Сохранение рыбных запасов Подмосковья было рассмотрено на совещании в Московской областной Думе
Проблемы рационального природопользования, сохранения и приумножения природных ресурсов Подмосковья всегда рассматривались фракцией КПРФ в Московской областной Думе как важнейшее направление деятельности. На этот раз на повестке расширенного совещания, проведённого в областном парламенте были рассмотрены «Современные подходы к охране водных биологических ресурсов в Московской области» в работе которого приняли участие руководители федеральных и региональных природоохранных органов, депутаты Московской областной Думы и органов местного самоуправления, общественники...
Открывая совещание, заместитель председателя Московской областной Думы, руководитель фракции КПРФ Александр Наумов отметил, что вот уже тридцать первый раз, 22 марта в нашей стране, как и во многих странах мира ежегодно отмечается Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов.
Всемирный день является дополнительной возможностью обратить внимание общественности на важность бережного отношения к запасам пресной воды в мире, ее необходимости для нормальной жизни людей, и на важность рационального использования ее запасов.
Тема рационального использования водных ресурсов тесно связана с сохранением биоразнообразия. Сокращение биологического разнообразия по большей части является результатом человеческой деятельности и представляет серьезную угрозу.
В нашей стране еще с советских времен нормативы качества сбрасываемых сточных вод в водные объекты всегда устанавливались относительное показателей предельно-допустимых концентраций для рыбохозяйственных водоёмов, поэтому в России и в ряде постсоветских государств нормирование стоков является очень жестким. И это не случайно ведь ихтиофауна и зоопланктон являются именно теми индикаторами, которые достоверно и наглядно показывают загрязнение водного объекта, отметил Александр Наумов в своём вступительном слове
В Московской области абсолютное большинство водоемов относится к рыбохозяйственным водоёмам высшей и первой категории, при этом Волжский водоток, представленный Каналом имени Москвы и сетью водохранилищ, начиная от Иваньковского, заканчивая Клязьминским, а также Москворецкий водоток, берущий свой исток в Смоленской и Тверской областях являются еще и источниками питьевого водоснабжения г. Москвы и ряда муниципальных образований Московской области.
Стало уже доброй традицией, что по инициативе фракции КПРФ мы ежегодно поднимаем в Московской областной Думе вопросы сохранения водных ресурсов и рыбных запасов в Московском регионе, отметил Александр Наумов, подчеркнув, что рекомендации и итоговые документы, вынесенные по итогам совещания внесут существенную лепту в дело сохранения природных богатств Московской области.
Представляя основной доклад, заместитель председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ Константин Черемисов остановился на главных факторах загрязнения рыбхозяйственных водоемов, среди них:
-утечки стоков с химических производств в результате аварий.
-твердый неорганический мусор, в том числе пластиковые бутылки и пакеты;
-сельскохозяйственные химические удобрения, среди которых пестициды, а также натуральные удобрения;
-канализационные стоки;
-кислотные дожди;
-тепловое загрязнение;
При этом, характерными загрязняющими веществами являются соединения азота и фосфора, взвешенные и органические вещества, нефтепродукты, фенолы, поверхностно-активные вещества, тяжелые металлы.
Безусловно, как подчёркивалось на наших совещаниях, отметил Константин Черемисов в том числе на кругом столе Московской областной Думы "Совершенствование мер правового реагирования к нарушителям водоохранного законодательства в период весеннего паводка на водных объектах Московской области", проведенном в апреле 2022 года, неудовлетворительное функционирование очистных сооружений причиняет реальный ущерб водным ресурсам и рыбному хозяйству региона.
Кроме этого, при принятии архитектурно - планировочных, градостроительных решений, рассмотрении генеральных планов, территориальных схем населенных пунктов, особенно при массовой жилой застройке зачастую размещение очистных сооружений рассматривается как второстепенное мероприятие, в ряде случаях, особенно при точечной застройке к очистным сооружениям, рассчитанным на обработку сточных вод определённого объёма подключатся другие объекты, в результате чего сооружение не справляются с очисткой и качественным водоотведением большего объёма отходов, выходят из строя и происходит загрязнение водных объектов, причиняя существенный вред как ихтиофауне и зоопланктону, так и создавая реальную угрозу для жизни и здоровья человека.
Вместе с тем, инициированная в 2017 году министром «Открытого правительства» М.Абызовым реформа контрольно-надзорной деятельности существенно ограничила права надзорных органов по выявлению и пресечению правонарушений, в том числе в экологической сфере, исходя из положений Федерльного закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации», и принятых подзаконных актов, в том числе Постановлений Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», от 29декабря 2022 г. № 2516.
В результате реализации указанных нормативно - правовых актов органы контроля и надзора ограничены в своих полномочиях, контрольно-надзорные мероприятия подменяются профилактическими мероприятиями - «визитами вежливости» в профилактических целях, согласование внеплановых проверок требует больших временных затрат и оформления значительного объема документации, в результате чего, в ряде случаев виновным должностным и юридическим лицам удается избежать ответственности. В связи с чем, органы рыбоохраны вынуждены во многом сосредоточиться на работе с гражданами-правонарушителями, которые в основном заняты незаконной добычей водных биоресурсов.
Браконьерство - истребление рыбных запасов, незаконная добыча водных биоресурсов с применением запрещенных орудий лова, транспортных средств, наносит существенный вред рыбным запасам региона особенно в нерестовый период.
Придавая большое значение охране рыбных запасов, являющихся в период гражданской войны и экономической разрухи важнейшим источником продовольствия, постановлением ВСНХ и наркомата продовольствия от 9 декабря 1918 года было организовано при Наркомпроде Главное управление по рыболовству и рыбной промышленности (Главрыба).
Формирование современной системы государственных органов рыбоохраны было положено в начале тридцатых годов и связано с выходом приказов Наркомснаба СССР № 967 от 7 апреля 1934 года и № 1855 от 8 мая 1934 года.
После развала Советского Союза и выделения независимых государств система органов рыбоохраны России претерпела серьезные структурные изменения, сохранив незыблемо бассейновый принцип формирования, в Московской области вот уже пятнадцать лет полномочия в сфере рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и рыбоохраны, борьбу с браконьерством осуществляет Московско-Окское территориальное управление Росрыболовства.
Браконьерство является общемировой проблемой.
К основным можно отнести следующие причины браконьерства в Московской области, которые схожи для всех регионов Российской Федерации:
- попытка избежать затрат на оформление документов на вылов рыбы в рыболовных и рыбоводных хозяйствах, официальное разрешение на вылов рыбы стоит дорого и имеет строгие лимиты.
- социально-экономическое положение. Уровень безработицы в ряде регионов нашей страны, прилегающих к Подмосковью по-прежнему высок, в московском регионе наблюдается большой приток малооплачиваемых мигрантов, поэтому люди вынуждены нелегально заниматься рыболовством для личных нужд.
- недостаточное финансирование госинспекции. Государственные инспекторы рыбоохраны имеют право на ношение и применение оружия, бронежилетов, средств для принудительной остановки транспорта и другого оборудования. Но в большинстве случаев «профессиональные» браконьеры оснащены гораздо лучше сотрудников Росрыболовства.
Кроме того, как отметил Константин Черемисов, один инспектор, а их всего 17 человек на г. Москву и Московскую область контролирует десятки или даже сотни квадратных километров заповедной территории и физически не могут проследить за каждым нарушителем.
- спрос на свежую рыбную продукцию.
Браконьерство в Подмосковье не носит чрезвычайный характер как в других регионах России, но все равно причиняет существенный вред экологии, его основные последствия:
- исчезновение редких объектов ихтиофауны;
- сокращение численности популяции отдельных видов ихтиофауны;
- нарушение баланса экосистемы;
- рост преступности;
Очевидно, что для борьбы с этим пагубным явлением, помимо ужесточения требований законодательства необходимо, как в стародавние времена, привлекать общественность, волонтёров, прежде всего неравнодушных граждан из числа студентов биофаков наших ВУЗов. Все мы помним какой вклад в шестидесятые - восьмидесятые годы прошлого века в работу по охране природы Подмосковья привнесли студенческие дружины биофаков МГУ и МГПУ, многие дружинники, общественники после своей общественной работы трудоустроились на постоянную работу в органы рыбоохраны.
- ограничение в обороте орудий и средств массовой добычи водных биоресурсов (сетные орудия лова, багрилки, элетроудочки и.т.п.).
С 1 марта 2023 года вступают в силу изменения в Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13 октября 2022 г. № 695.
Данные правила существенно ужесточили требования в сфере рыболовства, начиная с 1 марта 2023 года при осуществлении любительского рыболовства гражданам запрещается: находиться на водоемах и территориях, примыкающих к береговой линии, на удалении менее 500 м с запрещенными сетными орудиями добычи (вылова).
Следует отметить, что данное ужесточение законодательства появилось лишь спустя 15 лет с момента введения в действие указанных Правил, теперь это признается правонарушением в соответствии с частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ.
Кроме того, отметил докладчик в Правилах рыболовства впервые более подробно описываются разрешенные орудия лова, которые применяются при осуществлении любительского рыболовства, в том числе используемое количество жерлиц, которое сократилось в 2 раза, теперь вместо 10 штук не более 5 штук у одного гражданина. При этом, суммарное количество применяемых крючков на всех орудиях добычи (вылова) у одного гражданина разрешается не более десяти крючков.
Также в соответствии с новыми Правилами рыболовства нерестовые участки и зимовальные ямы определены в точных географических координатах.
Помимо этого, уточнена более подробно разрешенная норма вылова при осуществлении любительского рыболовства и её вывоза с водного объекта - Добыча (вылов) водных биоресурсов разрешается в размере не более одной суточной нормы при пребывании на водном объекте в течение одних суток. В случае пребывания на водном объекте более одних суток, независимо от дальнейшего времени пребывания на водном объекте, величина добытых (выловленных) водных биоресурсов разрешается в размере не более двух суточных норм добычи (вылова). При этом добытые водные биоресурсы учитываются в любом виде.
Подводя итоги выступлению, Константин Черемисов заострил внимание присутствующих на тех проблемных вопросах которые полежат регулированию, а также реагированию со стороны государственно-властных структур и надзорных органов:
- комплексное принятие архитектурно - планировочных, градостроительных решений по размещению объектов обработки сточных вод (очистных сооружений) исходя конкретной градостроительной ситуации при реализации генеральных планов населённых пунктов, в том числе при развитии селитебных территорий;
- систематический контроль за эксплуатацией очистных сооружений;
- привлечение общественности для участия в мероприятиях по сохранению водных биоресурсов;
- информирование населения об изменениях в Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.
Заместитель руководителя Московско-Окского территориального управления Росрыболовства Нина Ванюкова представила доклад «О деятельности Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на территории» Московского региона»,
Доклад «О модернизации систем водоотведения канализационных стоков на территории Московской области» представил первый заместитель министра ЖКХ Московской области Сергей Черепанов, «Правовые меры охраны среды обитания водных биологических ресурсов в Московской области были представлены в докладе заведующей кафедрой земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия при Верховном суде Российской Федерации профессора, доктора юридических наук Ирины Красновой, о водохозяйственной обстановке в Московском регионе участникам совещания доложил заместитель руководителя Московско-Окского бассейнового водного управления Росводресурсов Новиков Константин.
Сергей Елисеев - руководитель управления охраны окрующей среды и природопользования АО «Мосводоканал» в своем выступлении сообщил о проделанной работе по охране рыбохозяйственных водоёмов в период весеннего паводка, Василий Долгих - председатель Ассоциации развития рыбной отрасли Московской области «Мособлрыбхоз» представил доклад: «Зарыбление водоёмов Московской области районированным рыбопосадочным материалом» Восполнение рыбных ресурсов Подмосковья», выступающего поддержал Владимир Петрушин - Президент Федерального союза рыболовных хозяйств.
В прениях выступили: Владимир Строганов - и.о. директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере особо охраняемых природных территорий Минприроды России, Константин Елисеев – почетный работник охраны природы, руководитель аппарата фракции КПРФ в Московской областной Думе, Виталий Тюрин - заместитель министра экологии и природопользования Московской области, Рустам Якубов – директор Национального парка «Лосиный Остров», Владимир Солдатенков - эколог, кандидат юридических наук и другие профильные специалисты, в том числе руководящий состав Управления Роспотребнадзора по Московской области, Департамента ЖКХ г. Москвы и ФГБУ «Канал имени Москвы».
По итогам совещания были принято ряд решений, направленных на сохранение биоразнообразия в водоемах Московской области и обеспечения надлежащего качества водных ресурсов Московского региона, в том числе выработаны пути межведомственного взаимодействия между Минэкологией Московский области и Московско-Окским территориальным управлением Росрыболовства, как при реагировании на правонарушения, так и при согласовании природоохранных проектов.
Кроме того, заместитель председателя Московской областной Думы Константин Черемисов поручил руководителю аппарата фракции Константину Елисееву, а также участникам совещания, члену Комитета по имущественным отношениям, природопользованию и экологии, депутату Московской областной Думы Татьяне Никитас, депутату Московской областной Думы Олегу Емельянову разобраться с информацией АО «Мосводоканал» и Минэкологии Московской области по фактам загрязнения водных объектов на западе Подмосковья для принятия мер реагирования во взаимодействии с надзорными и правоохранительными органами.