Газета «Правда». Легендарного Сталинградского тракторного завода больше не будет, а на его месте появится торговый центр
Недавно я был ошеломлён страшной новостью, о которой прочитал в газете. Знаменитого, легендарного Сталинградского тракторного завода больше не будет, а на его месте появится торговый центр!
Нет, не скажу, что это меня удивило. Ведь подобное за
последние годы стало обыденностью, к которой, как ни горько сознавать, многие
уже привыкли. Но настоящее ошеломление, которое пережил я на сей раз с
необыкновенной силой, остро дало понять: не просто скверная, а недопустимая для
нас такая привычка. Надо всеми возможными способами бить тревогу, чтобы
остановить сокрушительный процесс уничтожения и начать в конце концов
созидание, без которого у страны не может быть будущего.
Потому я и взялся за перо.
Был горячий снег, но и память бывает горячей
Прежде всего про то, чем вызвано было особое потрясение,
пережитое мною в связи с жутким известием о смертном приговоре Сталинградскому
тракторному. Больно, когда без наркоза отрезают у вас кусок тела. Ну а если
часть души?..
Во время Сталинградской битвы, 75-летие которой мы сейчас
начинаем отмечать, я был очевидцем того, как из ворот этого завода днём и ночью
к нам выходили добротно отремонтированные под вражеским артогнём и бомбёжкой
танки. Выходили — и тут же вступали в бой.
Вообще, весь этот пролетарский район города-героя,
получивший название Тракторозаводского, сыграл огромную роль в обороне волжской
твердыни. И меня очень обрадовало, когда «Правда» пять лет назад интересно
рассказала об этом в серии материалов «Тракторозаводский щит Сталинграда». Как
замечательно, что внук одного из героических участников Сталинградской битвы —
генерал-полковника Советской Армии Владимира Александровича Грекова на основе
собранных им воспоминаний и документов смог восстановить столь живую картину
тех событий!
Верно, был тогда горячий сталинградский снег, увековеченный
выдающимся советским писателем-фронтовиком Юрием Бондаревым. И бывает горячая
память, так необходимая людям всегда, а нам сегодня — особенно.
Вот и статья в «Советской России», потрясшая меня сообщением
о трагической судьбе завода-героя, написана человеком именно с такой, горячей
памятью. Добавлю ещё: с обострённой совестью. Братский привет тебе, дорогой
Фёдор Карпович Крутько! Ветеран проработал на производстве почти 50 лет.
Паренёк из глухого украинского села приехал на Сталинградский тракторный по
распределению в качестве молодого специалиста 2 февраля 1956 года, и стал для
него Сталинград родным на всю жизнь.
«Прошло всего 11 лет после окончания Великой Отечественной
войны, — вспоминает он, — а Сталинград был восстановлен. Напоминанием о войне
потомкам оставлена мельница, да ещё в Тракторозаводском районе не до конца была
восстановлена фабрика-кухня… Были восстановлены и работали на полную мощность
заводы: «Красный Октябрь», снабжающий страну металлом; завод «Баррикады»,
снабжающий армию передовым оружием; завод медоборудования; судостроительный
завод; заработал элеватор, защитниками которого были герои-североморцы…»
А ведь во время ожесточённых сталинградских боёв мне
довелось видеть всё это — да весь город — в руинах!
И, конечно, с особенной теплотой сердечной вспоминает Фёдор
Крутько свой родной тракторный: «Мимо окон ОКБ, где я работал, ежедневно уходил
из цехов СТЗ эшелон в составе 300 тракторов, поступавших не только в народное
хозяйство СССР, но и в десятки стран мира».
Это не я выделил строки — сам Фёдор Карпович. Понять его
нетрудно: есть же чем гордиться, вспоминая такое!
Но вот настал чёрный день, и уничтожают нашу славу, нашу
советскую гордость…
Чудо, равного которому нет
Сталинградский тракторный — первенец советского
тракторостроения, детище первой сталинской пятилетки. Он берёт начало своего
производства в 1930 году. А уже в 1932-м его коллектив был удостоен высшей
награды Советской державы — ордена Ленина (вторично такой орден ему вручат в
1970-м).
Надо ли разъяснять, что значило для огромной аграрной страны
создание своей тракторной промышленности, которой в дореволюционной России не
было? Пожалуй, нынче далеко не все это понимают. А ведь пахали-то в основном
сохой, даже плуг был редкостью!
Вот почему появление первых тракторов в деревне стало для
крестьян великим праздником, что я хорошо помню. Даже песни об этом слагали:
«Прокати нас, Петруша, на тракторе…»
Откуда может узнать всё это нынешняя молодёжь? Есть до слёз
волнующие кадры документальной хроники, но их в последние десятилетия не
показывают. Вдалбливается в головы, что советские 30-е годы ХХ века — это
сплошной ГУЛАГ. Хотя на самом деле — это время величайшего чуда, сотворённого
под руководством партии коммунистов советскими людьми.
Факт есть факт: Советский Союз по промышленному производству
уже в конце 1930-х вышел на первое место в Европе и на второе в мире, после
США! Это стало закономерным результатом Великой Октябрьской социалистической
революции, 100-летие которой мы вскоре отметим, и созданной ею плановой
социалистической системы хозяйства, небывалого подъёма трудовой энергии народа.
Конечно, сказался и мобилизационный дух, связанный с предвидением
роковой грядущей войны. Напомню, 4 февраля 1931 года состоялась первая
Всесоюзная конференция работников социалистической промышленности. Именно тогда
И.В. Сталин сказал, что мы отстали от передовых стран на 50—100 лет и что нам
надо пробежать это расстояние в десять лет.
Далее вождь с присущей ему прямотой заметил: «Либо мы
сделаем это, либо нас сомнут» (выделено мною. — И.Г.). Вот тогда-то и появился
лозунг «Догнать и перегнать!» Он стал девизом трудящихся. Более того, он как бы
вбирал в себя суть наших государственных планов. Коротко и ясно.
Сталин определил срок: десять лет. Это значило:
1931-й—1941-й. Словно бы просчитал, когда на нас нападут.
Я могу перечислить названия тысяч строек Советского Союза,
начиная от дальневосточного Комсомольска-на-Амуре с его авиационным и
судостроительным заводами до Норильска, что на Крайнем Севере Сибири, с его
горнометаллургическим комбинатом; и от самой мощной на просторах Европы
Днепровской гидроэлектростанции до доменно-стального Магнитогорска на Урале. И так
по всей стране. Но это займёт столько места, что не хватит и всех газетных
листов. Поэтому скажу здесь об одном личном воспоминании.
Вернувшись после войны с фронта и уволившись в запас, я
встал на учёт в одном из райкомов партии города Красноярска. Секретарь райкома,
переговорив со мной, предложил мне должность редактора газеты «Сталинец» на
заводе «Красмаш». Я согласился.
Завод этот в 1945 году был награждён орденом Ленина за
героический, самоотверженный труд в годы войны. Награждены были и многие труженики
«Красмаша». Я об этом узнал, работая редактором заводской газеты. И мне
захотелось подготовить очерк об одном токаре, награждённом орденом Ленина, как
и Красноярский машиностроительный завод в целом.
Выбрав удобное время, иду в цех и встречаюсь с токарем.
— Всю Отечественную войну, — рассказывает мне он, — я
работал вот на этом токарном станке. Завод наш создан в 1930-е годы, как и этот
станок…
Токарь на минуту замолчал. А затем обратился ко мне с
неожиданным вопросом:
— Вы знаете, как этот станок был тогда назван
станкостроителями?
— Нет, не знаю, — ответил я.
— Смотрите на его станину.
А на ней выпуклыми буквами было отлито: «Догнать и
перегнать».
— В нашем цехе таких станков много, — продолжал токарь. —
Именно догнать надо было, а затем и обязательно перегнать! На станке этом до
меня работал мой нынешний начальник цеха. Передавая его мне, он заметил:
«Почаще поглядывай на отлитые буквы. Они из нашего героического времени».
Как же мы допускаем, что нынче то время фактически предано и
самое главное из него многими забыто!
Тогда победили, а теперь отступаем
Вернусь к тракторной и сельскохозяйственной промышленности,
коли уж с неё начал. Председатель Госкомсельхозтехники СССР (1962—1980 годы),
министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (1980—1988
годы) Александр Ежевский в недавней беседе с обозревателем «Правды» Виктором
Кожемяко рассказывал об эпопее создания четырнадцати наших тракторных заводов,
среди которых такие гиганты, как Сталинградский, Челябинский, Харьковский. И
все они исправно работали, поставляя селу многие десятки тысяч тракторов в год.
Но важно ещё и то, что заводы эти были двойного назначения —
мирного и военного. Недаром двух орденов Родины Сталинградский тракторный был
удостоен в военные годы. Не случайно и Челябинск стал Танкоградом. Они,
тракторные заводы, сумели в годы Великой Отечественной направить на фронт более
100 тысяч танков различного назначения. Вдумайтесь в эту цифру, дорогие
читатели! Посчитайте, сколько ежедневно из цехов уходило на фронт боевых машин.
А некоторые заводы, наряду с военной техникой, продолжали выпускать и тракторы
для сельского хозяйства.
У каждого предприятия своя судьба. Сегодня, увы, зачастую
безрадостная. В грозном 1941-м оборудование Харьковского тракторного и
Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения было перебазировано на
восток и установлено в корпусах Алтайского тракторного завода. Сибиряки
наладили производство и боевых машин, и тракторов для села. После войны
Алтайский тракторный наращивал мощности. Однако на переломе ХХ и XXI веков его
вдруг начало постоянно лихорадить, а в 2009-м он был признан банкротом и…
распался на мелкие производства. Лишь в одном из них велась сборка до 500
тракторов в год — полторы машины в сутки. А ныне Алтайского тракторного уже нет
совсем!
Но почему же происходит такое? Может быть, тракторы да и
другая сельхозтехника нам теперь не нужны? Однако пахать-то по-прежнему надо, и
сеять надо, и убирать. У нас нынче, как известно, в дополнение ко всем другим
проблемам больше 40 миллионов гектаров земли (!) много лет вообще остаются
необработанными.
Ставка на импорт? Да, закупаются тракторы, как и
многое-многое другое. Вместо того чтобы модернизировать собственные
предприятия, служившие Родине верой и правдой, всё становится завозным. Рост
импортной промышленной продукции на российском рынке, начавшийся в 1991 году,
продолжается до сих пор, и доля её достигает уже 80—90 процентов. Соответственно
доля отечественной продукции, согласно самым достоверным источникам, упала до
20—10 процентов. Господа, это же катастрофа! Вот и в торговом центре, который
намерены возвести на месте обречённого к сносу Сталинградского тракторного,
наверняка будет продаваться зарубежный ширпотреб — своего-то нет…
Ещё опаснее, особенно при нарастающих из-за рубежа санкциях,
что импорт преобладает сегодня тотально, по данным самого минпромторга, в
стратегически важнейших отраслях, где в советское время мы были независимыми.
Вот эти данные: в станкостроении доля импорта — 90 процентов, в тяжёлом
машиностроении — до 80 процентов, в радиоэлектронной промышленности — до 90, в
фармацевтической и медицинской — до 80. Дальше, как говорится, ехать некуда.
А что же власть? Призывов и указаний, по смыслу вроде бы
правильных, мы слышим в последние годы немало. Только вот сдвигов реальных —
почти никаких. Высокотехнологичная промышленность по-прежнему развивается очень
слабо. Качаем нефть и газ. За армию вынуждены были взяться, когда уж совсем
припёрло, а то, наверное, так и командовал бы там знаменитый «мебельщик»
Сердюков. И что, надо ждать, пока по любой продукции окажемся в полном тупике?
По-моему, единственно верную позицию занимает только КПРФ,
выступившая с идеей новой индустриализации, а также предложившая совершенно
конкретную программу «Десять шагов к достойной жизни».
Приведу относящуюся напрямую к моей теме выдержку из
Политического отчёта ЦК КПРФ недавнему ХVII съезду партии, с которым выступил
лидер КПРФ
Г.А. Зюганов. Отметив пагубные последствия разрушения
социализма и «шоковой терапии» 1990-х, он сказал: «Ситуация ухудшалась и после
2000 года. Численность работников в промышленности сократилась более чем на 2
миллиона человек. Только за последние несколько лет закрыты заводы им. Лихачёва
в Москве, никелевый завод в Норильске, волгоградский «Химпром» и другие
гиганты. На многих предприятиях производство резко сокращено. Доля
обрабатывающей промышленности упала до ничтожных 13 процентов».
Да, это уж действительно до ничтожных! А между тем от
президента страны, главы правительства и других высокопоставленных чиновников
столько было заявлений про необходимость подъёма высокотехнологичной
обрабатывающей промышленности, чтобы потеснила она в конце концов сырьевую.
Заявления, заявления, заявления… А толку?
Точно сказал Геннадий Андреевич Зюганов: «Хозяева жизни»
ведут себя как временщики». Вопиющая разница между социализмом и капитализмом
налицо. Я полностью поддерживаю конкретные шаги по претворению в жизнь
программных идей и предложений КПРФ, рад, что в Госдуме моим товарищам
коммунистам удалось добиться принятия законов «О стратегическом планировании»,
«О государственном оборонном заказе», «О промышленной политике в РФ». Но ясно
же, что нынешнее правительство откровенно тормозит их выполнение.
Хотя дальше, по-моему, терпеть такое уже никак нельзя. Ведь,
скажем, производство тех же тракторов и комбайнов сократилось у нас по
сравнению с ещё советским 1990 годом… в 10 раз.
А сокращение производства металлорежущих станков ещё больше:
в 14,5 раза! Были на третьем месте в мире — теперь же на 22-м. В структуре
мирового рынка станков на Россию приходится ныне всего лишь 0,3 процента.
Скольких же замечательных, известнейших производств в этой отрасли — с
колоссальным опытом и высококвалифицированными трудовыми коллективами — за
последнее время мы лишились. Безвозвратно?..
Спасать достояние народное!
Это я сейчас написал, отвечая на свой же вопрос: а что
делать в сложившейся ситуации? Да, спасать — всеми мерами, насколько это
возможно! — созданные народом предприятия, которые по существу и должны
оставаться народным достоянием. Разумеется, с гарантией необходимой
модернизации.
Мне понравилась мысль секретаря первичного отделения КПРФ на
Челябинском тракторном в его газетном выступлении. Он написал так: «Я считаю,
что сегодня для ЧТЗ есть только два выхода: как минимум — это госзаказ на
продукцию завода, что даст ему возможность сохраниться. И как максимум — его
национализация».
Вот надо бы всем отделениям КПРФ на местах как следует
разобраться с положением каждого предприятия и внести свои предложения, а
Центральный Комитет мог бы их обобщить и потом добиваться реализации. В первую
очередь это относится, конечно, к тем коллективам, которые очень значительными
страницами вошли в биографию нашей страны.
Извините меня, дорогие читатели, но я не могу удержаться,
чтобы не сказать, хоть коротко, ещё о трёх трагедиях последнего времени,
происшедших в моём родном Красноярском крае.
В начале 1930-х годов в Запорожье был построен комбайновый
завод. Он был первенцем по выпуску комбайнов, получивших название «Коммунар». В
те годы они не уступали зарубежным. Но грянула война. Оборудование комбайнового
предприятия вместе с большой группой рабочих и инженеров было эвакуировано в
Красноярск. В ту пору коллектив работал под девизом «Всё для фронта! Всё для
победы!»
А после войны завод вновь переключился на выпуск
хлебоуборочных комбайнов, назвав новые механизмы «Енисей». В Хабаровском крае,
в городе Биробиджане, появилось «дочернее» предприятие. Колёсные красноярские
комбайны «Енисей» ставились на гусеницы для уборки сои, переувлажнённые поля
которой от колёсных комбайнов превращались в глубокие рытвины. Производство
таких комбайнов росло. Их в те годы охотно приобретали соседи — китайцы.
Выпускает ли ныне Красноярский комбайновый свои «Енисеи»?
Нет! На территории завода предполагается построить нечто иное — кажется,
«элитное» жильё для богатых. Так расправились с первенцем отечественного
комбайностроения.
Другой факт. Ещё в предвоенные годы в Красноярске на правом
берегу Енисея началось строительство гиганта тяжёлого машиностроения.
«Сибтяжмаш», как кратко называли завод, вошёл в строй в 1941 году и вплоть до
2010 года выпускал разного рода продукцию для электростанций, другие механизмы.
А ныне Сибирского завода тяжёлого машиностроения тоже нет.
Корпуса ветшают и разрушаются…
Красноярский край, раскинувшийся от Северного ледовитого
океана до Саянских хребтов, богат лесом. Не случайно на берегах Енисея в самом
начале 30-х годов прошлого века был заложен северный город Игарка, о котором
вскоре школьники написали книгу «Мы из Игарки», высоко оценённую Максимом
Горьким.
Нужна была техника, которая позволила бы полностью
механизировать процесс хлыстовой заготовки и переработки лесных богатств не
только в Игарке, ставшей ещё и морским портом на Енисее, осуществляющим вывозку
различных древесных изделий во все концы земного шара, но и для других
лесопромышленных предприятий края.
И вот в советские времена появился на берегу Енисея
«Краслесмаш». Он поставлял лесопромышленникам страны и за рубеж нужную технику.
Ныне, как вы уже, наверное, догадались, лесомашиностроительного завода нет…
* * *
Ставить точку на этом? Есть ощущение, что разговор должен быть продолжен. Тема настолько злободневная и для многих острая, что, я думаю, кто-то захочет высказать своё мнение. Буду ждать откликов.