Публицист Валентин Симонин: Победа приходит в солидарной борьбе трудящихся
Упорная трёхнедельная мартовская забастовка транспортников Испании, в первую очередь дальнобойщиков, вызванная возмущением от значительного повышения стоимости горючего, сопровождавшаяся перекрытием дорог, вынудила правительство страны пойти им на уступки.
Согласно введённой с первого апреля скидке, до 30 июня цена литра топлива будет несколько снижена. В профсоюзных кругах Испании отмечают, что это несомненная победа протестного движения, но всё-таки частная, поскольку в стране имеет место рост стоимости не только бензина и дизеля, но и различных других товаров, в том числе и продуктов питания. При этом правящие круги никак не могут, или не хотят, остановить растущую инфляцию, достигшую на начало нынешнего года семи процентов, что превысило тридцатилетний максимум. Трудящиеся Испании не мирятся с такой мрачной тенденцией. Особо массовой была акция протеста в Мадриде 20 марта, её организаторы называют большее число участников, чем официальные власти, но и по их данным на улицы и площади столицы Испании вышло более 150 тысяч человек, не только жители самой столицы и ближайших городов, но и селяне. Показанные по телевидению сцены акции не только поразили моё воображение, но и напомнили мне тот Мадрид, который я собственными глазами видел 12 октября 1996 года.
Ежегодно в этот день граждане страны празднуют День испанской нации, он приходится на тот же день 1492 года, когда Христофор Колумб после долгого плавания по Атлантике открыл Новый свет, позднее названный Америкой. В этот день и ночь весь Мадрид гулял и праздновал, была масса концертов и каких-то митингов, танцев, песнопений и прочих выражений радости. Несколько утомлённый, я вернулся отель и включил телевизор. Показывали награждение лауреатов разных конкурсов, посвящённых вкладу испанской нации во «встрече двух миров». Соответственно празднику, тон выступлений был приподнятый, к тому же положение в экономике, благодаря финансовым вливаниям «объединённой Европы», было неплохим, люди работали, получали хорошие зарплаты. И это обстоятельство объясняло некоторые чрезмерные иллюзии насчёт настоящего и будущего страны и народа. Мне запомнился один из выступающих. Подняв над головой некий вручённый ему кубок, он заявил следующее: «Научно-техническая революция открывает самые широкие возможности для всех. Она приведёт к тому, что в мире не будет ни бедных, ни богатых! Не будет ни Севера, ни Юга! Не будет ни Запада, ни Востока! Все будут жить на достойном современного человека уровне!» Восторженные слушатели ему аплодировали, ну а я, приехавший из «обновлённой России», народ которой был ограблен ельцинской братвой, признаться, подумал: «Не слишком ли ты оптимистичен, уважаемый?»
Да, не помню точно, до или после этого праздного дня по телевидению всё-таки прозвучала одна настораживающая нотка. В 23.15 по одному из каналов телевидения показали репортаж о выселении мадридской семьи из снимаемой ими квартиры. Владелец квартиры решил освободить целый этаж от жильцов и передать его в наём какой-то фирме. С этой целью, пытаясь выжить семью, трижды повышал плату аренды, но они выдержали это его давление, и тогда он просто предложил им покинуть квартиру. Им предложили обратиться к уполномоченному по правам человека, его помощница оказала поддержку семье в оформлении документов для подачи в некую комиссию. Эту помощницу показали, она всё время успокаивала плачущую женщину, жену и мать детей кормильца семьи. Затем ушла, чтобы узнать решение комиссии, а вернулась с опечаленным лицом: «Комиссия по правам человека пришла к выводу, что владелец квартиры никаких испанских законов не нарушил, и вправе поступить так, как поступил». И вот члены семьи все в слезах, включая и мужа, стали выносить свою мебель на улицу. Потом диктор сказал, что они нашли приют у друзей, но семья вынужденно разделилась. Итог понятен: «У сильного всегда бессильный виноват». В заключение передачи раздался голос одной женщины: «Воры (Ladrones), рабочему человеку спокойно жить не дают!»
Напомню, что после 1996 года мир, и Испания в том числе, пережил два крупнейших экономико-финансовых катаклизма – 1998 и 2008 годов. Их последствия ощущаются и сегодня. Посещая страну в январе прошлого года, спецпосланник ООН Филип Олстон заявил, что увидел две реальности в одной: второе мировое направление туризма и крайне высокий уровень бедности. С каждым годом число бедных растёт. По официальным сообщениям Банка Испании, в прошлом году, по меньшей мере, 12 миллионов граждан страны живут за чертой бедности. Власти в своё оправдание ссылаются на трудности, вызванные пандемией коронавируса, но на самом деле обнищание испанского населения началось до него, и началось с роста безработицы, среди молодёжи она достигла 40 процентов. Данные об уровне безработицы в Испании в этом году пока не оглашались, видимо, чтобы не подливать масла в огонь. Но, между тем, дело дошло до раздачи бесплатных тарелок супа.
Испанцы правду видят и знают, потому и поднимаются на массовые протесты, вроде того, который имел место 20 марта. Журналисты писали, что помимо Мадрида, протестные марши прошли и в других городах, включая каталонскую столицу Барселону. Несмотря на тягу Каталонии к независимости, в эти дни, требования жителей автономного региона были идентичны лозунгам остальной части Испании. И это отрадный факт. Для более успешной борьбы за свои коренные интересы трудящимся Испании надо не разбегаться по национальным квартирам, а укреплять солидарность, вместе выступать единым фронтом за изменение социально-экономического курса развития страны.