США и Великобритания в предвоенный период: союзники или противники Третьего рейха?
В настоящее время взаимоотношение России и стран Запада является одной из наиболее ключевых тем в области внешней политики. Со времен «перестройки» представление о Европе и о США как о союзниках нашей страны плотно укоренилось в сознании широких слоев общественности, правящих кругов. Несмотря на то, что весь ход событий постсоветского периода продемонстрировал несостоятельность данной концепции, в настоящее время заявления о целесообразности интеграции России в «мировое сообщество» ещё на слуху. Идея сближения России с Западом активно пропагандируется политиками, экспертами, представляющих «демократические» политические силы. С их точки зрения, Соединённые штаты Америки и ЕС готовы оказать реальную поддержку нашей стране в борьбе с радикальным исламизмом в мире, заинтересованы видеть Россию в качестве динамично развивающегося государства. Между тем, все действия «мирового сообщества» в отношении нашей страны, совершаемые в прошлом и в настоящее время, опровергают утверждения о Западе как о партнере России.
Вышеупомянутые обстоятельства предопределяют актуальность рассмотрения действий европейских стран и США, направленных на ущемление геополитических интересов России, предпринимаемых в прошлом. Поддержка гитлеровской Германии со стороны Великобритании и США в 1930-ые годы является ярким примером, подтверждающим данный факт.
Вопрос о роли американцев и англичан в наращивании мощи Третьего рейха является слабоизученным. На протяжении десятилетий множество исследователей уделяло внимание рассмотрению деятельности США и Великобритании исключительно в годы Второй мировой войны, когда перечисленные страны вошли в состав антигитлеровской коалиции. Более того, в западной историографии превалирует точка зрения, согласно которой перечисленные государства якобы внесли основную лепту в победу над нацизмом, а не СССР. В тоже время в монографиях, в статьях историков, журналистов и политических деятелей практически не предпринята попытка найти ответ на вопрос, какую позицию занимали американцы и англичане в 1930-ые годы.
На сегодняшний день выявлено немало доказательств, подтверждающих факт поддержки гитлеровской Германии со стороны Великобритании и США. Так, еще в 1920-ые годы представители международного капитала сделали ставку на поддержку нацистского движения, рассматривая его в качестве инструмента борьбы с СССР. Американские журналисты М. Сайерс и А. Кан в своей книге «Тайная война против Советской России» пишут, что автомобильный магнат США Генри Форд солидаризировался с растущим фашизмом. Так, газета «Нью – Йорк таймс» от 8 февраля 1923 года опубликовала заявление вице-президента баварского ландтага Ауэра, в котором он подчеркнул, что его коллеги осведомлены о том, что «гитлеровское движение частично финансировалось главарем американских антисемитов Генри Фордом». По словам Ауэра, в 1922 году Форд «заинтересовался баварским антиеврейским движением», когда один из его агентов «встретился с Дитрихом Эйхартом, известным пангерманистом».
В передовой статье газеты ротермировской «Дейли мейл» от 28 ноября 1933 года было заявлено о необходимости оказать поддержку гитлеризму. В ней отмечалось, что «крепкий молодой германский нацизм – надежный страж Европы против коммунистической опасности... Германии необходимо жизненное пространство. Если Германия переключит избытки своей энергии и свои организаторские способности на большевистскую Россию, то тем самым она поможет русскому народу вернуться к цивилизованному существованию...».
На протяжении 1930-х гг.. Великобритания и Соединённые штаты Америки смотрели сквозь пальцы на действия Гитлера. Так, вопреки условиям Версальского договора, Германия открыто объявила о своем перевооружении. Через два года уровень государственных затрат на оборону составил около половины бюджетных расходов. Как справедливо заметил исследователь Н.В. Стариков в своей книге «Кто заставил Гитлера напасть на Сталина? Роковая ошибка Гитлера», если бы у западных стран было намерение предотвратить новую мировую войну, они могли бы сделать это «либо бескровно, либо пролив такое количество крови, которое абсолютно не сопоставимо с тем, что имело место в дальнейшем». Аналогичной точки зрения придерживался Уинстон Черчилль, подчеркивая в своей книге «Вторая мировая война», что «до 1934 года перевооружение Германии можно было предотвратить, не жертвуя ни одной человеческой жизнью». Лидеры западных стран не возвысили свой голос даже в марте 1935 года, когда было официально объявлено о существовании немецкой авиации и о всеобщей воинской повинности. Никаких реальных мер, направленных на предотвращение вооружения Германии, англичанами и американцами предпринято не было. Дело ограничилось протестными декларациями и визитом в Берлин британской делегации. Официальный переводчик Адольфа Гитлера Пауль Шмидт в своих мемуарах писал, что во время вышеупомянутой встречи фюрер, отвечая на вопрос англичан о состоянии мощи немецких люфтваффе, заявил о её сопоставимости с мощью британской ВВС. По словам Шмидта, «оба англичанина, судя по их виду, относятся с удивлением, а также со скептицизмом к заявлению Гитлера».
Дело не ограничилось непринятием мер по недопущению вооружения Германии. Американские и британские корпорации принимали активное участие в перевооружении Третьего Рейха. Так, в августе 1934 года американская фирма Standart Oil приобрела в Германии 730 тысяч акров земли, на которых построила нефтеперерабатывающие заводы. Например, гамбургское нефтеперерабатывающее предприятие еженедельно производило 15 тысяч тонн авиационного топлива и работало даже во время войны. 19 сентября 1934 года в Германию из США было доставлено современное оборудование для авиационных предприятий, на котором начали производить немецкие самолеты. Такие американские компании как «Дуглас», «Пратт и Уитни», «Бендикс Авиэйшн» организовали поставку в Германию военных патентов. Бомбардировщики «Штука» («Юнкерс-87») изготавливались по вывезенным из Детройта технологиям.
Даже ряд официальных американских деятелей выражал свою обеспокоенность всеми упомянутыми процессами. Так, в докладе посла США в Берлине Вильяма Додда Ф.Д. Рузвельту от 19 октября 1936 года было отмечено следующее: «Зачем компания «Стандарт Ойл» , штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, перевела сюда в декабре 1933 года один миллион долларов, чтобы помочь немцам производить бензин из битуминозного угля для использования в случаи войны? Почему сотрудники «Интернешнл Харвестер» продолжают производить продукцию в Германии, не имея права ничего вывезти отсюда?».
Особенно важно подчеркнуть, что поддержка перевооружения гитлеровской Германии была не инициативой самих представителей американского капитала. Так, комиссия Сената США в 1940 году пришла к заключению, что американские компании продавали немцам военные патенты с согласия правительства. А сформированный после войны в Америке сенатский комитет, возглавляемый Харли Килгором, занялся расследованием обстоятельств тайного сговора американцев с нацистами. В заключении комитета было заявлено, что «Соединенные Штаты случайно сыграли важную роль в техническом вооружении Германии».
На наш взгляд, события, произошедшие во второй половине 1930-х годов, дают основания утверждать, что действия США и Великобритании по поддержке нацистской Германии носили преднамеренный характер. Так, в августе 1936 года американцы и англичане не откликнулись на многочисленные призывы бойкотировать Олимпийские игры в Берлине. Сформированный в Нью – Йорке Совет борьбы за перенос Олимпиады не добился результатов. Комиссия Международного Олимпийского комитета, направленная в Берлин, не заметила в столице Германии ничего, что могло бы нанести ущерб олимпийскому движению. Не приняли во внимание ни безумное расовое законодательство, ни притеснение евреев.
Лидеры западных стран спокойно прореагировали на аншлюс Австрии Германией в 1938 году. Так, президент США Ф.Д. Рузвельт во время своей встречи с журналистами отказался комментировать австрийские события. Министр финансов Англии лорд Саймон в своем заявлении отметил, что Великобритания никогда не давала специальных гарантий австрийского суверенитета. В тоже время, 14 марта 1938 года, во время обсуждения в британском парламенте вопроса присоединения Австрии к Третьему Рейху, английский премьер Чемберлен заявил, что послы Великобритании и Франции обратились к немецкому правительству с протестом против насильственных действий в Австрии. Однако министр иностранных дел Германии отказался принять протест. Несмотря на это, никакой реакции со стороны Англии не последовало. Через полмесяца, 2 апреля 1938 года, правительство Великобритании фактически признало аншлюс Австрии.
Великобритания и Франция приложили немало усилий, направленных на оказание содействия Гитлеру в подготовке к оккупации Чехословакии. Так, английские спецслужбы проводили активную работу с главой Судетско-немецкой партии Конрадом Генлейном, активизировавшей сепаратистскую деятельность в 1938 году. Так, руководитель эсесовской разведки В. Шелленберг в своих мемуарах пишет, что один из агентов английской секретной службы, «полковник Кристи, уже несколько раз совещавшийся с Генлейном, снова встретился с ним в начале августа 1938 года в Цюрихе».
В Великобритании в то время преобладали античехословацкие настроения. Так, 6 мая 1938 года в передовой статье газеты «Дейли мейл» утверждалось, что Чехословакия населена расистами, пренебрегающими правами германоязычных жителей Судет. В ней же отмечалось следующее: «До Чехословакии нам нет никакого дела. Если Франции угодно обжечь себе там пальцы, то это ее дело». 10 мая 1938 года Чемберлен во время приема американских журналистов высказался в поддержку планов территориального расчленения Чехословакии.
Предложение СССР о созыве представителей нашей страны, Франции и Англии и публикации декларации от имени перечисленных государств, в которой содержалось бы предупреждение об оказании помощи Чехословакии в случае нападения на нее гитлеровцев, было проигнорировано. Более того, в совместной англо-французской ноте Праге от 19 сентября 1936 года содержалось предложение о передаче Германии Судетской области в течение двух дней. В документе подчеркивалось, что «дальнейшее сохранение в границах чехословацкого государства районов, населенных преимущественно судетскими немцами, фактически не может более продолжаться без того, чтобы не поставить под угрозу интересы самой Чехословакии и интересы европейского мира». Как было отмечено в ноте, «поддержание мира и безопасности и жизненных интересов Чехословакии не может быть обеспечено, если эти районы сейчас же не передать Германской империи».
Вершиной политики умиротворения Третьего рейха со стороны Великобритании и Франции стало соглашение, подписанное в Мюнхене 30 сентября 1938 года. Данное соглашение юридически закрепляло передачу Чехословакией немцам Судетской области. Свои подписи под соглашением, кроме Гитлера и Муссолини, поставили Чемберлен и премьер-министр Франции Даладье. Данный шаг являлся началом процесса территориального раздела Чехословакии...
Все перечисленные факты подтверждают факт сотрудничества США, Великобритании с нацистами. Однако в марте 1939 года позиция ведущих стран внезапно переменилась, когда лидеры европейских государств выступили с осуждением действий Третьего рейха. Дело не в том, что западные страны внезапно осознали истинный характер гитлеровских устремлений, как это пытается доказать ряд историков. Все было обусловлено тем, что Германия в тот месяц не решилась присоединить Словакию и оккупировать Закарпатскую Украину. Анализ событий, последовавших друг за другом в марте 1939 года, позволяет сделать соответствующий вывод. Так, 15 марта официальные лица Великобритании высказались в поддержку устремлений Словакии, объявившей о своей независимости и выступившей с заявлением о взятии её под защиту. Посол Великобритании Гендерсон в своей ноте немецкому правительству заявил, что британцы не намерены «вмешиваться в дела, в которых могут быть непосредственно заинтересованы правительства других стран...». На следующий день Гитлер, откликнувшись на просьбу словаков взять их под защиту, не стал заключать какой-либо договор с ними. А 17 марта 1939 года немецкое правительство в своей ноте заявило об установлении протектората над Богемией и Моравией. Таким образом, становилось ясно, что Германия присоединила только Чехию. После чего в тот же день Чемберлен выступил с жесткой критикой действий гитлеровцев.
Вместе с тем у ряда официальных лиц Великобритании и Франции сохранялась надежда на то, что нацисты продолжат продвижение на Восток, о чем говорит содержание письма французского посла в Германии Р. Кулондра главе МИДу Франции Ж. Бонне от 19 марта 1939 года. По его словам, после присоединения Богемии и Моравии и перехода под германскую опеку Словакии следовало бы «рассмотреть вопрос о том, можем ли мы по-прежнему считать, что этот динамизм направлен только на Восток, и извлечь из всего этого несколько практических выводов для нашего руководства». Посол подчеркнул, что «по полученным до настоящего времени данным есть основания полагать, что немецкая армия намеревалась оккупировать всю Словакию и даже Закарпатскую Украину». Неслучайно предложение, поступившее от главы НКИД СССР Литвинова о собрании «Европейской конференции, в которой на этот раз должны... принять участие Франция, Англия, Польша, Россия, Румыния и Турция», не было принято во внимание.
20 марта 1939 года, когда стало ясно, что в ближайшее время гитлеровцы не намерены развивать свое наступление на Восток, правительство США отозвало своего посла из Берлина в знак протеста против расчленения Чехословакии. На следующий день Чемберлен предложил президенту и министру иностранных дел Французской республики совместно с СССР и Польшей выступить с официальным заявлением, что «четыре страны немедленно соберутся для консультаций о дальнейших мерах по пресечению агрессии в Европе».
Рассмотренные нами события 1930-х годов являются убедительным примером того, как Запад готов был использовать любые способы, направленные на уничтожение нашей страны. Аналогичные методы сегодня во многом используются США и Евросоюзом, солидаризирующихся с различными экстремистскими группировками, в целях ущемления интересов России на международной арене. Фактическая поддержка радикально-исламистских оппозиционных сил в Сирии, а также фашистской хунты, захватившей власть на Украине, является подтверждением данного тезиса. Всё это лишний раз доказывает несостоятельность представлений о западных странах как о равноправных партнерах.
В настоящее время на повестку дня встает задача выработки нового внешнеполитического курса, который должен отвечать в первую очередь задачам защиты национально-государственных интересов России, а не интеграции в мировое сообщество. Для этого важно осознать иллюзорность возможности равноправного вхождения России в Европу, а также реальные устремления западного империализма по отношению к нашей стране как в прошлом, так и в настоящее время.