Коммунистическая Партия

Российской Федерации

КПРФ

Официальный интернет-сайт

Республика Саха (Якутия). Платон Ойунский и народы Севера

Из выступления члена Якутского рескома КПРФ, кандидата философских наук Августы Марфусаловой на «круглом столе», посвященном 120-летию выдающего политического и общественного деятеля Якутии, яркого большевика-ленинца, писателя и поэта Платона Ойунского.

Августа Марфусалова, Председатель Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), кандидат философских наук

20 Декабря 2013, 12:40

 

Жизнь и деятельность Платона Алексеевича Ойунского постоянно изучаются в республике. Находятся новые интересные моменты. В большей степени это касается его литературной и управленческой  деятельности.

В то же время им сделано немало в части улучшения положения народов Севера. Молодая Советская власть в разрушенном государстве одной из первых главных задач поставила перед собой развитие Севера. И для этого ВЦИК создал специальный орган — Комитет содействия народностям северных окраин, задачей которого становятся вопросы торгового снабжения, борьба с голодом, приобщение к цивилизованным нормам быта, ликвидация болезней и безграмотности, сохранение самобытной культуры народов Севера.

Комитет занимался всеми вопросами Севера. В его компетенцию входило и промышленное развитие: «Севморпуть», «Дальстрой», авиация — это памятники первым годам советского строительства на Севере. Сегодня устойчиво мнение о том, что «Дальстрой» — это «Гулаг» и репрессии. Но без него не появилась бы промышленность, дороги, устойчивая связь и в целом улучшение жизни простого человека. В обязанности комитета также входило административно-территориальное устройство и развитие местного самоуправления.

29 октября 1924 года Президиум ЯЦИК принял решение «Об организации при Президиуме ЯЦИК особого органа по делам туземных меньшинств». Всеми делами по подготовке организационных материалов занимался Платон Алексеевич Ойунский. Затем он два года руководил им. Комитет курировал подготовку кадров из туземных народностей в советско-партийной школе, педтехникуме, на батрацко-бедняцких курсах и в туземной школе, созданных в Якутске. Вернувшись на родину, эти люди выступали проводниками идей Советской власти, организовывали артели, колхозы, разрабатывали земли, что было новым для кочевников, строили школы, клубы. Только в 1928 году, когда мой дед, Иван Тимофеевич Марфусалов, был председателем комитета, на учебу было направлено 117 человек представителей малочисленных народностей Севера.

За время руководства Платоном Алексеевичем заложены основы государственной политики по отношению к аборигенам. Уже в декабре 1924 года на рассмотрение III Всеякутского съезда вносится вопрос «О помощи малым туземным народностям Якутии». Принимается постановление, обеспечивающее плановый характер работы среди инородцев. Вот некоторые пункты: «…3) выделить территории, освоенные туземным населением, на особо привилегированное положение по отношению снабжения их товаропродуктами; …5) освободить от всякого рода налогов и обложений; 6) поручить Правительству принять меры по снабжению малочисленных народов оленями, рыболовными снастями, берданами и доброкачественным стрихнином; 7) принять ряд мер по развитию дела народного образования и здравоохранения».

При рассмотрении Конституции ЯАССР вносится дополнение в статью 7 главы 3: «Предоставлять представительство на всеякутских съездах Советов малочисленным народностям Севера Якутии, от каждого племени в отдельности, поручив Президиуму ЯЦИК выработать нормы их представительства». Только из Алданского района депутатами Верховного Совета ЯАССР до 1990 года избирались 12 эвенков: охотники, оленеводы, доярки. Лишились этой нормы народы Севера в годы перестройки в 90-х годах ХХ века.

12 января 1925 года Ойунский пишет своему заместителю по Комитету содействия народностям северных окраин (КСНСО) записку, где изложены основные задачи комитета: «1) восстановление оленеводства, закупка оленей, их переброска в безоленные районы, закуп средства истребления волков; 2) восстановление рыболовства — обеспечение снастями, конским волосом, нитками и другими предметами, отвод рыболовных песков; 3) восстановление звероловства — обеспечение охотничьим оружием, снабжение боеприпасами, организация сбыта; 4) кооперирование —  организация сбыта пушнины, сырья, изделий, национальных костюмов, снабжение; 5) услуги звероловства — можно попробовать создать питомник первосортных песцов и лисиц, привлечь к этому силы и средства самого населения (тунгусов); 6) о советском строительстве — нужно попробовать отвести определенные пункты (резиденции) для их самоуправления, школ, медпунктов».

Эти мысли последовательно осуществлялись в ходе недолгой работы КСНСО (он закрыт в 1935 году) и в годы Советской власти, достигнут пик развития северного хозяйства, способствовавший резкому росту жизненного уровня коренных малочисленных народностей Севера.

В июне 1925 на второй сессии ЯЦИК Ойунский выступает с критическим отчетом о работе КСНСО. Интересна постановка вопроса через призму ликвидации тунгусского повстанческого движения. Приняты решения об амнистировании участников восстания, образовании самоуправляемой единицы туземцев, о выдвижении из их среды на управленческую работу. Принимается пункт об алданских золотых приисках, обязывающий трест помогать тунгусам районов золотодобычи.

По инициативе Ойунского  в феврале 1927 года созван Всеякутский тунгусский съезд, подготовка которого использовалось как средство ориентации госаппарата на действия по улучшению положения кочевых народов.

После сложения полномочий Председателя ЯЦИК, соответственно КСНСО, Платон Алексеевич руководил Наркоматом образования и здравоохранения. Благодаря его участию строились школы в отдаленных поселениях, создана тунгусская письменность, всячески поддерживалась первая интеллигенция народов Севера.

Читая архивные документы, поневоле задаешься вопросом: как  могли молодые руководители в суровое время после гражданской войны, в неустановившейся политической обстановке, в голодной и экономически бедной стране, сделать такую масштабную, поистине героическую работу по настоящей перестройке Севера? А сегодня в высокотехнологическую и ультра информационную эпоху практически те же вопросы подняты на повестку дня и не решаются. Просто нет политической воли и желания работать на людей.

С учетом поворота экономического, политического вектора России на Арктику и Дальний Восток, я думаю, настало время восстановить государственную управленческую структуру — подобие КСНСО, но уже не только с целью развития, а и с целью защиты народов Севера, природных ресурсов и среды обитания.

Идеи великих людей не умирают, они живут вечно, продолжая их жизнь.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.