О махровом антисоветизме главного раввина России
4 января 2017 главный раввин России Берл Лазар дал развернутое интервью агентству «Интерфакс», в ходе которого высказал ряд, как минимум, провокационных суждений (отметим, что данное интервью специально приурочено к столетию Великого Октября, и как бы задает тон обсуждению этого события).
В
частности, Лазар заявил, что для него советская
эпоха «мрачное время», когда большевики «шли к своей цели через насилие,
достигшее апогея при Сталине».
В
качестве одного основных упрёков в адрес советской власти, помимо насилия,
Лазар выдвинул «ограничения для верующих» и идею «человекобожия».
При
этом, по мнению Лазара «все то хорошее, о чем говорят, вспоминая СССР,
существовало не благодаря, а скорее вопреки режиму».
В
числе достижений советской эпохи Лазар выделил победу над нацизмом и «создание
единой гражданской нации», которое, как считает главный раввин, не было
доведено до конца и должно продолжиться сейчас, а также создание качественных
систем образования и здравоохранения.
На
основании своего неприятия советского строя Лазар вновь вбрасывает в общество
провокационные идеи.
«Тело
Ленина должно быть предано земле, а могилы с кладбища у Кремлевской стены -
перенесены на другие кладбища. В том, что это необходимо сделать, сходятся
представители всех вероисповеданий», - утверждает иудейский религиозный
деятель.
Что
тут можно сказать? Сначала обратимся к сути того, о чем сообщил Берл Лазар.
Прежде
всего, напрасно он апеллирует к позиции «представителей всех вероисповеданий».
Дело в том, что, еще будучи митрополитом, Патриарх Московский Кирилл недвусмысленно высказался на данную
тему, заявив в интервью газете «Труд»: «Тема перезахоронения тела Ленина, время
от времени поднимаемая различными политическими силами, для христианина не
имеет, на мой взгляд, принципиального характера. Давайте предадим разрешение этого вопроса времени и не будем вносить
дополнительной смуты в сознание народа" (http://www.apn.ru/index.php?newsid=8118).
Сторонники
позиции Лазара могут сослаться на то, что это – частное мнение одного из иерархов
РПЦ, и привести мнения других иерархов. Однако в 2011 году РПЦ сформулировала
свою официальную позицию по этому поводу, которая в краткой форме звучит так:
«Обсуждая тему захоронения, нужно
учитывать мнения разных слоев общества и не делать ничего, что породило бы в
нем разделения и распри» (http://www.spb.kp.ru/daily/25691/894758/).
Получается,
что, выдавая желаемое за действительное, Берл Лазар активно порождает в нашем обществе разделения и распри и вносит смуту в
сознание народа, причем именно в тот период, когда даже президент Путин
призывает к «примирению и единению общества».
Зачем
же это уважаемому Берлу Лазару? Вопрос очень непростой, особенно если вдуматься
в то, что, предлагая перезахоронить Ленина, он идет дальше и ведет речь о
разрушении могил советских героев всех национальностей у Кремлевской стены,
включая могилу «русского человека грузинской национальности» И.В. Сталина.
Да,
мы помним, что в советскую эпоху какое-то время под влиянием троцкистов
действительно происходило преследование верующих. Об этом, признавая данный факт, неоднократно
говорил лидер КПРФ Г.А. Зюганов.
«Должен
сказать, что одной из самых серьезных ошибок моих предшественников было то, что
они поссорились с Церковью», - раз за разом формулирует Председатель ЦК КПРФ
позицию партии Ленина-Сталина.
Более
того, как мы знаем, именно порицаемый
главным раввином России Сталин в значительной степени прекратил преследование
верующих в СССР.
Напомним
известные исторические факты, приведенные в статье С.И. Васильцова и С.П.
Обухова «XX Съезд КПСС и русский вопрос в России» (https://kprf.ru/pravda/issues/2006/17/article-10822/).
В
этой статье они отмечают как одно из достижений Сталина «прекращение гонений на
Православную церковь и начало всё более тесного сотрудничества государства с
ней. В этом ряду решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 года, отменившее
как указание от 1 мая 1919 года «О борьбе с попами и религией», так и «все
соответствующие инструкции ОГПУ—НКВД, касающиеся преследования служителей церкви
и православноверующих».
Здесь
же знаменитая встреча И.В. Сталина в Кремле с Патриаршим Местоблюстителем
митрополитом Сергием 4 сентября 1939 года, после которой был созван
Архиерейский собор РПЦ, избравший Патриарха.
В
этом ряду и организация в 1945 году в Москве «почти Вселенского собора», как
определил его митрополит Вениамин (Федченков), в Гражданскую войну бывший
епископом «армии и флота» у Деникина.
Митрополит
так писал по поводу этого события: «Невольно напрашивалась мысль: не перенес ли
Глава Церкви, Господь Иисус Христос, центр ее в Москву?.. Подобное собрание
всей Церкви теперь могло быть лишь в белокаменной Москве». Придание Русской
православной церкви Вселенского статуса было одним из ключевых элементов
сталинского «русского проекта». Летом 1946 года было проведено самое
представительное — Московское совещание глав автокефальных православных церквей
мира, в котором участвовали делегации 11 из 13 церквей. Естественно, такое
развитие событий вызывало бешеное сопротивление США
<…>
Всё это было неотделимо от имени и дел
Сталина, было слито воедино и отковано в его национальный проект, который,
кроме всего прочего, призван был очистить общество от идеологических последствий
троцкизма. Включая одно из самых тяжких из них - это требование, вопреки духу и
букве марксизма, вечного покаяния русских за грехи интернационального класса
эксплуататоров времен царизма и поражения русского народа (из которого в массе
своей состоял советский рабочий класс) в реальных правах в пользу других, всё
еще преимущественно мелкобуржуазных, национальностей страны».
Нельзя обвинить
Сталина и в шовинизме, включая антисемитизм. Как известно, в 1931 году,
отвечая на запрос Еврейского телеграфного агентства, Сталин писал:
«Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических
нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма
расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм
выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара
трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая
их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как
последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми
врагами антисемитизма. В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как
явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по
законам СССР смертной казнью» (http://via-midgard.info/news/in_russia/11069-stalin-i-antisemitizm.html)
.
Перечитывая
приведенные выше фрагменты текстов и вспоминая роль, которую Иосиф
Виссарионович как руководитель СССР сыграл в создании государства Израиль,
невольно спрашиваешь себя: так что же столь
сильно не устраивает Берла Лазара в Сталине и в советской эпохе?
Насилие?
Но массовое насилие в XX веке применяли все державы и страны мира, - большие
и маленькие!
Что
же до «мрачности советской эпохи», якобы вопреки которой были достигнуты
великие свершения, то в 2015 году Патриарх Кирилл, которого главный раввин Берл
Лазар фактически призывает в союзники, отметил: «Не было бы сегодня современной
России, если бы не было подвига предшествующих поколений, которые в 20–30-е
годы не просто пахали землю, хотя и это было важно, создавали промышленность,
науку, оборонную мощь страны» (http://www.ng.ru/faith/2016-05-26/2_patriarh.html).
Более того, тогда же Святейший заявил: «А в советское время? <…> А было нечто такое, что это время
породило и что сегодня мы смело можем принять, включить в свою собственную
философию жизни? Было — солидарность. И никогда не надо забывать подвиг нашего
народа, и не только военный подвиг. А те самые комсомольцы, которые на целину
ехали, БАМ строили, не получая за это никаких наград и привилегий? Это чувство
локтя, желание общими усилиями сделать добро для своей страны. Итак, солидарность»
(http://ebrk.livejournal.com/20041.html).
А
известный в православном мире епископ Егорьевский Тихон так характеризует
«мрачную» советскую эпоху: «Это было время необычайного воодушевления,
романтики, небывалого духовного напора» (https://newsland.com/community/politic/content/arkhimandrit-tikhon-shevkunov-sovetskii-period-vremia-nebyvalogo-dukhovnogo-napora/1860070).
Получается,
что иерархи РПЦ, признавая проблему преследования верующих, считают советское
время, прежде всего, светлым, а для
Берла Лазара, оно, прежде всего, мрачное.
Причем
до того мрачное, что он идет против не
только желающего примирения большинства русского и других народов России, но и
против позиции президента Путина.
В
своем недавнем Послании Федеральному Собранию, Путин, в частности, заявил: «Наступающий,
2017 год – год столетия Февральской и Октябрьской революций. Это весомый повод
ещё раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Это наша
общая история, и относиться к ней нужно с уважением. Об этом писал и выдающийся
русский, советский философ Алексей Фёдорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый
путь нашей страны, – писал он, – мы знаем томительные годы борьбы, недостатка,
страданий, но для сына своей Родины всё это своё, неотъемлемое, родное».
Уверен,
что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины, и
уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления
общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось
сегодня достичь.
Недопустимо
тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в
собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые
коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни
оказались тогда наши предки. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ,
и Россия у нас одна» (http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379).
Не
оценивая сейчас и здесь классовую сущность заявлений и действий Путина,
отметим, что позиция главного раввина России Берла Лазара прямо противоречит
сформулированной Президентом установке.
Наоборот,
эта позиция способна вызвать в народе России крайнее раздражение и объективно
работает на возникновение опаснейшего социального раскола.
Вновь
зададим вопрос: зачем Берлу Лазару так явно противоречить большинству народа
России и ее высшей власти, выступая, по сути дела, на стороне тех сил, которым
не удалось добиться победы Хиллари Клинтон на выборах Президента США, и
которые, ненавидя Советскую социалистическую революцию, еще надеются на
либеральный «майдан» в РФ?
И
не являются ли высказывания главного раввина водой на мельницу тех российских
олигархов, которые, помимо своей тесной связи с финансовыми структурами
«однополярного» мира, крепко вцепились в свои капиталы и классово ненавидят
слово «справедливость», а также слова «Великий Октябрь» и «Ленин»?
Ведь
даже Патриарх Кирилл, не слишком позитивно относящийся к Великой Революции, говоря о ней, отмечал: «Но возникает вопрос:
а что-то хорошее было? Мы ответили: было стремление людей к справедливости.
Если бы этого стремления не было, то никакая бы пропаганда не сработала» (http://ebrk.livejournal.com/20041.html).
Очень
серьезные вопросы возникают к уважаемому Берлу Лазару, учитывая значимость и
вес иудаизма и иудейских организаций в России.
Будет
очень печально, если иудейское движение в России вместо собственно религиозной
работы вступит на политическую дорогу антисоветизма и отрицания «красного
проекта» - императива социальной справедливости, без принятия которого в
качестве основы государственной политики нас ждут тяжкие потрясения.
Страшно
себе представить, что случится, если кто-то попробует осквернить могилы Ленина
и Сталина, и замарать черной краской Великий Октябрь, а также дух и свершения
сталинской, советской эпохи (и все это в 2017 году!).
Еще
раз повторим, что такое развитие событий крайне выгодно внешним силам, желающим
развалить Россию извне, и их пособникам – «упырям»-олигархам.
И,
наоборот, оно крайне вредно и опасно для народов России, включая еврейский
народ, внесший, кстати, существенный вклад в дело Красной Революции и
строительства советского государства (странно и то, что Берл Лазар «забыл» про
факты борьбы Советской власти против дискриминации иудеев (а также
представителей любых других конфессий и наций) и активнейшего внедрения ею в
народное сознание идеи дружбы народов).
Понимает
ли это главный раввин России Берл Лазар?
Так или иначе, уверен, что его позиция не разделяется подавляющим большинством иудеев России, да и всего мира.