Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Фантазии литераторши Чижовой: Сталин подговорил Гитлера задушить Ленинград. Чтобы получить сегодня «Нобеля», надо просто оболгать свою страну

Иосиф Сталин помог Гитлеру блокировать Ленинград в 1941-м году. Сделал он это потому, что ненавидел город на Неве, его жителей. Об этом в своей статье для авторитетного швейцарского издания Neue Zurcher Zeitung написала петербургский литератор Елена Чижова.

«Нет другого объяснения тому факту, что во время блокады целые поезда вооружений с ленинградских заводов ехали на „материк“. В то время как Сталин и его сообщники даже не снабжали город минимальными запасами», — сообщает она европейцам. И подчеркивает: глава СССР ненавидел Ленинград из-за «самосознания» его жителей, «их способности к независимому мышлению», которые «необходимо было вырвать с корнем для укрепления богоподобной власти», его, Сталина власти. А раз так, «заморить голодом» все население!..

То, что опубликовано сие «творение» в самый канун святого для нашей страны Дня Победы советского народа над фашизмом, видимо, неслучайно. В Европе не первый год пытаются «переписать» историю Второй мировой войны. Повернуть известные, давно проверенные факты в удобную для них сторону. В чем им активно помогают заокеанские «партнеры». А с некоторых пор и те, кто был рожден, вырос в СССР и должен был бы хорошо усвоить уроки прошлого, в том числе, связанные с Великой Отечественной.

Вспомним Светлану Алексиевич, чьи предки с Украины и Белоруссии собственным потом с кровью пополам восстанавливали жизнь в стране сначала после революционной разрухи, затем — послевоенной. В тяжелейшие 1990-е Алексиевич сбежала в Германию — «переждать перестройку». Жила и в США. Регулярно посылая оттуда «приветы» Родине в виде пасквилей на свой народ. Надо же было выслужиться, чтобы получить Нобелевскую премию по литературе, к которой она, публицист, имеет такое же отношение как её «коллега» по «нобелевке» Барак Обама — к борьбе за мир.

Теперь вот — Чижова, экс-экономист, экс-бизнесвумен, переводчик, автор нескольких книг, за одну из которых — «Время женщин», она была в 2009 году удостоена «Русского Букера». Что подвигло её, обласканную вниманием соотечественников, реалиста, судя по книгам, вдруг резко изменить правде и собственной совести? Может быть, нашла в неких прежде недоступных источниках сведения, подтверждающие столь категоричные выводы о причинах блокады? Но тогда почему не привела их в своем «эссе»? Там, на Западе, в обществе, как считается победившей демократии, что этому помешало?

Корреспондент «СП» попыталась связаться с Еленой Семеновной. Но на звонок она не ответила. Тогда я позвонила её мужу Валерию Возгрину, полагая, что семья вместе проводит майские праздники. Оказалось, так и есть — оба в Финляндии. По этой причине (роуминг!), весь наш «разговор» он свел к обмену приветствиями… К слову, Валерий Евгеньевич — известный историк, доктор наук, профессор СПбГУ. Интересно, обсуждала ли Чижова с ним свое «нововидение» блокадной темы? Что услышала в ответ?..

Пока же свой ответ литераторше дали через «СП» известные петербургские писатели. Один из них — Сергей Носов, родился и вырос в семье, пережившей блокаду в Ленинграде. Из первых уст знает, что и как тогда было. Тема эта в его творчестве, по его словам, обязательная.

— Как раз сейчас работаю над книгой, посвященной родному городу, — говорит он. — Дополнительно изучаю архивы, чтобы ни в чем не ошибиться. Что касается Сталина, который якобы хотел уморить всех жителей голодом… Ну, причем тут Сталин, ребята? Какой примитив это придумал? Мягко говоря, полная чушь. Вроде той, что Петербург существовал за десять тысяч лет до того как тут появился Петр Первый, которому оставалось только «раскопать» его…

«СП»: — Некоторое время назад была популярна также история о том, как жировал Смольный, пока ленинградцы голодали…

— Тоже байка. Не жировала питерская власть во время 900-дневной осады! Снабжались сотрудники городской администрации, конечно, получше, чем рядовые жители, но не намного. Все подобные разговоры чистой воды спекуляции.

Сергея Анатольевича Носова дополняет глава Союза писателей Петербурга Валерий Попов.

— Для меня нет сомнений в том, что 900-дневная осада Ленинграда — это героическая страница в истории нашей страны, подвиг народа, отстоявшего свой город. Да, ценой огромных жертв, но не сломившегося, не сдавшегося жестокому врагу. Все они, павшие и выжившие — жертвы не Сталина, как кому-то хочется думать, а истории, которая развивалась так, как развивалась. Можно ли было избежать этих жертв? Говорить об этом сейчас нет смысла, историю вспять не повернуть.

«СП»: — Вопрос о том, Валерий Георгиевич, был ли умысел у руководителя Советского государства в уничтожении Ленинграда и ленинградцев?

— Однозначно — не было. Исключено. Нет ни одного документа, который бы это подтверждал. Наоборот — была воля власти и жителей не сдавать свой город. И — не сдали! А все заявления о происках руководства — вымысел и конъюнктура, так к ним и надо относиться.

Свое профессиональное мнение высказала Ирина Муравьева, долгие годы возглавлявшая научно-экспозиционный отдел в Музее блокады и обороны Ленинграда (сейчас он на очередной «бессрочной» реконструкции).

— Всё, что говорит Чижова, это, извините, брехня собачья, — категорична Ирина Александровна. — Нет ни единого факта в подтверждение её слов. А есть вот какие: когда в конце августа сорок первого года ленинградская администрация стала слать в Кремль телеграммы о помощи, то сразу же, оперативно получала её. Тогда же, в августе, из Москвы к нам Сталиным был командирован кремлевский снабженец Павлов, затем Косыгин, занимавшийся эвакуацией промышленных предприятий, переводом оставшихся на «военные рельсы», и Георгий Жуков, будущий маршал Победы. Первое, что сделал Павлов — провел в городе ревизию общепита, продуктовых магазинов, рынков, складов. Обнаружил «весело» живущие, несмотря на полу-осадное уже к тому времени положение, рестораны, коммерческие магазины. Все они были немедленно закрыты. А продукты стали выдаваться строго по карточкам.

Каждый житель, а их было 3,5 миллиона человек, получал пайку, включая малолетних детей. Именно это способствовало тому, что запасов хватило практически до зимы. И если бы не страшный пожар в сентябре Бадаевских складов, крупнейших тогда в Ленинграде…

«СП»: — Как сейчас, спустя десятилетия, относятся к Сталину те наши земляки, кто выжил в блокаду?

— Им нынче уже далеко за 70. Они прожили жизнь, и им есть с кем сравнивать. Считают Иосифа Виссарионовича Победителем. Без него, говорят, не выстоял бы ни Ленинград, ни страна. Признаюсь: и я, человек другого, более молодого, поколения, согласна с теми, кто утверждает: при нем был порядок, дисциплина во всем. И уж точно старики в помойках тогда не копались, как при Ельцине, развалившем страну, да нередко и сейчас.

Ещё одно профессиональное мнение — Евгения Ильина, доцента Института истории СПбГУ, президента поискового отряда «Ингрия». За 20 лет существования отряда поисковиками были найдены останки 3229 бойцов Ленинградского фронта. В «переводе» на военный язык — два стрелковых полка.

— Вы это серьезно — про Сталина, ненавидевшего Ленинград? — Переспросил Евгений Васильевич.

«СП»: — Это не я, а литератор Чижова, наша с вами землячка…

— Отвечу вежливо: глупость невероятная! Так мог сказать только человек необразованный и невежественный. Или тот, кто ищет подобными заявлениями какую-то выгоду для себя. Известно и доказано, что Сталин делал все возможное, чтобы не допустить блокады вокруг второй российской столицы. В конце августа 1941-го он перекинул к Шлиссельбургу (Кировский район Ленобласти, 30 км от Ленинграда — авт.) 54-ю армию. Хотя изначально та предназначалась для защиты Москвы. Не его вина в том, что предпринятые ею попытки помешать фашистам замкнуть осадное кольцо успехом не увенчались. Были тому объективные причины. И ещё факт в пользу того, как дорожил глава государства городом Петра. Командующим данной армией был назначен не генерал, а маршал (!) Кулик — впервые в нашей армии.

«СП»: — Чижова пишет: поезда с вооружением, которое могло бы пригодиться защитникам города, направлялись в блокаду на материк…

— Она не знает истории, это очевидно! Вывозили вооружение, которое изготавливалось на местных заводах, потому, что, во-первых, тяжелейшая ситуация была в тот момент на подступах к Москве. Во-вторых, те узлы, составные части, что уходили туда, не подходили к нашим маломощным орудиям.

«СП»: — Как считаете, зачем ей понадобилось порочить собственную страну?

— Может, из желания напомнить о себе? Писателей-то у нас сейчас много… Или из желания выслужиться перед Западом. Там на такие заявления особенно от самих россиян, очень падки. И хорошо платят тем, кто за ними стоит.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.