Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

«Демократия — это улица!». Ответ французских трудящихся президенту Макрону

«Битва ещё не закончилась, она только начинается!» — заявил лидер движения «Франция непокорённая» Жан-Люк Меланшон во время состоявшегося в Париже в субботу, 23 сентября, грандиозного народного марша против «социального государственного переворота», осуществляемого президентом Эмманюэлем Макроном.

По страницам газеты «Правда», Анна Семенова.
2017-09-26 10:20

ЭТО СОБЫТИЕ явилось продолжением многомесячной классовой битвы, связанной с попытками финансово-промышленной олигархии реформировать Трудовой кодекс — важнейшее завоевание французских трудящихся, корни которого уходят в знаменитую программу «Счастливые дни». Она была создана прогрессивными силами страны ещё в годы оккупации фашистской Германией и вступила в силу после падения нацизма. Субботний марш явился важным, но не единственным антипрезидентским мероприятием бурной осени этого года.

Выступление «Франции непокорённой» последовало за двумя крупными профсоюзными демонстрациями и забастовками — 12 сентября (см. «Правда», №103, 19—20 сентября) и 21 сентября. Особую социально-политическую остроту выступления трудящихся приобрели после заявления Макрона, сделанного 20 сентября в Нью-Йорке в интервью Си-Эн-Эн. Президент в оскорбительной форме отозвался о протестующих трудящихся, назвав их «лентяями, циниками, экстремистами, психопатами». Кульминацией его интервью стали слова: «Демократия — это не улица!». 22 сентября демонстративно, в прямом эфире, он подписал пять первых ордонансов (указов), изменяющих трудовое законодательство.

Наступление на права трудящихся во Франции — не единичное явление, подчёркивает Жан-Люк Меланшон в недавней статье под названием «Неделя, с которой всё начинается». «Все стороны социального государства находятся под прицелом, всё будет атаковано: трудовое право, пенсии, жильё. Всё. Это суть момента, — пишет Меланшон. — Противник опирается на оппортунистов, авантюристов, карьеристов, предателей, собранных вокруг престола монарха-президента, он силён и решителен, он хорошо оснащён институциональными средствами и СМИ».

Однако ему противостоит сила в лице организованных трудящихся, имеющих самые мощные и уникальные профсоюзы в Европе, поддержку семи миллионов избирателей, голосовавших за программу «Будущее в единстве»; наконец, движение «непокорённых» с пятью тысячами групп поддержки — всё это стало главной оппозицией правящему режиму. Таков анализ политической ситуации в стране и места в ней борьбы за интересы трудящихся, сделанный политиком.

Первыми дали ответ президенту 21 сентября профсоюзы, выведя на улицы страны сотни тысяч человек накануне подписания президентских ордонансов. Инициаторами протеста стали крупнейшие профессиональные союзы страны: Всеобщая конфедерация труда, «Форс увриер». Самые массовые акции состоялись в Париже, Марселе, Туре, Рене, Монпелье и Ниме. В манифестациях участвовали лидеры левых партий и движений.

План протестных действий на конец сентября — октябрь расписан полностью, сообщает газета «Юманите». В борьбу вступают отраслевые подразделения профсоюзов: транспортники, рабочие нефтеперерабатывающих заводов и по ремонту дорог, затем будут «бить тротуары» пенсионеры, чиновники государственной службы. «Борьба не ослабевает. Напротив, она продолжается и продолжится!» — говорится в заявлении ВКТ.

Однако, как считает правая газета «Фигаро», «основной угрозой спокойствию Макрона является деятельность лидера движения «Франция непокорённая». Именно активизация Меланшона сильнее всего раздражает главу государства, рассказывают в его окружении. Под особым вниманием находится деятельность левых в университетах и лицеях, так как присоединение к возмущённым рабочим недовольных студентов может стать крайне неприятным обстоятельством».

«В какой панике должна находиться власть, — написал в своём «Твиттере» один из руководителей «Франции непокорённой» Джордже Кузманович, — чтобы объявить о численности демонстрантов в тридцать тысяч, когда нас было сто пятьдесят тысяч человек».

Люди прибыли со всех концов страны на специальных автобусах. Подготовка этого мероприятия шла с лета. Хорошо структурированное и организованное движение, превратившееся в мощную силу, обеспечило чёткость и порядок. Например, всего за несколько дней было собрано сорок четыре тысячи евро для привлечения автобусов по доставке демонстрантов.

К акции присоединились коммунисты во главе с национальным секретарём партии Пьером Лораном, члены группы партий «Ансамбль» и представители других левых организаций и профсоюзов. Присутствовала экс-спикер греческого парламента Зои Константопулу. Все демонстранты двигались несколькими колоннами традиционным маршрутом от площади Бастилии до площади Республики, в их рядах было много молодёжи.

Кульминацией митинга, последовавшего за демонстрацией, стало выступление Меланшона, транслировавшееся в прямом эфире по социальной сети «Ютьюб». Политик посвятил большую часть своей речи жёсткой критике Эмманюэля Макрона, обвинив его в том, что «он говорил о людях как о сброде». «Никогда раньше никто не говорил с французским народом таким образом», — сказал он. Меланшон обратился к истории страны и на конкретных примерах показал, как народ на улице решал свою судьбу. «Господин президент, вам остаётся познакомиться с историей Франции, чтобы узнать, что именно улица свергала королей, освободила Париж от нацистов, провалила план Жюппе (по пенсионной реформе 1995 года. — Ред.) и заставила отменить закон первого найма (направленный против молодёжи. — Ред.) ...» — сказал Жан-Люк Меланшон, приведя ещё с десяток аналогичных примеров.

Главными же темами Меланшона были реформа Трудового кодекса и пути борьбы с ней, а также налоговая политика президента, обогащающая предпринимателей. Газета «Юманите», давшая подробное изложение речи лидера «Франции непокорённой», подчёркивает, что он «ставит под вопрос политическую легитимность исполнительной власти».

Над огромной площадью звучали призывы вновь сплочённо действовать вместе с профсоюзами перед ратификацией президентских ордонансов в Национальной ассамблее и, захватывая «улицу», вывести «до миллиона протестующих на Елисейские поля».

Меланшон призвал присоединиться к протестам студентов и учеников лицеев: «Помогите своим родителям, помогите нашему народу, который находится в тяжёлом положении, который так нуждается в поддержке». «Будьте достойны своего возраста и ваших предшественников, без которых вы не были бы защищены законом о труде, без борьбы которых вам бы приходилось несовершеннолетними начинать работать на заводах» — с такими словами лидер «Франции непокорённой» обратился к французской молодёжи.

Стремясь использовать любые формы давления на правительство, политик предложил при поступлении ордонансов в ассамблею организовывать «марши пустых кастрюль» как форму протеста.

Выступление Меланшона, получившее большой резонанс, было немедленно растиражировано СМИ. Правые политики, прежде всего из команды президента, ища повод для критики лидера «непокорённых», обвинили его в проводимой якобы им аналогии между правительством и нацизмом, утверждали, что Францию освободил не народ, а союзники. (Меланшон же имел в виду парижское восстание 1944 года). Ответ политика не заставил себя ждать: в своём блоге он показал всю несостоятельность и политическую ангажированность подобного рода упрёков.

Особенностью настоящей политической схватки во Франции является её чётко выраженное классовое содержание. Если правительство Олланда, являясь внешне «социалистическим», при проведении антинародного курса старалось выступать более завуалированно, то нынешнее правительство миллионеров, в котором даже министр труда — крупная предпринимательница (!), действует цинично и откровенно. Остаётся надеяться на адекватный ответ французских трудящихся.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.