государственных предприятий до 2000 года по всей стране было высвобождено 29,9 миллиона человек. С помощью центров услуг по трудоустройству работу нашли 15,3 миллиона из них. Это в определённой степени облегчило бремя безработицы. Вместе с тем главные проблемы на рынке труда перешли к молодёжи.

Наличие огромного числа людей детородного возраста в Китае предопределило ситуацию, при которой до 2020 года на рынок труда будут вливаться от 15 до 22 миллионов человек ежегодно. И хотя спрос на рынке труда высокий, он не способен обеспечить работой всех. С другой стороны, постоянное расширение набора студентов в вузы способствует постепенному увеличению числа выпускников. В 2009 году таких было 6,1 миллиона, в 2012-м — 6,8 миллиона, а в 2013 году уже более 7 миллионов.

Недостаточная занятость молодёжи и безработица привели к разным общественным проблемам. Одним из острых вопросов является трудоустройство молодых людей, в том числе выпускников вузов, другим — передвижение избыточной рабочей силы из деревень в города. В стратегии развития, которая была выдвинута руководством КНР, важное место занимает вопрос трудовой занятости всего общества, прежде всего молодёжи.

За предыдущие 60 лет Китай добился блестящих результатов в образовании. Особенно этот процесс активизировался в последние годы. Если в 1999 году доля выпускников школ, обучающихся в вузах, составляла 5%, то в 2008 году она достигла 23,3%. В настоящее время средняя продолжительность обучения в КНР превышает 11 лет. Степень образования молодых китайцев значительно повысилась, их труд играет ключевую роль в развитии страны по пути индустриализации нового типа.

Однако молодость — это стартовый период, когда человек вступает в общество. В это время у него ещё нет отчётливых профессиональных приоритетов. Молодые люди ищут себя в карьере, поэтому их трудоустройство отличается нестабильностью. Академия общественных наук Китая провела исследование в 12 вузах страны. Оно показало, что доля выпускников-бакалавров, которые в течение полугода после окончания университета меняют место работы, составляет 27%, а доля выпускников колледжей — 48%. За три же года после выпуска 61% бакалавров сменили работу, а среди тех, кто обучался в колледжах, их доля составила 79%.

Сейчас безработица среди молодёжи высока. Такие факторы, как отсутствие опыта в сочетании с завышенными ожиданиями, с одной стороны, ослабили конкурентоспособность молодой рабочей силы, с другой — стали причиной того, что предприятия вкладывают больше в базовую профессиональную подготовку молодых кадров, чем в повышение их квалификации. В случае спада деятельности в первую очередь увольняются такие работники.

В связи с этим безработица среди молодёжи выше, чем аналогичный показатель среди людей более старшего возраста. По данным Международной организации труда, в 2010 году доля безработных среди представителей молодого поколения составляла 13,1%, что в 2,7 раза выше, чем среди людей старшего возраста. Согласно данным выборочного исследования, которое было проведено в 2005 году, безработица среди молодёжи была в три раза выше, чем среди более взрослых людей.

В стране отчётливо наблюдается скрытая и структурная безработица. Исследование занятости китайской молодёжи показывает, что огромное влияние на её трудоустройство оказывают место жительства, пол, вуз, учёная степень и специальность. В действительности часто встречаются случаи, когда специальности выпускников являются невостребованными. Согласно исследованию Академии общественных наук Китая среди 12 вузов страны, коэффициент востребованности ряда специальностей не достигает и 30%, показатель востребованности огромного числа выпускников составляет 40—50%.

«Ненужность» некоторых профессий породила высокую скрытую безработицу среди окончивших высшие учебные заведения. То же исследование академии показывает, что скрытая безработица в течение года после окончания вузов среди выпускников составляет около 10%. С другой стороны, структурная безработица, причиной которой является нехватка возможностей трудоустройства для молодых специалистов, уже на протяжении длительного времени беспокоит выпускников вузов.

Другим бичом нового поколения является циклическая безработица. Финансовый кризис в 2008 году привёл к всплеску безработицы среди молодёжи. Исследование ситуации с трудоустройством выпускников китайских вузов показывает, что в 2007 году показатель трудоустройства сразу после его окончания составлял 71,1%. Однако через два года он опустился до 65% и был даже ниже уровня кризисного 2005 года (69,9%). Согласно докладу о занятости, в 2007 году общий показатель трудоустройства выпускников через полгода после окончания вузов равнялся 87,5%, в 2008 году он опустился до 85,5%, в 2009-м хотя и поднялся до 86,6%, однако по-прежнему был ниже уровня 2007 года.

Меры по стимулированию трудоустройства молодёжи

Проблема трудоустройства молодёжи постоянно находится в центре внимания правительства страны и различных общественных кругов Китая. Соответствующие структуры, специалисты и учёные различными способами, в том числе путём проведения симпозиумов, исследований и создания проектов, усиливают интенсивность изучения вопросов трудоустройства молодёжи. Правительство страны рассматривает занятость молодых людей, в особенности выпускников вузов, в качестве первоочередной задачи. Китайские власти постоянно выпускают законы и политические установки, стимулирующие трудоустройство молодёжи, противодействуют финансовому кризису, оказывающему влияние на занятость молодого поколения. Вот основные меры.

Увеличение спроса на труд. С помощью освобождения от части налогов, предоставления кредитных гарантий, субсидий на социальное страхование правительство страны поощряет научно-исследовательские организации, средние и небольшие государственные предприятия и негосударственные компании в привлечении на работу выпускников вузов. Например, если пропорция безработных выпускников, принятых на небольшое предприятие, достигает определённого уровня, то предприятие может получить кредит до 2 миллионов юаней. В 2009 году производственные компании, которые испытывали трудности, но оставляли выпускников вузов в своём штате, получили полугодовые субсидии на социальное обеспечение или компенсации этим лицам.

Расширение каналов трудоустройства. Оно включает поощрение и привлечение выпускников вузов на работу в сельских организациях. В 2009 году начался «набор выпускников на должности в деревнях», стартовала «программа поддержки занятости студентов в сельском хозяйстве», включающая поддержку и развитие образования, сельского хозяйства, медицины в экономически отсталых районах страны, помощь бедным. Было положено начало «плану по отправке студентов-добровольцев в западные районы Китая», а также «специальному набору учителей для обязательного образования в деревнях». Выпускникам, участвующим в этих проектах, предоставляется социальное пособие.

Создание своего бизнеса выпускниками вузов. В 2010 году начал осуществляться «руководящий план по созданию бизнеса выпускниками». В 2010—2012 годах планировалось привлечь 450 тысяч выпускников вузов к открытию собственного дела через предоставление стартового капитала. Те выпускники, которые соответствуют условиям ведения мелкого бизнеса, могут подать заявку на получение кредита в размере до 50 тысяч юаней. Для реализации низкорентабельных проектов есть возможность получить кредит до 100 тысяч юаней. Для ведения дела на паевых началах и организованной занятости лимиты кредитования могут быть повышены.

Выпускники вузов, которые занялись ведением мелкого бизнеса, освобождаются от выплаты административных сборов в течение трёх лет. Кроме того, на протяжении этого же времени налоговые выплаты ограничиваются 8 тысячами юаней в год. Для выпускников вузов, которые хотят начать свой бизнес, проводится обучение предпринимательству, созданию собственного дела, даются консультации по соответствующему законодательству, разработке бизнес-планов и ведению коммерческой деятельности. Им также предоставляются субсидии для получения необходимой профессиональной подготовки.

Налаживание связей между вузами и предприятиями. С одной стороны, выбирается ряд компаний-работодателей в качестве базы для прохождения практики студентами вузов. Был осуществлён план «Три миллиона», когда с 2009 года ежегодно 1 миллион студентов проходил практику сроком от 3 до 12 недель в той или иной организации, в зависимости от собственных предпочтений. Кроме того, предприятиям предоставляются субсидии для профессионального обучения и предварительной подготовки принимаемых на работу выпускников.

С другой стороны, претворяется в жизнь система «двойного диплома». Студентам предоставляется возможность получить дополнительную профессиональную подготовку. Тем, кто её прошёл, выдаются диплом и свидетельство о профессиональной квалификации. Кроме того, в зависимости от ситуации с занятостью этим выпускникам предоставляются 60—100-процентные субсидии на обучение по специальности, пользующейся спросом на рынке труда.

Защита прав в области трудоустройства. В 2008 году правительство Китая приняло ряд законодательных и нормативных актов для защиты прав и интересов трудящихся. В их числе Закон о стимулировании трудоустройства, Закон о трудовом договоре, Положение о реализации Закона о трудовом договоре, Закон о разрешении трудовых конфликтов. В 2011 году принят Закон о социальном страховании.

Укрепление службы занятости. В стране увеличивается количество каналов получения информации по трудоустройству: публикуются сведения о приёме на работу в Интернете, проводятся специальные ярмарки труда, конференции о спросе и предложении работы, ярмарки вакансий в вузах. До 2012 года было проведено восемь мероприятий по набору выпускников в китайские частные предприятия по всей стране, более 6 миллионов соискателей достигли договорённости с работодателями. С 2005 года постоянно увеличивается количество информации, предоставляемой путём проведения таких кампаний, как «Месяц службы занятости» и «Неделя набора на работу онлайн». В 2012 году подобные мероприятия предоставили информацию о более чем миллионе рабочих мест в 40 тысячах компаний по всей стране. Проводятся занятия с молодёжью по профессиональной ориентации, которые помогают выпускникам школ узнавать больше о правовых актах по трудоустройству, корректируют их ожидания относительно возможностей получения той или иной работы.

Помощь в трудоустройстве отдельных категорий молодёжи. Специальные ярмарки вакансий проводятся для выпускников вузов Тибета, Цинхая и Синьцзяна. В 2011 году было проведено мероприятие на тему «Бизнес-леди: путь к мечте» для студенток вузов, в ходе которого около 12 тысяч консультантов провели обучение предпринимательству и предоставили практические руководства для 130 тысяч учащихся девушек. Путём «пропорциональной занятости» решается вопрос с трудоустройством выпускников-инвалидов: если работодатель принимает одного инвалида — выпускника вуза, считается, что на его месте работают два инвалида (с соответствующими льготами для предприятия). Кроме того, учащимся из малообеспеченных семей предоставляются субсидии на поиск работы, они освобождаются от расходов на трудоустройство.

Одновременно со стимулированием занятости выпускников вузов в разных районах страны осуществляется содействие трудоустройству молодёжи в сельской местности путём проведения профессионального обучения молодых рабочих-мигрантов, в том числе деловому администрированию начального уровня, а также поощрение их возвращения в родные края для трудоустройства и открытия собственного бизнеса.

Эти меры, принятые китайским правительством, сыграли позитивную роль в обеспечении занятости выпускников вузов. В 2010 году общий уровень трудоустройства выпускников через полгода после окончания высших учебных заведений в стране составил 89,6%, в 2011 году — 90,2%, что значительно выше, чем в 2008 году (85,5%). Конечно, занятость молодёжи — это проблема мирового характера, и КНР необходимо перенимать также опыт других стран, учиться их методам, всесторонне и эффективно решать вопросы, связанные с занятостью молодёжи.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.