Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Константин Черемисов: «Остановить разрушительную миграцию!»

По оценкам ООН, РФ занимает четвёртое место в мире по численности проживающих тут международных мигрантов. Более полумиллиона иностранцев каждый год приезжают в Россию, из них порядка 90% из стран СНГ.  По официальной статистике МВД, в России ежегодно находится от 9 до 11 млн. иностранных граждан.

Константин Черемисов, Зам. Председателя Московской областной Думы.
2021-11-16 17:30
Черемисов Константин Николаевич
заместитель Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ
Черемисов
Константин
Николаевич
заместитель Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ
Персональная страница

По абсолютному числу прибывших на место постоянного жительства (длительного пребывания), безусловным лидером была и остается Московская область. За январь–июнь 2021 года к нам в область въехало почти 166 тыс. человек. Миграционный прирост составил 65501 человек.

Неоднократно мы писали, что проводимая властью миграционная политика чревата самыми негативными последствиями во всех сферах общества, и в экономической, и в социально-культурной. Множество принятых законов, новая Концепция государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 годы никоим положительным образом не изменили ситуацию.

Иллюстрацией, характеризующей не только миграционную политику, но в целом состояние власти (каждый сам может подобрать слова), является обнаружение летом прошлого года поселения мигрантов из Средней Азии в районе Нагатинской поймы. Здесь был бетонный завод, стоянка для такси,  незаконная газовая заправка, столовая. Совершенно не поддающееся здравому объяснению ситуация, когда десятки тысяч метров недалеко от центра столицы самозахватом (!) оккупировали мигранты, и в течение нескольких лет (!) никто этого из городских властей якобы не замечал.

Этому есть только два объяснения, либо выходящая за все рамки некомпетентность, неспособность делать что-либо кроме заполнения оторванных от реальности многочисленных отчетов, либо огромных размеров коррупция. Либо и то, и другое.

И совершенно очевидно, что ситуация не изменится пока у руководства  находится действующая власть. В 2018 году президент распорядился пойти «по пути либерализации» миграционного законодательства, указав, что «в связи со сложной демографической ситуацией проблема приобретает экономический характер». В 2020 году в МВД насчитали восемь вступивших в силу законов на эту тему. Среди них – выдача вида на жительство (ВНЖ) иностранцам бессрочно, а не на пять лет; расширение круга претендентов на ВНЖ; сокращение с полугода до трех месяцев сроков рассмотрения заявлений о получении гражданства в упрощенном порядке и т.д.

В рамках политики либерализации МВД представили концепцию нового миграционного закона.

А ведь многие эксперты утверждают, что, наоборот, положение такое, что необходимо ужесточать законы.

За январь – июль на миграционный учет в России поставили 6 475 509 иностранных граждан и лиц без гражданства. Две трети поставленных на учет прибыли из Средней Азии. Выдано  44 488 разрешений на работу, оформлено 1 115 729 патентов. Учиться приехали 265 056 иностранцев, 800 тысяч детей мигрантов учатся в школах. Из этих данных видно, что из почти 6,7 млн. легальных мигрантов, непонятно чем занимаются почти 4 млн. При этом есть ведь еще и нелегальные мигранты. По оценкам экспертов, минимальное количество нелегальных мигрантов в России сегодня колеблется в пределах 2,5 млн человек. А по данным председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю.Крупнова, количество нелегальных и полулегальных мигрантов в России на январь прошлого года достигало 10–12 млн.

Хотя, по словам начальника Главного управления по вопросам миграции МВД В.Казаковой, число нелегальных мигрантов «незначительное». Несколько миллионов – незначительное число? Также Казакова сказала, что российское гражданство за девять месяцев этого года получили уже более 500 тысяч человек. В основном, по ее словам, это граждане Украины.

Основные сферы занятости мигрантов – строительство и торговля (вместе они составляют по официальным данным около 70% от общей численности мигрантов). Постепенно складываются экономические ниши, занятые преимущественно иностранными работниками. В результате происходит вытеснение местного населения с рынка труда. В Подмосковье все плодоовощные базы – продовольственно-стратегические объекты контролируются этническими группами, а сетевые магазины целенаправленно набирают на работу мигрантов.

Президент фонда «Миграция XXI век» В.Поставнин говорит, что «за годы массового пребывания выходцев из Средней Азии в России у них сложился параллельный мир, параллельное государство. Теперь у них свои социальные институты, свои врачи, свои юристы, свои начальники и подчиненные».

Вот как определяют эту проблему ученые: «анклавизация имеет природу осознанной стратегии адаптации «по легкому пути» самих мигрантов к принимающему обществу, что обусловлено низким уровнем готовности сообщества мигрантов к интеграции в местное сообщество».Т.е. ни о какой интеграции, принятии мигрантами культурных норм и традиций и пр. речь не идет. Далее они пишут: «проблематичность существования такой среды в том, что она имеет тенденцию превратиться в устойчивую, преемственную и саморазвивающуюся теневую достаточно сильно коррумпированную субкультуру с соответствующей обслуживающей инфраструктурой, включающей местных жителей и официальных лиц разного уровня и с вероятной привязкой к определенным территориям принимающего сообщества, то есть в некоторый конфликтогенный многонациональный анклав городской среды» (Кузнецов И. М., Мукомель В. И. Адаптационные возможности и сетевые связи мигрантских этнических меньшинств. М.: Ин-т социологии РАН, 2005).

А это некоторые примеры из реальной жизни, иллюстрирующие и подтверждающие экспертные заключения.

В 2013 году в ходе проверки овощной базы «Вегетта» (Долгопрудный) были обнаружены  мигрантские общежития, молельные комнаты, нелегальные больницы и даже роддома.

Шлейф громких криминальных дел тянулся за Невской овощной базой, одной из крупнейших в Северо–Западном регионе. Вооруженные конфликты, незаконное обналичивание миллионов, убийства, это только то, что попало в поле зрения правоохранительных органов. В ходе проведенного в 2016 году журналистского расследования, было установлено, что «несмотря на то что компания принадлежит семье осетинских бизнесменов, внутри бизнеса на ключевых иерархических позициях располагаются выходцы из Азербайджана. Сферы влияния жёстко разделены, закреплён спектр задач – земляки, а зачастую и родственники стараются не нарушать общих интересов. Именно поэтому большая часть конфликтов, а они там случаются практически ежедневно, не выходит за периметр базы. Аренду на территории базы также контролируют кланами, человеку с улицы вряд ли удастся организовать там торговую точку». При этом несколько крупных арендаторов сдают площади в субаренду по своей цене. Эти площади также могут сдаваться с накруткой. Все эти накрутки ложатся в конечном счете на потребителя.

Ситуация с тех пор мало изменилась. Криминальные разборки, массовые драки с завидным постоянством появляются в информационных сводках. Это лето было особенно богато на такие новости.

При этом оперативная реакция со стороны власти и правоохранительных органов была только в самых тяжелых случаях. Никто не обращал внимания на письма в различные инстанции жителей Бужаниново, жалующихся на мигрантов, пока не убили женщину. Мигрантов, которые в Железнодорожном пробили голову мужчине за сделанное замечание, из полиции отпустили.

Депутат района Сосенское в ТиНАО Е.Белозерова, которая была выдвинута КПРФ, много работает с жалобами жителей на сложившуюся сложную ситуацию с мигрантами. В депутатских запросах и письмах руководству столицы она отмечает, что почти 45% жителей Сосенского составляют иностранцы (преимущественно работающие в центре «Фуд Сити»). Мигранты живут по 20–30 человек в «резиновых квартирах», «регулярно отмечаются хулиганские и разбойные действия, драки и потасовки» с участием иностранцев. Полиции в районе не хватает.

Мигранты живут в квартирах, которые хозяева и застройщики не продают в ожидании роста стоимости, в общежитиях на территории «Фуд Сити», в соседних СНТ, где оборудованы специальные хостелы.

В сентябре стало известно о закрытии подмосковного миграционного центра в Путилково. Решение было принято после жалоб жителей на угоны автомобилей, нелегальную торговлю, домогательства. Письмо в Совет по правам человека подписали более 4 тыс. человек.

Только за сентябрь 2021, по словам министра информационной политики Подмосковья А.Звягиной, было получено более 100 обращений жителей с просьбой убрать миграционный центр из Путилкова. В итоге ЕМЦ переедет в Сахарово, где располагается столичный миграционный центр. Остается только посочувствовать этим жителям, если они там остались. Ведь еще в 2017 году жители некогда тихой деревни начали продавать свои дома из-за краж, постоянного шумного и подчас агрессивного соседства со множеством людей, в основном мужчин, из стран ближнего зарубежья. Если местных жителей и правда не осталось (глава СПЧ В.Фадеев сказал, что «Там в непосредственной близости нет жилья, а значит, мигранты никому не мешают»), то это наглядный пример замещения коренного населения.

Учитывая, что огромное число мигрантов задействованы в торговле, интересно посмотреть на законодательное регулирование этой отрасли. Минпромторг внес в правительство РФ проект стратегии развития торговли до 2025 года. Естественно, по словам разработчиков, она направлена на удовлетворение потребностей россиян и стимулирование малого бизнеса, т.е. разработана исключительно в наших интересах. «В городе потребитель везде, в пределах шаговой доступности, должен иметь возможность, исходя из своих доходов, купить еду, одежду, товары первой необходимости для дома, а также приобрести готовую еду или поесть в объектах общественного питания, – сообщает министерство. – К такому же уровню доступности должны относиться розничные рынки, ярмарки и иные малые форматы торговли». Добиться этого возможно, по мнению министерства, развитием уличной торговли (в стратегии это называется, как обычно иностранными словами, «стрит – ретейл») и дерегулированием в сфере торговли.

Кстати, летом этого года журналисты одного из изданий сравнивая цены на свежие ягоды и фрукты, продававшиеся в «разных форматах» пришли к выводу, что цены и в магазинах, и на ярмарках примерно одни и те же и везде очень высокие. И это потому, что, как рассказал сотрудник администрации одного их оптовых комплексов, «система снабжения овощами и фруктами в Москве на очень большой процент завязана на нас. У нас берут для ярмарок выходного дня, для «межрегионалок», для многих торговых сетей, для всех еще оставшихся небольших овощных магазинов. С большой долей вероятности и клубника, и помидоры, и даже молодой картофель будет на разных рынках фактически с одной фуры». А ведь по идее на ярмарках выходного дня должны торговать только напрямую представители фермерских хозяйств. Без перекупщиков, в частности, с оптовых баз. Очевидно, что и в случае «многоформатной» торговли, товары будут «с одной фуры» и по одной цене, установленной скорее всего какой-либо этнической группировкой. И только совсем очевидный некондиционный товар будет стоить дешевле. Мы же все это уже пережили.

В приведенной цитате ключевой фразой является «исходя из своих доходов». Возникает опасение, что за красивыми словами, учитывая рост бедности, закредитованность населения, уже неспособного покупать более-менее нормальные вещи и продукты в магазинах, предлагается по сути вернуться к очередным черкизонам, ларькам, в которых мигранты торгуют непонятной едой и к другим прелестям.

Вот еще цитата: «Предположение, что малые торговые форматы не обеспечивают нормальных условий как для продавцов, так и для потребителей и что они «антисанитарны» – ошибочно и не подтверждено статистически. Что касается условий работы продавцов (например, отсутствие туалетов и водопровода в киосках и автолавках, погодные условия для разносной торговли), то это специфика работы, существующая во всем мире и применимая и к множеству других сфер деятельности».

А о каких мелких предпринимателях особо заботятся в министерстве, стремясь упростить им жизнь дерегулированием торговли? В стратегии, например, под пунктом 5.9 значится «Упрощение регулирования розничной торговли алкогольной продукцией». По мнению многих участников форума «Малый и средний ритейл», принятие закона о запрете продажи алкогольной продукции в точках общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах, может затронуть честных легальных предпринимателей (?). А требование размещать отдельно молочную продукцию с содержанием молочного жира и без повлекло, по их словам, не только массовые проверки Роспотребнадзора и штрафы, но и ударило по небольшим производителям (?).

Сплошные вопросы. Справедливо в стратегии поднимается вопрос о трудностях сбыта своей продукции для мелких производителей. Известно, что мелкие и средние производители, не имеющие возможности выйти в торговые сети, так же не могут выйти и в несетевую розницу. Большинство колхозных рынков, на которых торговали именно производители сельхозпродукции, ликвидированы. Оставшиеся рынки приватизированы и там торгуют, в основном, перекупщики, диктующие свои цены. А производители вынуждены за бесценок отдавать им свою продукцию. И через длинную цепочку посредниковоптовиков потребители получают непонятно откуда привезенные овощи, фрукты и прочие продукты за непомерные цены.

Здесь уместно, если власть не хочет вспоминать советский опыт, обратиться к мировому опыту. Эти примеры, кстати, приводятся в стратегии, но никакие выводы из них не сделаны. В Европе основная часть мясной, рыбной и плодоовощной продукции реализуется через оптовые рынки. Во Франции их 19; Германии 16; Испании 23; Италии 30; Великобритании 26. Эти рынки почти всегда полностью государственные, либо частично ему принадлежат.

Например, в Испании, чья модель считается одной из самых эффективных, система оптовых рынков Mercasa является государственной на 100%. Созданы условия для мелких предпринимателей. Это и транспортная инфраструктура, чтобы тысячи мелких производителей могли приехать и использовать площадки рынка. Это и очень низкие ставки аренды. Кстати, рынки зачастую являются убыточными. Та же Mercasa десятилетия работала себе в убыток, только недавно став операционно прибыльной. Но испанское правительство не собирается получать с этих рынков прибыль, для него главное поддержать малый бизнес и обеспечить качественными и доступными продуктами своих граждан.

А в РФ отвергают европейскую модель государственных рынков. Как заклинание повторяют про частных инвесторов. До чего частники довели нынешние оптовые рынки и базы уже мы видим, ведь им то нужна в первую очередь именно прибыль, и чем больше, тем лучше.

Вот и получается, что стратегия, направленная якобы на решение наших проблем, в реальности лоббирует интересы капитала, этнических групп, занявших торговые ниши, консервируя нищету народа и обостряя межнациональные и другие конфликты.

Внушаемые нам лукавые мнения о необходимости трудовой миграции на самом деле прикрывают нежелание властей решать вопросы индустриального и сельскохозяйственного развития страны, не говоря уж о технологическом прорыве, и нежелание капитала терять свои прибыли.

Вице-мэр Москвы А.Бочкарев недавно заявил, что городские власти готовят план по отказу от труда мигрантов на стройках. Вроде бы наконец-то осознанная московскими властями мысль, что квалифицированные работники граждане России, обеспеченные современным оборудованием, получающие достойную зарплату и социальный пакет, будут строить быстрее и качественнее, должна внушать оптимизм. Но верится в это с трудом. Как сказал один из экспертов, «Это довольно легко удалось бы реализовать, если бы у московского строительного бизнеса не было таких аппетитов. Реновация, транспортное непрекращающееся строительство, перекладывание плитки два раза в год требует рабочих рук. Если отказаться от части избыточных проектов, то миграционный приток можно сократить. Не верю, что все эти условия будут соблюдены».

А теперь и для предприятий АПК обираются завозить мигрантов для увеличения производства мяса птицы. При этом за последние годы в РФ закрылось до 100 подобных предприятий. Вполне логичным решением могло бы быть либо стимулирование открытия новых современных предприятий, либо уж привлечение на работу потерявших работу сотрудников. Но минсельхоз планирует ввезти до 3,5 тыс. мигрантов из Узбекистана.

Как отмечал Первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В.Афонин, «перед лицом совокупных социальных издержек уместен вопрос: а так ли дешево обходится труд иммигрантов? Очевидно, он дешев для работодателей (за счет экономии на налогах, социальных стандартах), но дорог для общества. То есть речь идет о классической постсоветской формуле соотношения частного и общественного интересов – приватизация прибылей при обобществлении издержек».

Результаты использования «миграционного оружия» на постсоветском пространстве сегодня всем хорошо видны. Это, в первую очередь, разрушение традиционного социально–экономического, культурного и демографического ландшафта как в принимающей стране, в данном случае России, так и в странах исхода, рост преступности, рост инфекционных заболеваний и негативная ситуация на рынке труда.

Жизнь доказала, что только на путях социализма возможно бескризисное, планомерное развитие экономики, социальной и культурной сферы. Только реальный социализм в СССР избавил человека от экономического рабства, дав свободу для развития личности. Только СССР и Мировая система социализма избавила мир от колониального рабства. Только на путях социализма возможна ликвидация, насаждаемых мировым финансовым империализмом и олигархами, антагонистических противоречий между трудом и капиталом, между центром и периферией, вражды между различными национальностями и народами.

    • Черемисов

Зам. Председателя Московской областной Думы.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.