Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Тюменская область. Депутаты КПРФ высказали критические замечания к законопроекту о местном самоуправлении

14 января в Тюменскую областную Думу направлен Государственной Думой для получения отзыва законопроект «Об общих принципах организации Местного самоуправления в единой Системе публичной власти».

Депутат Тюменской областной Думы О.А. Гальченко.
2022-01-17 13:06 (обновление: 2022-01-17 15:49)

Органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми государствами - членами Совета Европы. Это право наиболее непосредственным образом может быть осуществлено именно на местном уровне. Существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление. Защита и укрепление местного самоуправления в Российской Федерации положена в основу конституционного строя и гарантирована положениями статей 12, 133 Конституции Российской Федерации, которые преследуют принципы демократии и децентрализации власти.

В соответствии с ст.12 Конституции РФ, в России местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Данная правовая позиция базируется на постулатах Европейской хартии местного самоуправления 1985 года, в соответствии с которой под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

Вместе с тем предлагаемый законопроект фактически устанавливает возможность замены прямых выборов главы муниципальных образований (МО) на «назначение» его высшим должностным лицом субъекта Федерации. Де юре существующая возможность для реализации права граждан на равные и прямые выборы главы местного самоуправления (МО) ставится под сомнение и нивелируется законодательной возможностью досрочного прекращения полномочий Главы МО по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (представитель исполнительной власти) по надуманным и неконкретным основаниям, таким как «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления» или «выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства» (ст.ст. 21;23;30.).

При этом в законопроекте отсутствует право народа (единственного источника государственной власти) на отзыв как избранного представителя-депутата, так и главы муниципального образования. Лишая данной возможности население и передача полномочий по досрочному прекращению полномочий избранных органов местного самоуправления на уровень руководителя исполнительной власти, данный законопроект нарушает конституционные принципы разделения властей, демократии, децентрализации и принцип независимости органов местного самоуправления в решении местных вопросов.

Также удивляет в законопроекте нивелирование ценности, важности и правовых последствий решений, принятых такими органами местного самоуправления как собрания граждан или решений, принятых на общественных слушаниях. Данные решения необязательны и по факту становятся не имеющими смысла. (ст. 47, 48).

Введение же в проект закона ст. 27 устанавливающих особые требования проведения встреч депутатов с избирателями по правилам ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» есть полное попрание прав как народных избранников на общение с избирателями, так и народа, как основного носителя власти, на донесение своего мнения до избранных им представителей. Иначе как местью депутатам КПРФ, за их прямую связь с народом, данную законодательную новеллу назвать нельзя. Учитывая сложную систему легитимизации подобных встреч и меры ответственности за возможные нарушения, это прямая возможность для давления не только на оппозиционных депутатов, но и на избирателей, что недопустимо.

Авральный режим принятия решения по проекту, со скоростью «на грани нарушения регламента» не позволяет провести всестороннюю оценку правовых последствий принятия законопроекта и его антикоррупционную экспертизу. Законопроект изобилует нарушениями законодательной техники от нарушения логической последовательности изложения, взаимосвязи нормативных предписаний, помещаемых в правовом акте до нарушения принципа точности и определенности формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве.

Однако даже беглый взгляд позволяет сделать выводы об антинародной направленности проекта и содержащихся в нем антидемократических предпосылок для нарушения конституционных принципов разделения и децентрализации власти.

***

Позиция коммунистов по закону о местном самоуправлении

17 января состоялось внеочередное заседание Тюменской областной Думы, на котором рассматривался всего лишь один вопрос. Отправленный из Москвы, из Государственной Думы проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

Закон принимается в спешке – всего лишь в пятницу он поступил в виде текста в систему документооборота, а в понедельник после обеда состоялось заседание Облдумы.

Фракция КПРФ – единственная из всех партий, выступила против проекта закона, мотивировав следующими основными тезисами:

  1. Законопроект не прошел широкое обсуждение на уровне сельских поселений, муниципальных депутатов – то есть тех людей, которых напрямую коснется закон, и не просто коснется, а их упразднит.
  2. Местная власть станет еще больше зависимой от губернатора области, а не от избирателей – он получит право назначать и снимать их.
  3. Депутаты сельских Дум исчезнут вовсе.  Отдаленные поселения лишатся голоса местных депутатов.

В своих выступлениях депутаты-коммунисты фракции КПРФ озвучили эти тезисы как в ходе Комитета, где выступали руководитель фракции Тамара Николаевна Казанцева и Иван Григорьевич Левченко. На Думе к ним присоединилась Регина Чаутатовна Юхневич, выступившая с речью,  и Гальченко Олег Анатольевич, внесший ряд предложений в отзыв фракции на законопроект. С отзывом фракции вы можете ознакомиться в отдельном материале.

 

В.А. Селифанов

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.