Дата в истории. Пятьдесят лет назад погиб Юрий Гагарин
30 марта 1968 года в Москве прощались с человеком, который стал кумиром для миллионов людей в СССР и во всем мире. Проводить Гагарина в последний путь пришли тысячи москвичей и гостей столицы. В СССР был объявлен траур. Учебно-тренировочный реактивный истребитель МиГ-15УТИ с двойным управлением (на авиаслэнге - "спарка"), в котором находились летчик-космонавт Юрий Гагарин и полковник ВВС Владимир Серегин, разбился утром 27 марта 1968 года. Их останки обнаружили в 65 километрах от аэродрома вылета Чкаловский, в березовой роще, неподалеку от деревни Новоселово Владимирской области.
Юрий Алексеевич Гагарин (9.3.1934, с. Клушино Гжатского района Смоленской области, — 27.3.1968), лётчик-космонавт СССР, первый человек, совершивший полёт в космос. Полковник, Герой Советского Союза (14.4.1961). Член КПСС с 1960. Родился в семье колхозника. В 1951 окончил с отличием ремесленное училище по специальности формовщика-литейщика в г. Люберцы под Москвой и одновременно школу рабочей молодёжи, затем был направлен в Саратовский индустриальный техникум, который также успешно окончил в 1955.
Свои первые шаги в авиации Гагарин сделал, будучи студентом техникума. Он обучался в Саратовском аэроклубе. После окончания курса аэроклуба в 1955 поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. В 1957 окончил училище по первому разряду и служил в частях истребительной авиации Краснознамённого Северного флота. В 1960, как один из наиболее талантливых и мужественных лётчиков-истребителей, был зачислен в отряд космонавтов. В феврале 1968 с отличием окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского в Москве.
12 апреля 1961 впервые в мире совершил полёт в космос на космическом корабле-спутнике «Восток». Юрий Гагарин облетел земной шар за 1 ч 48 мин и благополучно вернулся на Землю. После полёта Гагагрин непрерывно совершенствовал своё мастерство как летчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, руководил полётами космических кораблей. Гагарин вёл большую общественно-политическую работу. Посетил многие страны мира. Депутат Верховного Совета СССР 6 и 7-го созывов. Член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ). С 1966 почётный член Международной академии по астронавтике и исследованию космического пространства. Награждён орденом Ленина, а также высшими наградами многих зарубежных государств.
Трагически погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полёта на самолёте. Похоронен на Красной площади в Москве.
В целях увековечения памяти Юрия Алексеевича Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал г. Гжатск Смоленской области в г. Гагарин и Гжатский район Смоленской области в Гагаринский район. Имя Гагарина присвоено Краснознамённой ордена Кутузова Военно-воздушной академии в Монино. Именем Гагарина назван также кратер на обратной стороне Луны.
В 1968 Международная авиационная федерация (ФАИ) учредила золотую медаль им. Юрия Гагарина, которой ежегодно награждаются лётчики-космонавты, достигшие наивысших результатов в области освоения человеком космического пространства в мирных целях.
***
27 марта 1968 года по плану авиаполка, обеспечивавшего специальную подготовку летчиков-космонавтов, Гагарин должен был выполнить три контрольных полета на "спарке" с проверяющим, чтобы получить допуск к самостоятельным тренировочным вылетам после более чем трехмесячного перерыва. "Нелетная" пауза была связана главным образом с подготовкой дипломной работы в академии им. Н.Е. Жуковского.
Сразу после защиты диплома Гагарин, как и положено, прошел наземную доподготовку к возобновлению полетов, а 13 марта уже поднялся в небо. За последующие две недели он совершил на "спарке" 18 полетов, восстанавливая пилотажные навыки (взлеты, полеты по кругу и в зоны пилотирования, заходы и посадки). Причем не с одним, а последовательно с четырьмя контролирующими летчиками. С ним поднимались в небо капитан, два майора и подполковник - от пилота-инструктора до командира эскадрильи. Его налет за это время составил более девяти часов - квартальная, а то и полугодовая норма для большинства пилотов нынешних российских ВВС.
Окончательный допуск к возобновлению самостоятельных полетов Гагарина должен был дать лично командир полка Владимир Серегин - Герой Советского Союза, отважный и удачливый летчик-штурмовик в годы Великой Отечественной. Он окончил академию Жуковского за 15 лет до Гагарина. Немаловажно и то, что Серегин был ведущим испытателем самолета МиГ-15УТИ, а летной подготовкой первого набора космонавтов руководил уже почти пять лет.
В тот злополучный день полеты чкаловского полка начались с задержкой - ждали, пока сядет тяжелый самолет другой авиационной части, выполнявший специальное задание. Это внесло некоторую нервозность в отлаженный механизм предполетных указаний. В частности, потому, что не было данных от разведчика погоды - он приземлился, когда Гагарин уже выруливал на старт.
Самолет Гагарина - Серегина (бортовой №18) оторвался от ВПП аэродрома в 10 часов 19 минут. Радиообмен с руководителем полетов вел контролируемый летчик - сам Гагарин. Его голос, фиксируемый на магнитофоне командного пункта, звучал спокойно и четко. Через три минуты он доложил о выходе на рубеж набора высоты и получил разрешение подниматься, как и предусматривалось, до 4200 метров. Еще через две минуты от 625-го - позывной Гагарина - поступило сообщение о выходе за верхнюю кромку нижнего слоя облаков, а еще через две - Юрий Алексеевич доложил о входе в пилотажную зону №20 и запросил "добро" на работу в ней. Получив разрешение, он дисциплинированно ответил: "Понял, выполняю".
Это было в 10 часов 26 минут...
А всего через четыре (!) минуты Гагарин таким же спокойным голосом сообщил на землю об окончании задания в зоне и запросил разрешения развернуться на курс выхода из нее (320 градусов).
Для руководителя полетов такой запрос был неожиданным. Выполнение всех элементов пилотажа в зоне занимает обычно не менее 20 минут. В предыдущих летных сменах Гагарин выполнил с разными инструкторами уже пять таких полетов.
Но голос Юрия Алексеевича был таким же спокойным (это подтвердят потом и многочисленные экспертизы), как и в предыдущих радиосообщениях. Поэтому руководитель полетов, подполковник по званию, не стал выяснять причину этого несоответствия у двух полковников, Героев Советского Союза, и ответил:
- 625-й, разрешаю.
На что Гагарин с прежней нормальной интонацией сказал:
- Понял, выполняю.
Это оказались последние, зафиксированные технически, слова Юрия Алексеевича.
Объективности ради надо признать: и на месте падения самолета, и затем, когда все скрупулезно собранное доставили в московские НИИ различных специализаций, была проделана колоссальная работа. С достаточной степенью достоверности реконструированы временные и прочие параметры столкновения самолета Гагарина-Серегина с землей.
Оно произошло через 60-70 секунд после доклада: "Понял, выполняю". По срезу вершин деревьев, направлению оси разброса обломков МиГа и показаниям некоторых стрелочных приборов (отпечатки на циферблатах) было установлено, что истребитель врезался в землю с углом пикирования 50 градусов при скорости полета около 700 км/час и с небольшим правым креном. Скорость снижения в момент столкновения с грунтом была 145 м/сек - вдвое больше, чем ее среднее значение с начальной высоты 4200 метров и до нуля.
Руль высоты находился в положении вывода из пикирования, но не на границе диапазона его возможной перекладки (32 вверх), а лишь на половине этого предела. Значит, ручка управления была взята "на себя" не до упора. Перегрузка на этом вертикальном маневре, которая давила в тот миг на пилотов (и, конечно, на конструкцию самолета), достигала почти 11 крат - каждый из летчиков "весил" около тонны. Курс полета при сближении с землей зафиксировался строго на юг - практически в обратную сторону от установленного направления выхода из зоны пилотажа.