Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Газета "Правда". Чехи и украинские беженцы устали друг от друга

Украинцам с 1991 года настойчиво навязывали «европейский выбор» с соответствующими ценностями. После февраля 2022 года сотни тысяч граждан Украины выбрали Чехию в качестве убежища. Только на деле всё обстоит не так радужно, и воспеваемый прозападными пропагандистами Евросоюз оказался для многих украинцев ловушкой. Во-первых, многие желающие честно работать столкнулись с дискриминацией или откровенным обманом. Во-вторых, отношение самих чехов к гостям с Украины совсем неоднозначное, и свидетельство тому — данные различных соцопросов, которые в Чехии регулярно проводятся как государственными структурами, так и частными фондами.

Сергей Адамов, газета "Правда".

17 Октября 2024, 12:56

  Государство на стороне обманщиков

По самым свежим данным министерства внутренних дел Чехии, в стране насчитывается 340 тыс. украинских беженцев. Лишь 30% из них составляют несовершеннолетние и пожилые люди старше 65 лет. Официально работают или получают доход от частной деятельности 120 тысяч, 60% из которых женщины. Здесь нужно добавить, что государственная статистика вряд ли может считаться достоверной, особенно в том, что касается трудоустройства.

Внутри украинской диаспоры существует своя экономика. Чего только стоит сфера косметологии и ухода за собой. Многие украинки неофициально оказывают такие услуги как соотечественницам, так и местным, и берут с них плату наличными. К тем беженкам, что живут в приграничных с Германией и Австрией городах, в свою очередь приезжают клиентки из немецкого и австрийского приграничья, всё чаще это немки и австрийки, привлечённые качеством и сравнительно низкими ценами. То же касается и сферы ремонта и обслуживания автомобилей, смартфонов, компьютерной и оргтехники. Украинцы часто оказываются шустрее местных конкурентов, но плату берут меньше.

Однако повезло лишь малой части украинских беженцев. По данным сайта Investigace.cz, почти половина официально работающих беженцев сотрудничает с чешскими агентствами по трудоустройству, многие из которых наживаются на них и подвергают их дискриминации. Самые популярные способы надувательства — штраф за увольнение по собственному желанию в размере месячной зарплаты, лишение отпуска, принуждение к труду в выходные дни, бесплатные переработки, завышение стоимости проживания в предоставляемом работодателем жилье. И это — Евросоюз, оплот прав человека и всяческих свобод! Борись, судись, отстаивай справедливость!

Не тут-то было! Чешские общественные организации, занимающиеся правами мигрантов, в один голос заявляют о несовершенной законодательной базе, практически лишающей работающих иностранцев надежды на соблюдение их прав. У чешского Инспектората труда, как, кстати, и у их коллег из Литвы и Германии, не хватает кадров для регулярных проверок соблюдения трудового законодательства. Беженцы, как правило не владеющие чешским языком в достаточной степени и не знающие законов, не в состоянии составить жалобу на работодателя. Даже если принципиальный беженец наймёт юриста, у Инспектората труда нет полномочий требовать выплатить зарплату или надбавки за переработку. Инспекторы могут лишь провести расследование и, если найдут достаточно доказательств, составить акт о нарушении закона. С этим актом беженец должен самостоятельно обращаться в суд.

Общественники давно говорят, что ситуация на руку нечестным работодателям, и, скорее всего, они и лоббируют несовершенное законодательство. Под давлением общественников и чиновников из Брюсселя в Чехии «для галочки» приняли дополнение в закон о трудоустройстве. В соответствии с ним агентства по трудоустройству обязаны предоставить опытного и образованного гаранта с чешским гражданством, ответственного за соблюдение прав работников. Но сразу появились фирмы, фиктивно предоставляющие таких гарантов всего за 50—70 долларов в год, и вся инициатива превратилась в пшик.

Нельзя не подчеркнуть, что всё это лишь видимая часть айсберга, ведь речь идёт об официальном трудоустройстве. В Чехии же ещё с 1990-х годов процветает так называемое трудоустройство иностранцев на`черно, то есть по-чёрному, без всяких договоров. Здесь всё зависит от воли работодателя. Масштабы обмана в сфере нелегального трудоустройства подсчитать невозможно, но беженцы с Украины то и дело жалуются, разумеется между собой, что им не заплатили, хотя обещали. Составляются даже неофициальные чёрные списки работодателей-«кидал».

Международная организация миграции (IOM) подготовила свой отчёт о социоэкономическом положении беженцев с Украины в Чехии. Из него следует, что многие специалисты с высшим образованием вынуждены выполнять неквалифицированную работу. В качестве примера приводится ракетостроитель Дмитрий, вынужденный работать администратором в общежитии для украинцев. После ухода по собственному желанию ему не выплатили месячную зарплату. 68% женщин-беженок, работавших на Украине на руководящих должностях или должностях, требующих специального образования, вынуждены идти на понижение, не гнушаясь даже низкоквалифицированной работой. У мужчин этот показатель составляет 50%.

Почти треть украинских беженцев не в состоянии оплачивать ежедневные потребности, половина не сможет оплатить срочные внеплановые расходы в размере 500 евро. Курсов чешского языка, даже платных, не хватает, к тому же большинство украинских беженцев из-за занятости на работе не могут найти время на его изучение. Государство не признаёт многие полученные украинцами дипломы, чем, по мнению специалистов, вредит самому себе, ведь часто речь идёт о профессиях, которых на чешском рынке труда не хватает.

  Чехи и украинские беженцы устали друг от друга

Сами чехи далеко не в восторге от наплыва украинских беженцев. По данным социологического исследования, проведённого Центром опроса общественного мнения, 52% опрошенных считают украинских беженцев проблемой в целом для страны. Почти 60% убеждены, что Чехия впустила больше украинских беженцев, чем способна принять.

Агентство Stem провело собственный соц-опрос на тему отношения чехов к происходящему на Украине. Оказалось, что 16% чехов вообще не интересуются этой темой, 26% интересуются в минимальной степени. Более того, тот же соцопрос показал отрицательное отношение чехов к дальнейшим поставкам вооружений Украине: против этого высказались 52% респондентов. А 65% опрошенных выступают за скорейшее прекращение боевых действий на Украине, даже если она лишится части территории. Инстинкт самосохранения и здравый смысл заставили 68% чехов высказаться против ввода на Украину войск НАТО для «активной обороны».

Поэтому неудивительно, что в Чехии так много противников приёма украинских беженцев. Без малого половина чехов не интересуется событиями на Украине, а те, кто интересуется, часто видят угрозу как непосредственно в них, так и в беженцах.

Здесь следует напомнить, что в российском информационном пространстве нередко появляются новости о том, что очередной европейский политик или чиновник предложил «выгнать украинских беженцев», но они быстро тонут в потоке других новостей. Однако для украинских беженцев в Чехии и других странах ЕС день начинается не с просмотра новостей об Украине, а с поиска информации об изменениях правил пребывания. Не ужесточились ли они? Не решили ли власти отправить их всех домой? И каждое заявление политиков на эту тему заставляет и без того издёрганных беженцев хвататься за сердце.

Всё чаще беженцы не боятся открыто сыпать проклятиями в адрес украинской власти, представители которой то и дело требуют от ЕС выслать их на Украину или хотя бы лишить социальных пособий. Обострённая до предела реакция понятна: люди больше всего на свете боятся вернуться домой, особенно это касается мужчин призывного возраста.

Этот страх номер один толкает их на импульсивные поступки. Один мужчина, кстати, львовянин, не выдержал нервотрёпки и уехал работать в Египет, сказав, что «не хочет ждать, пока его из Праги отправят под очередной Бахмут». Ещё один, из Полтавской области, пожив в Германии и Чехии, устал от постоянного обмана со стороны работодателей и перебрался к родственникам в Казахстан. Третий постоянно повторял, что хочет навсегда уехать к родне в Россию и его должны туда пустить, потому что он «ни в какой нацистской фигне не замешан». Реализовал ли он своё желание, на данный момент неизвестно, но подобных историй очень много. Их можно услышать в пивных, в миграционных центрах, в точках набора работников для неквалифицированного труда, в общественном транспорте, на футбольных матчах сборной Украины…

У женщин-беженок свои беды и заботы. Пенсионерка из Одессы вынуждена работать на двух работах — швеёй и уборщицей, чтобы отсылать деньги внуку, который, по профессии плотник, не выходит из квартиры, так как боится попасть в лапы ТЦК. Мать девушки из Черкасской области уехала на Украину проведать родню, а за границу её теперь не выпускают из-за медицинской специальности, по которой она не работала уже лет пятнадцать. Девушка в панике, так как у неё маленький ребёнок, а мать за ним присматривала, пока она также трудилась на двух работах.

Конечно, не все беженцы «белые и пушистые». Кто-то ходит на акции протеста против мирных переговоров и в поддержку режима Зеленского. Как правило, участников таких акций насчитывается две-три сотни, среди них есть украинцы, живущие в Чехии уже лет двадцать и получившие чешский паспорт, чехи из грантовых организаций, никогда не бывавшие на Украине, сочувствующие иностранцы из Прибалтики и Германии. Работающие беженцы, у которых полно забот и мало свободного времени, пусть и шёпотом, но называют таких активистов «бездельниками».

Кандидат на выборах в сенат от партии ANO, бывший министр юстиции Чехии Хелена Валкова убеждена, что в стране начала активно действовать украинская мафия. По её словам, полицейские предупреждают о членах преступных группировок, затесавшихся в ряды украинских мигрантов. «Проверок явно недостаточно, контроль осуществляется минимальный. И скоро мы все ощутим последствия этого», — предупредила она.

Благодаря усилиям оппозиционного политика Томио Окамуры, жёсткого евроскептика, сына чешки и японца, была сорвана акция Бандера-party в городе Пльзень. Окамура возглавляет партию Свобода и прямая демократия (SPD), которая на минувших парламентских выборах получила 9,56% голосов. Он постоянно выступает за прекращение выплат украинским беженцам, открыто говорит о несоблюдении прав русскоязычных на Украине, призывает к скорейшему миру, а Чехию хочет видеть нейтральной по примеру Австрии.

Окамура резко высказывается в адрес украинцев, а в интервью порталу Novinky.cz даже называл их «нациками», мотивируя это ущемлением прав нацменьшинств на Украине, особенно в сфере использования русского, русинского и других языков. Политик добавил, что говорит не обо всех украинцах, но исходит из собственного опыта общения с ними. Журналист, показывая собственное невежество, пытался доказать, что чешские репортёры были в Донбассе и «многие его жители отказывались даже говорить по-русски». Окамура ответил следующее: «Разумеется, это не так. Я знаком со множеством украинцев родом из тех мест, ныне живущих в Чехии. У них там остались семьи, родственники. Там проживает несколько миллионов этнических русских, и они там столетиями живут. Они не хотят быть частью коррумпированной Украины, где уровень жизни ниже, чем в России. Кто-то спросил эти несколько миллионов русских в Донецке или Луганске, хотят ли они вообще быть частью Украины? Я вам отвечу наперёд: не хотят».

Другие оппозиционные чешские политики не утруждают себя поиском истины, погружением в детали и политическим мышлением, а просто пытаются угодить электорату, недовольному миграционной политикой властей. Бывший премьер-министр Чехии и глава ныне оппозиционной парламентской партии ANO Андрей Бабиш заявил на встрече с избирателями следующее: «Мы, когда придём к власти, примем жёсткий закон о беженцах. Выгоним на улицу полицейских и военных, и они будут спрашивать: «Что ты здесь делаешь? Документы есть? Покажи! Как ты сюда попал?»

Вот в такой атмосфере давления со стороны алчных работодателей, своих и чужих политиков, а также недружелюбно настроенной части населения и живут в Чехии украинские беженцы.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.