Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Газета "Правда" о причинах проблем в школьном образовании Германии

Вряд ли кто мог предположить, что в ХХI веке граждане ведущей страны Евросоюза Германии столкнутся с такой проблемой, как… получение качественного школьного образования

По страницам газеты "Правда".
2019-09-19 07:56

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, по свидетельству немецких источников, дело обстоит именно так: страна, подарившая миру целую плеяду выдающихся деятелей науки и культуры, оказалась в шаге от получения целого «поколения неучей» в наши дни.

В чём же причина? Может быть, в ФРГ недостаточно школ? Нет, с этим в стране с почти 85-миллионным населением всё в порядке. В Германии бьют тревогу по поводу другого аспекта проблемы: страна переживает критическую нехватку школьных учителей, причём, по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы ситуация только усугубится. Именно такой тревожный вывод сделали авторы исследования в этой области — специалисты из авторитетного немецкого Фонда Бертельсманна.

Сюжет, пусть и утрированный, прямо как из популярной советской детской сказки про Мальчиша-Кибальчиша «Военная тайна», где из уст красноармейца-гонца звучит фраза «и патроны есть, да стрелки побиты…».

Почему же «стрелки», в данном контексте школьные учителя, в Германии стали стремительно исчезать и в итоге оказались в таком дефиците? Как свидетельствует исследование упомянутого Фонда, сейчас констатируется нехватка по стране почти 15,5 тыс. учителей, особенно — в начальных школах. Основываясь на демографических прогнозах Федерального статистического управления Германии, исследователи пришли к выводу, что к 2025 году в ФРГ будет не хватать уже 26 тысяч учителей. И это при том, что если изначально предполагалось, что к этому времени число учащихся начальных классов будет составлять чуть более 3 млн, то теперь прогнозируется уже на 200 тысяч больше.

Однако, и это всё отчётливее начинают понимать в самой Германии, «ноги» упомянутой проблемы, причём — достаточно «длинные», растут вовсе не из чисто школьной ситуации, а из значительно более раннего периода. Попросту говоря, ФРГ сейчас начинает пожинать в этой области плоды своей открытости и толерантности. Ведь настоящий бум иммиграции в страну пришёлся на период 5—6 лет назад, когда наряду с уже известными Германии гастарбайтерами в страну хлынули десятками тысяч беженцы из стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Столь колоссальный прирост населения за их счёт, при том что большинству из приезжих удалось тогда получить и убежище, и добиться весьма достойных пособий от государства, в итоге создал в ФРГ очень специфическую прослойку населения. Большинство из таких «беженцев» нигде не работает и не пытается на работу устроиться: достаточно пособия, позволяющего целой семье мигрантов чувствовать себя в Германии вполне безбедно. Живут эти люди своими общинами, детей в семьях воспитывают в духе национальных традиций, ограждая от влияния внешнего мира, то есть от любого приобщения к таким ценностям страны пребывания, как язык и культура. При этом, опять же пользуясь щедростью государства, таких детишек родители определяют, когда приходит время (причём — бесплатно!) в ясли и детские сады, куда они приходят, не зная ни слова по-немецки. Так стоит ли удивляться, что уже на уровне таких детских дошкольных учреждений, как бы смешно это ни звучало на первый взгляд, тоже образуются своеобразные «общины» по национальному признаку? В результате с серьёзной воспитательной проблемой сталкиваются уже работники этих дошкольных учреждений, которые должны на начальной стадии приобщать детей-иностранцев к немецкому языку. В конечном итоге ситуация с воспитателями стала ещё хуже, чем в школах. Сталкиваясь с печальной действительностью, многие из них просто опускают руки и вынуждены менять профессию: на начало 2019 года, по данным немецкой статистики, в стране не хватало 300 тысяч работников яслей и детских садов, причём и в этой области прогнозы пессимистичны.

Недавно немецкий политик от правящей партии ХДС Карстен Линнеман заявил, что владение немецким языком должно быть обязательным требованием для предоставления возможности посещать школу в Германии. По его данным, во многих школьных классах дети из «неблагополучных семей», как он назвал отпрысков беженцев-мигрантов, составляют от 30 до 40 процентов учащихся. Это резко снижает общую эффективность обучения, крайне негативно влияет на дисциплину школьников. И, несмотря на то что в Гер-мании уже разработан целый ряд специальных моделей работы с детьми, не говорящими по-немецки, воз и ныне там. Никакой модели не под силу изменить национальный менталитет, особенно — в короткие сроки.

Пессимизма добавляет и исследование, проведённое в немецких школах Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся — PISA. Его результаты показали, что в Германии для преодоления разрыва между социально благополучными и «неблагополучными» школьниками не хватает элементарных условий: дисциплины, мотивации, уважения к учителям. Как отмечает в связи с этим немецкая «Вельт», исследование PISA продемонстрировало большой разрыв между показателями лучших и худших учеников в Германии. А разве могло быть иначе в стране со столь «однобокой толерантностью», во многом означающей вседозволенность для тех самых «неблагополучных» слоёв?

При этом обращает на себя внимание и отмеченный изданием трагикомичный факт: немецкие школьники-«середнячки» демонстрируют сегодня тот же уровень знаний, что и… «двоечники» в такой стране, как Эстония.

Так стоит ли удивляться, что в таких условиях в Германии остаётся всё меньше желающих видеть своё призвание в деле учительства и воспитания подрастающего поколения в целом? Ведь любому преподавателю или воспитателю хочется видеть плоды своего труда, а не в лучшем случае безразличие и незаинтересованность, а в худшем — издевательства над собой и своей работой со стороны подопечных.

Не случайно вспомнилась автору строчка «и патроны есть, да стрелки побиты…».

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.