Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

Депутат А.Г. Архицкий: Бюджет Брянской области – это бюджет застоя и деградации

При всех эпитетах, которые слышны в адрес бюджета Брянской области на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 гг., его проект на предстоящую трёхлетку не отвечает общественным запросам и не гарантирует его выполнение в части принятых социально-экономических обязательств на необходимом уровне.

Андрей Архицкий, руководитель фракции КПРФ в Брянской облдуме
2019-12-12 23:38
Архицкий Андрей Георгиевич
Архицкий
Андрей
Георгиевич
Персональная страница

На фоне определённых позитивных сдвигов, фактически консервируется положение вещей. Доля собственных доходов в структуре бюджета, формирующаяся за счёт налоговых и неналоговых поступлений, составляет около 31,3 млрд. руб. (45,6%). По сравнению с прошлым годом, казалось бы, произошёл рост собственных доходов – на 6,5%. Однако это увеличение связано в основном с ростом акцизов, в то время как рост налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц, которые непосредственно связаны с ростом экономики, отмечается в пределах существующей официальной инфляции (3-4%) и в очередной раз свидетельствует о том, что экономика региона находится в глубоком застое – и уже на протяжении длительного времени. Остальные 37 млрд. руб. (54,4%) – это безвозмездные поступления из федерального бюджета. Область прочно и надёжно обосновалась на дотационной игле.

В целом объём расходов ниже уровня доходов, что даёт право называть бюджет «профицитным». Но… В области «оптимизируются» (проще сказать – ликвидируются) больничные, дошкольные и школьные учреждения; отрасли экономики, не попадающие под нацпроекты, будут перебиваться и деградировать без денег, а в бюджете, оказывается, есть лишние деньги. Напомню, как в феврале этого года профицит в 350 млн. рублей в одночасье превратился в двухмиллиардный дефицит бюджета, который назвали «техническим». Возникает вопрос: как может появиться профицитный бюджет у дотационного региона, судьба которого зависит от безвозмездных вливаний? Ответ понятен – только искусственно.

В основе показателей, от которых зависит наполнение областной казны, лежит валовой региональный продукт – ВРП. В текущем бюджете объём ВРП, по данным счётной палаты Брянской области, прогнозируется в 2020 году в размере 370,3 млрд. руб., темп роста – 103% к оценке 2019 года; в 2022 году – 423,2 млрд. руб., с темпом роста 103,2 % к 2021 году. Эти цифры, на наш взгляд, отражают масштаб реальной экономики области. Прогнозируемая динамика ВРП, заложенная в представленном проекте бюджета, практически при совпадении годовых объемов ВРП, отличается темпом роста экономики Брянской области на 2-4%. В 2020 году – 105,9% к оценке 2019 года, в 2021 году – 106,8% к оценке 2020 года, и далее с темпом роста до 107%. По нашему мнению, эти цифры отражают не столько экономический рост, сколько привязку к словам Президента РФ В.В. Путина о необходимости увеличения ВВП страны в 1,5 раза, чтобы войти в пятёрку крупнейших мировых экономик.

Именно об этом свидетельствует заложенный в проекте бюджета 2020 года крайне низкий рост прибыли так называемых прибыльных организаций – всего – 1,8%. Да и этот скромный рост обеспечен не столько реальной экономикой, сколько государственными кредитами и безвозмездными поступлениями из федерального бюджета. И будет он, как и в прежние годы, съеден инфляцией…

Снижение доли ВРП в бюджете области в 2020 году с 15,36% и в последующем – до 13,22%. Увеличились безвозмездные поступления из федерального бюджета. Прогноз поступлений части чистой прибыли в 2020 году государственных унитарных предприятий Брянской области всего немногим более 4 млн. рублей.

Не только специалистам, но и всем здравомыслящим гражданам ясно: для успешного развития экономики необходим рост инвестиций. В 2019 году объём инвестиций в основные средства производства составил 65,3 млрд. руб., произошло их увеличение на 4,1% по сравнению с 2018-м годом. В 2020 году их планируют увеличить на 5,4% по сравнению с 2019-м годом – до 71,48 млрд. руб. С учётом реальной инфляции, которая существенно превышает официальную, можно сделать вывод, что небольшой прирост инвестиций в экономику сводится к простой статистической погрешности и существенно на рост экономики не повлияет. К тому же программа экономического развития, инвестиционной политики и инновационной экономики Брянской области сокращается на 13% по сравнению с 2019 годом – до 429,3 млн. рублей. Ещё больше – до 27% – урезается государственная поддержка малого и среднего предпринимательства: с 85,5 млн. рублей в 2019 году до 5,5 млн. рублей в 2020 году.

В своих посланиях и указах глава государства настаивал на необходимости всесторонней поддержки малого и среднего бизнеса. Но какое отражение это нашло в проекте бюджета, и как при этом можно рассчитывать на увеличение объёмов промышленного производства, рост занятости и появление новых рабочих мест? От состояния дел в сфере малого и среднего предпринимательства сегодня зависит судьба миллионов трудящихся и их семей. Между тем, расходы на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации сокращаются.

Другой крайне негативный фактор – рост импорта на фоне снижения экспорта. Это происходит повсеместно в стране, не стала исключением и Брянская область. Импорт в 2020 году по сравнению с экспортом должен возрасти почти в 1,5 раза. Об импортозамещении напрочь забыли, а это неизбежно спровоцирует скачок курса валют, а значит, и рост цен на импортируемую продукцию. Отсюда следует, что покупательная способность граждан будет падать и дальше. Продолжится массовое обнищание, которое не останавливается уже шестой год подряд. На фоне снижения потребительского спроса будет усугубляться стагнация, в том числе и «топчущейся на месте» региональной экономики.

Ещё одним убедительным доказательством тому является низкий рост фонда заработной платы, заложенный в проекте. В следующем году, согласно предварительным оценкам Правительства Брянской области, фонд заработной платы должен вырасти на 3,8% относительно 2019 года. Даже если учитывать только официальную инфляцию, она «съест» эти 3-4%. Между тем, согласно недавним социологическим опросам, товары первой необходимости сегодня обходятся гражданам на 10-20% дороже, чем год назад. Отсюда можно сделать вывод: заложенный в проекте бюджета рост фонда заработной платы минимум в 2,5 раза ниже того, который позволяет хотя бы приостановить обнищание народа. Другими словами, даже в этом «социально ориентированном» бюджете реального роста зарплат просто не предусмотрено.

Расходы на развитие национальной экономики в следующем году ждёт фактическое снижение на 45,8%. А в 2021 году они прогнозируются ещё ниже расходов нынешнего года. И если в текущем году наблюдается падение практически во всех отраслях, то как его можно будет остановить в дальнейшем, когда расходы на экономику урежут ещё сильнее? Откуда возьмётся рост ВРП, который Правительство области обещает в 2021 году? Представленный бюджет исключает такой рост, если только он не будет «нарисован» официальной статистикой по команде сверху.

А далее – как под копирку. По сравнению с 2019 годом будут урезаны бюджетные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. В проекте бюджета заложено их сокращение почти на 31%. Существенное снижение расходов по сравнению с текущим годом на 56% наблюдается по подразделу «коммунальное хозяйство». Виной всему отсутствие распределения на момент формирования областного бюджета средств федерального бюджета. И без того катастрофический объём аварийного жилья и коллапс в сфере ЖКХ будут только нарастать.

Анализ динамики планируемых расходов характеризует их снижение по разделу «Охрана окружающей среды» в 2020 году по отношению к текущему году на 75%, что связано с отсутствием распределения федеральных средств.

Вместе с экономикой на краю гибели находится и социальная сфера. В общем объёме расходы по разделу «образование» запланированы с ростом к уровню 2019 года на 4%. Рост – лишь на уровень инфляции. Однако число дошкольных учреждений сократилось с 905 единиц в 1990 году до 345 в 2018 году – в 2,6 раза. При этом за последние несколько лет их количество уменьшилось на 204 единицы. Число школ – с 960 единиц в 1990 году до 460 в 2018 году, в 2,1 раза. За последние пять лет их стало меньше на 55 единиц.

Бюджетная политика демонстрирует вопиющее пренебрежение отечественной культурой. Свидетельство этого: число библиотек сократилось почти в 2 раза: с 920 единиц в 1990 году до 564 в 2018-м, число клубных учреждений сократилось более чем в 2 раза: с 1170 единиц в 1990 году до 563 в 2018-м. В проекте бюджета заложено ежегодное снижение расходов по разделу «Культура» в течение всей предстоящей трёхлетки. В 2020 году их планируется сократить на 12,6% по сравнению с 2019-м. А с учётом реальной инфляции затраты на областную культуру за три года могут сократиться на четверть!

Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы 2020 года «Развитие здравоохранения Брянской области» к уровню текущего года запланированы на 101,4%, что ниже уровня официальной инфляции. Расходы на её осуществление составят 10,8 млрд. рублей. На всех уровнях власти на словах понимают важность первичной медико-санитарной помощи. Однако «оптимизация» резко сократила количество больничных учреждений. Если в 1990 году их насчитывалось 340 единиц, то в 2018 году – только 46, сокращение в 7,5 раз. Только с 2014 года количество больничных учреждений уменьшилось на 10 единиц; больничных коек в 1990 году было 20600 шт., в 2018 – всего 9093 шт., сокращение в 2,3 раза. С 2014 года их количество уменьшилось на 697 штук.

Смертность в 1,6 раза превышает рождаемость (15,1 и 9,3 человек на тысячу соответственно). По коэффициенту смертности Брянская область находится на 73-м месте в РФ и на 8-м месте среди регионов ЦФО. Коэффициент естественной убыли населения в 2018 году составил 5,8 человека на 1000 населения. Область вымирает.

Численность населения области сократилась на 258 тысяч человек: с 1 млн. 457 тыс. 987 человек в 1991 году до 1 млн. 200 тыс. 187 человек в 2019 году. Продолжительность жизни – 65,8 года – самая низкая среди 11 регионов ЦФО (у мужчин – 58,1 года, а на пенсию они должны выходить в 65 лет).

Люди всё чаще обращаются в поликлиники за первичной помощью, и порой от оперативности её оказания зависит жизнь человека. Однако в бюджете на следующий год заложено снижение расходов на развитие этого жизненно-важного регионального проекта на 40% по сравнению с 2019 годом. Станции скорой и неотложной помощи недополучат финансирование по сравнению с текущим годом почти в 2 раза. Снижение финансирования привело к падению зарплат медработников. В течение всего этого года то в одном регионе, то в другом врачи устраивали забастовки, массово увольнялись из-за низких зарплат и отсутствия условий для работы.

По сравнению с текущим годом объём планируемых расходов в проекте бюджета по разделу «Социальная и демографическая политика Брянской области» вырос на 7,4%, в 2020 году он составит более 10,9 млрд. рублей. Однако в этом разделе – и расходы на региональные доплаты, и социальное обеспечение детей-сирот, и выплаты судьям в отставке, и надбавки к заработной плате действующим судьям и пр.

Громкие заявления о социальной ориентированности бюджета полностью противоречат как показателям самого бюджета, так и, принципам его формирования, которые навязывают регионам. Практически все социально значимые законопроекты блокируются. Достаточно вспомнить голосование «представителей народа» от «Единой России» по поводу повышения пенсионного возраста, против законопроекта «О детях войны». Здесь наибольшую озабоченность вызывает региональный проект «Старшее поколение». Расходы бюджета, заложенные на его реализацию в 2020 году, составляют не более 5% от года текущего, всего 1,7 млн. рублей. В эту сумму, видимо, входит и повышение качества жизни, и укрепление здоровья, и увеличение продолжительности жизни граждан старшего поколения... Мы же предлагаем принять областной законопроект «О детях войны», куда войдут и перечисленные пункты, и льготы для этой категории лиц, связанные с военным детством и восстановлением разрушенного войной хозяйства.

Предусмотрено обвальное, по-другому не скажешь, снижение расходов по разделу «Физическая культура и спорт». В следующем году они ужимаются на 21,9% в сравнении с нынешним. С учётом инфляции расходы по этому направлению сократятся минимум на треть. В итоге серьёзно пострадает массовый спорт, от развития которого напрямую зависит здоровье нации.

При такой общей картине, которая складывается из макроэкономических показателей, заложенных в проекте бюджета, нельзя рассчитывать на выполнение приоритетных задач, определённых Указом Президента РФ от 07 мая 2018 г. №224, и достичь улучшения социально-экономической ситуации.

Наши предложения: принципиально увеличить объём финансирования инновационных сфер экономики, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, науки и культуры. Это те сферы, от которых в первую очередь зависят развитие области, здоровье нации, её демографическая безопасность и качество её кадрового резерва.

Именно на это направлена бюджетная политика в тех регионах, которыми сегодня руководят представители КПРФ. В Иркутской области успешно реализуют «Пятилетку Левченко», в результате добились многократного увеличения налоговых сборов с крупных собственников и вырвали лесное хозяйство региона из рук криминала. Доходы областного бюджета выросли за последние 4 года с 97 млрд. до 200 с лишним. ВРП увеличился на 7,5%, а объём госдолга региона сократился более чем на четверть. Это показатели, существенно превышающие средние по стране. Но такие успехи явно не всех устраивают. Против Левченко развёрнута кампания грязной клеветы.

По той же причине оказывается колоссальное давление на подмосковный совхоз имени Ленина, демонстрирующий поистине выдающиеся результаты, и на его руководителя Павла Грудинина. Те, кто хочет, чтобы наша страна продолжала деградировать экономически и социально, стремятся удушить это предприятие и упорно молчат о достижениях других народных предприятий. Стремительное развитие инновационного сектора, строительство современных научных центров – вот приоритетные направления экономической и бюджетной политики на Орловщине, которую возглавил молодой губернатор Андрей Клычков, представляющий КПРФ. И в Новосибирске, которым руководит мэр-коммунист Анатолий Локоть, инициировавший строительство уникального научного центра «Академгородок 2.0». Вот она – политика развития в действии, которая сегодня необходима всей России.

Фракция КПРФ в областной Думе не будет поддерживать такой бюджет. Не потому, что мы не согласны с какими-то отдельными параметрами. Коммунисты в целом расценивают предложенный бюджет, как бюджет, направленный на дальнейшую деградацию экономики, против интересов области и её народа.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.