Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Борец за счастье народное. К 200-летию со дня рождения великого украинского поэта Т.Г. Шевченко

Время всегда испытывает человека — и при его жизни, и после. В этом можно убедиться на примерах из жизни великих людей.

По страницам газеты "Правда", Олесь Грек, Член Союза писателей России, ветеран труда Украины и России, заслуженный работник культуры Республики Хакасия, автор-составитель сборника «Сибирский венок Кобзарю, г. Саяногорск
2014-04-04 15:20

В мартовские дни нынешнего года мы отмечали 200-летие со дня рождения гениального мастера слова и изобразительного искусства, великого украинского поэта, русско-украинского прозаика, драматурга, графика, акварелиста, офортиста, живописца, общественного деятеля, бессмертного Кобзаря — Тараса Григорьевича Шевченко. Память о нём с любовью и глубоким уважением всегда несли люди труда как на Украине, так и в России, а словесные баталии, порой перерастающие в кулачные, вели политиканы, особенно «майданутые». Они всегда хотели, а сегодня особенно хотят приватизировать имя неподкупного глашатая правды. Они прикрываются им!

По большому счёту, юбилей символа Украины должен был стать знаковым прежде всего для укрепления дружбы украинского и русского народов, да и всего славянского мира, потому что жизнь и творчество Тараса Григорьевича Шевченко как нельзя лучше зовёт народы к единству и сплочённости.

В самом деле, из своих 47 лет Кобзарь 24 года провёл в крепостничестве, откуда его выкупили передовые русские деятели культуры, дав ему свободу. И он безудержно понёсся на крыльях этой свободы, стремясь поделиться ею со всеми своими земляками, со всеми, кто находился в ярме неволи. Но царизму такие глашатаи были не нужны. И бунтаря сослали в солдаты под недреманное око жандармов.

И вновь русские революционные демократы на протяжении десяти лет вели упорные бои за освобождение украинского певца. Победа всё же восторжествовала, но физических сил у Шевченко почти не осталось. В последний раз он лишь ненадолго взглянул на родную землю, на Днепр и снова был арестован. Его звезда закатилась в Петербурге. Сама жизнь сделала Кобзаря непримиримым бунтарём против царского режима.

Тарас Григорьевич Шевченко стал убеждённым революционным демократом. Вслед за декабристами и Герценом, вместе с Чернышевским он звал закрепощённый народ к борьбе за свободу. Он явился идеологом крестьянской революции, в чём расходился с либералами Кирилло-Мефодиевского общества.

КОНЕЧНО, вождю пролетарских революционеров, марксисту Владимиру Ильичу Ленину имя Тараса Шевченко было не безразлично. Ещё в юношеские годы для Ульяновых многое значили статьи Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Володя Ульянов читал журналы «Современник» и «Отечественные записки», что выписывали в его семье. А именно в этих журналах печатались и на украинском языке, и в переводах стихотворения Шевченко, рецензии на его поэмы, критические обзоры, где давалась высокая оценка самобытному поэту.

Позже, став на путь профессиональной революционной борьбы, В.И. Ленин получил возможность ещё шире узнать о Тарасе Шевченко в подпольных марксистских кружках Казани, Самары, Петербурга, где ходили запрещённые стихи украинского поэта, где Ленин общался с такими революционерами Украины, как Пётр Запорожец (его деду И. Запорожцу Шевченко подарил «Кобзарь» с дарственным посвящением), братья Степан и Иван Радченко, Анатолий Луначарский, Александр Цюрупа и другие.

В личной библиотеке В.И. Ленина была книга журналиста Валентина Яковенко, популяризатора творческого наследия Кобзаря — «Т.Г. Шевченко. Его жизнь и литературная деятельность» (СПБ, 1894 г.).

Н.К. Крупская, помогая В.И. Ленину вести конспиративную переписку с друзьями и единомышленниками, часто шифровала письма. Как раз в переписке с харьковским большевиком Л. Рощиным она советовала ему шифровать свои письма «по биографии Шевченко издания Павленкова».

Сохранились заметки В.И. Ленина о книге С. Щёголева «Украинское движение, как современный этап южнорусского сепаратизма» (1912 г.), где он резко осудил черносотенную позицию автора и сделал ряд выписок, касающихся Кирилло-Мефодиевского общества и участия в нём Шевченко. Большевик Ленин беспощадно обнажал контрреволюционную, антинародную политику и практику украинских националистических деятелей УСДРП и киевского журнала «Дзвiн», который нередко выступал с фальсификаторскими статьями о творчестве Шевченко, пытаясь выдать его за своего попутчика.

А разве сегодняшние рьяные украинские националисты страдают не тем же самым? Вы думаете, зачем они таскали на киевском Майдане портрет Тараса Шевченко? «Он наш кумир!» — вопили они, вряд ли зная доподлинно что-то из «Кобзаря». А стоило прочесть хотя бы «И мёртвым, и живым, и нерождённым землякам моим, на Украине и не на Украине сущим, моё дружеское послание».

Не в бровь, а в глаз говорит Шевченко:

…Другой нигде нет Украины,

Нигде другого нет Днепра.

А вы? Вы рвётесь

на чужбину

Искать великого добра.

 

Добра святого. Воли! Воли!

И братства братского!

Нашли.

Несли, несли с чужого поля

 

И на Украйну принесли

Великих слов запас

немалый —

И всё тут. Вы кричите всем,

 

Что бог вас создал

не затем,

Чтоб вы неправде

поклонялись!

Чем были вы, тем и

остались…

И кажется, что поэт не выдержит — настолько накипело в нём, и он их припечатывает:

О, если б вы к нам больше

 не возвращались,

А сдохли, забившись

в чужие углы!..

Убедительным свидетельством глубокого уважения и высокой оценки Шевченко как видного революционного демократа и гениального поэта является отношение В.И. Ленина к празднованию 100-летия со дня рождения Кобзаря. В то время как царское правительство специальным циркуляром запретило отмечать тот юбилей, большевистская газета «Правда» («Путь правды») выступила со статьями «Крепостники и Шевченко» (18.02.1914 г.) и «Памяти Т.Г. Шевченко» (25.02.1914 г.), в которых заклеймила позором царскую политику угнетения украинского народа и призвала всех рабочих присоединиться к протесту против запрещения отметить память поэта. Председатель большевистской фракции в IV Государственной думе Григорий Петровский подготовил проект речи «О запрещении юбилея Шевченко», но ему не дали возможности выступить с трибуны Думы.

 По этому поводу В.И. Ленин высказался чётко и определённо в статье «К вопросу о национальной политике»: «Запрещение чествования Шевченко было такой превосходной, великолепной, на редкость счастливой и удачной мерой с точки зрения агитации против правительства, что лучшей агитации и представить себе нельзя. Я думаю, что наши лучшие социал-демократические агитаторы против правительства никогда бы не достигли в такое короткое время таких головокружительных успехов, каких достигла в противоправительственном смысле эта мера. После этой меры миллионы и миллионы «обывателей» стали превращаться в сознательных граждан и убеждаться в правильности того изречения, что Россия есть «тюрьма народов» (ПСС, т. 25, с. 66).

Запрещение царским правительством празднования юбилея Тараса Шевченко вызвало решительный протест большевистских комитетов. По призыву «Правды», большевистских агитаторов рабочие широко отметили юбилей Кобзаря не только на Украине, но и в Петербурге, Москве, других российских городах и сёлах.

Юбилей Тараса Григорьевича Шевченко отмечался и за рубежом. В Кракове 9 марта 1914 года на торжественном вечере по случаю 100-летия со дня рождения гениального украинского поэта присутствовали В.И. Ленин с Н.К. Крупской, о чём в письме к М.А. Ульяновой 16 марта 1914 года они писали: «Были на украинском вечере в честь Шевченко» (ПСС, т. 55, с. 353).

Прав был большевик А. Луначарский, заявивший: «Велик Шевченко тем, что он поэт украинской нации, но ещё больше тем, что он поэт народный, а прежде всего тем, что он поэт глубоко революционный и по духу своему социалистический».

Этому соответствует всё творчество Т.Г. Шевченко!

ПОСЛЕ Великой Октябрьской социалистической революции народы Советской страны впервые имели возможность широко развивать свою культуру, а имя Т.Г. Шевченко было известно от закарпатской станции Чоп на западе до Дальнего Востока. В 1918 году ВЦИК принял постановление о сооружении памятников видным деятелям культуры прошлого, среди которых значилось и имя Т.Г. Шевченко.

Красивый бронзовый памятник Кобзарю воздвигнут над Днепром, на Чернечьей горе у Канева, в 1939 году. И на нём широко известные слова на украинском языке:

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте — помяните

Добрым, тихим словом.

(Перевод с украинского А. Твардовского).

Всё это и произошло так, как завещал прозорливый Кобзарь.

А сколько по всей стране было воздвигнуто памятников в городах и сёлах! В этом тоже сказалась народная любовь к сыну двух великих народов — украинского и русского.

…Боль и горечь ощущает каждый патриот земли русской, зная, что` в год 200-летия со дня рождения Т.Г. Шевченко свершилось в Киеве. Кощунство жёстче запрета празднования 100-летнего юбилея украинского поэта царского правительства в 1914 году! Как со временем народ Украины и всё славянство окрестят вакханалию бандеровских выкормышей? Как назовут то, что министр культуры Украины отменил празднование 200-летнего юбилея национального поэта во Дворце культуры «Украина» в Киеве? По мнению пана Нищуна, «почтение памяти великого Кобзаря должно проходить по всей Украине, а не в одном дворце для избранных приглашённых».

В тон ему проглаголил и директор Института литературы Национальной академии наук Украины пан Жулинский:

«…Было решено, конечно же с согласия Майдана, отказаться от ряда торжеств, в частности празднования юбилея на сцене дворца «Украина», куда планировалось приглашение международных делегаций и всех президентов Украины».

Да когда же вы будете читать Шевченко!

Суд настанет, грозной

речью

Грянут Днепр и горы!

………………………

И дым тучею закроет

Солнце перед вами,

И прокляты вы будете

Своими сынами!

Умойтеся! Образ божий

 

Грязью не поганьте,

Дурь в голову детям вашим

Вбивать перестаньте,

Что они — паны по крови...

 

Мужицкое око

Им заглянет прямо в душу

Глубоко! Глубоко!

Чья на вас надета шкура,

 

Дознаются люди, —

И немудрые премудрых

Навеки осудят!

В историческом развитии Украины и России Шевченко — как солнце нерушимой дружбы наших народов. И никому не дано его лучезарный свет погасить или повернуть вспять. Не выйдет, не получится! Этому не даст свершиться сам Шевченко.

Не даст и Ленин!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.