Как вступить в КПРФ| КПРФ в вашем регионе Eng / Espa

В Государственном Совете Республики Татарстан коммунисты провели круглый стол

Были обсуждены проблемы сбора, вывоза и переработки твёрдых коммунальных отходов и строительства мусоросжигательного завода.

Пресс-служба ТРО КПРФ
2019-03-02 20:34

В работе заседания приняли участие и выступили депутаты фракции КПРФ в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов, Артём Прокофьев, Александр Комисаров, депутат Казанской городской Думы Алексей Серов, депутат Государственной Думы РФ Юрий Синельщиков, гости (депутаты, специалисты по проблемам ЖКХ) из Чувашской Республики Сергей Муравьёв и Тамара Минаева, представители общественных инициативных групп, министерств и ведомств Республики Татарстан.

Во вступительном слове руководителя фракции КПРФ в Госсовете Хафиза Миргалимова была отмечена целесообразность проведения подобных встреч:

– Реформа объявлена, система запущена, определены региональные операторы, – подчеркнул депутат, – но проблем меньше не становится. Поэтому нам надо координировать свои действия с тем, чтобы выработать конструктивную позицию и рекомендации. Сегодня одной из серьезных проблем является сбор, переработка и утилизация отходов, а также тарифы и нормативы на услугу ТКО (твёрдые коммунальные отходы). Во всех регионах Приволжского федерального округа тарифы на вывоз ТКО примерно одинаковы – порядка 70 рублей с человека. Но подход к установлению нормативов ТКО в регионах различный. Например, в Башкирии для сельских районов, из которых мусор вывозится нерегулярно, тариф 35 руб/чел., для горожан – 70 руб/чел.

– Мы считаем, – сказал Хафиз Гаязович, – что население должно платить за фактически вывезенный мусор, а не по нормативу. Это позволит, во-первых, стимулировать жильцов на правильное складирование мусора; а, во-вторых, заставит управляющие компании вести надлежащий учет и контроль по каждому дому.

Ведущим встречи общественников, депутатов и властей республики выступил депутат Артём Прокофьев. Он отметил, что на сегодня протесты в некоторых регионах России по мусорной проблеме даже превосходят протестную активность по пенсионной реформе: «Очевидно, что проблема очень серьезная и нужно выходить на те решения, которые устраивают общество». Парламентарий подчеркнул необходимость дальнейшей работы по корректировке начатой реформы. По его словам, у людей складывается мнение, что все изменения опять сводятся к увеличению платы за вывоз мусора, «тарифы растут». Депутат подверг резкой критике руководство региональных операторов по сбору и вывозу ТКО за игнорирование круглого стола, проводимого коммунистами: «Нежеланием участвовать в разговоре на актуальную тему, которая является основой их деятельности, они лишний раз показывают своё отношение к нуждам людей. Отсутствие – это показатель их отношения, но мы этого так не оставим».

К конструктивной работе и взаимодействию призвал участников круглого стола депутат Александр Комисаров, отметив, что заявление фракции КПРФ по проблемам, связанным с мусорной реформой, уже прозвучало на недавней сессии Госсовета, а сегодняшнее заседание в стенах парламента – это дополнительный повод для диалога общественности с представителями власти, для поиска взаимоприемлемых решений.

Рассказывает Ирина Волкова, член Координационного совета общественных организаций по проблемам ЖКХ:

– Когда вывоз мусора был жилищной услугой, жильцы могли устанавливать тариф. Сейчас услугу перевели в коммунальную и люди потеряли право распоряжаться отходами. Раньше согласно Жилищному Кодексу мы общим собранием для своего дома по улице Богатырёва установили тариф 33 рубля с человека, а сейчас пришла платежка – 71 рубль с человека. Объем мусора не увеличился, а цены возросли. Вот, результаты. И они вызывают возмущение жильцов.

Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ильдус Насыров рассказал о ходе реформы, и мерах контроля за деятельностью региональных операторов. Он заметил, что Татарстан утвердил тариф, который в два раза ниже, чем они запрашивали.

С информацией о работе ведомства по проводимой реформе рассказала заместитель председателя Государственного комитета РТ по тарифам Лилия Борисова. Она разъяснила, из чего теперь состоит тариф на ТКО:

– Раньше управляющая компания или ТСЖ заключали договоры на вывоз и утилизацию самостоятельно, и тарифы разнились: где-то это было 200 рублей за кубометр, где-то 500. Сейчас в Татарстане тариф единый – 369 рублей за кубометр. 70 процентов затрат в тарифе – это затраты перевозчика. Это очень большой пласт, и я хотела бы обратится к депутатам, чтобы перевозчиков тоже дали на регулирование.

Депутат Чебоксарского городского собрания Сергей Муравьёв предложил освободить от платы детей до 7 лет полностью, в стопроцентном размере, детей от 7 до 14 лет – наполовину, а также лежачих больных; пенсионерам свыше 70 лет – скидка 50%, свыше 80 – 100%.

Депутат Казанской городской Думы Алексей Серов с горечью отметил, что Россия в экологических вопросах – страна догоняющая. Но всё уже придумано до нас. В Европе эти пути проторены. Там есть и раздельный сбор в местах образования отходов в домохозяйствах, и их переработка, и денежное подкрепление населения за правильное экологическое поведение: за сдачу тары из стекла, алюминия или пластика в магазине можно получить деньги. Всё законодательно подкреплено. А что у нас? А у нас новая монополия и повышенные тарифы. Наш путь именно такой?!

Председатель комиссии ЖКХ Республики Чувашия Татьяна Манаева посоветовала оплачивать вывоз ТКО только по факту проживания:

– Живет человек, производит мусор – с него требуйте!

То, что на рынок пришли так называемые региональные операторы, но фактически ничего не изменилось, кроме возросших тарифов, – таков был вывод выступивших общественников.

В ходе дискуссии к начальнику Госжилинспекции Татарстана Сергею Крайнову обратились с вопросом о дачниках, с которых летом будут брать плату за вывоз ТКО и в городе, и в садовом обществе. Прозвучал ответ, что этот вопрос уже решен в 254-м постановлении, и чтобы получить перерасчет, жильцу надо подтвердить, что в это время он в квартире не проживал.

Специалист Министерства экологии и природных ресурсов РТ Рустем Богданов заметил, что у региональных операторов слишком мало ответственности: например, они не обязаны создавать контейнерные площадки – это должны делать управляющие компании. Но при этом все деньги идут к ним. Очевидно, что нормативная база, сопровождающая реформу, нуждается в доработке.

Заместитель руководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин отметил, что сейчас из собираемого в Казани мусора можно извлечь до 30 процентов полезных ресурсов, но сделать это нереально из-за отсутствия спроса на вторсырье. Готовится федеральная программа государственного субсидирования предприятий в сфере переработки вторсырья, но пока неясно, когда она заработает. В Казани в 400 из 12 тыс контейнеров ведется раздельный сбор мусора. «В одну машину они [отходы] не сваливаются», – таков был ответ на прозвучавшую реплику одного из участников диалога.

Вторая тема круглого стола – это строительство мусоросжигательного завода, который планируется построить близ Казани, в поселке в Осиново.

Противники строительства вновь озвучили свои доводы: безопасным завод в Татарстане быть не может, поскольку в республике нет системы раздельного сбора мусора, и сжигаться будет всё подряд, оставляя после процесса огромное количество шлака, который тоже нужно будет где-то складировать, а это 30 процентов от объема переработки.

– Мы хотим строить завод за 28 млрд и полигон для шлака на 3 млн тонн?! – задалась вопросом активистка Вера Керпель.

Председатель президиума Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны природы Татьяна Лядова отметила нецелесообразность строительства МСЗ:

– Казань не нуждается в мусоросжигательном заводе – население города не прирастает такими темпами, как, Москва, острой необходимости строительства прямо сегодня – нет. Чтобы загрузить производство на требуемую мощность, придется завозить отходы для переработки из других городов. Резюме: пока поставьте хотя бы два контейнера для раздельного сбора мусора – для твердых и органических отходов. Люди готовы его сортировать. И второе, построить мусороперерабатывающую станцию, потому что общего резерва полигона «Восточный», который запущен два года назад и принимает отходы Казани, хватит не дольше, чем на 15 лет.

Елена Бикташева, жительница поселка Осиново, юрист инициативной группы против МСЗ:

– Экологическая обстановка в Осиново уже не благоприятна: неподалеку находится «Оргсинтез», проходит федеральная трасса М-7, складское помещение для хранения сжиженного газа, силикатный завод, всего там больше десятка химических предприятий. При эксплуатации мусоросжигательного завода резко возрастет угроза заражения почв диоксинами, что приведет в ближайшей перспективе к экологической катастрофе.

– В проекте территориальной схемы обращения с отходами говорится о том, что в 2022 году будет сжигаться 94 процента собираемого мусора, то есть никакого раздельного сбора у нас не будет, это фикция! – подытожила Елена Изотова, представитель общественного движения против строительства МСЗ.

Резюме противников МСЗ: они настаивают на моратории строительства мусоросжигательного завода, на приоритете раздельного сбора мусора и строительстве заводов по переработке отходов без их сжигания. В пример был приведен опыт по переработке твердых отходов, разработанный еще советскими специалистами, а также город Сан-Франциско в США, где перерабатывается 85% всех отходов, опыт Японии и стран Европы.

В ходе совещания выступил депутат Госдумы РФ, первый заместитель Комитета по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков:

– 7 млн гектаров стране составляют свалки. Нарастить процент переработки в ближайшие годы – это реально. Вся Европа в среднем 60% перерабатывает. Хотел бы остановится на тех вопросах, которые касаются восприятия вот этой реформы, она начала работать с 1 января. Прежде всего, первое, это проблема раздельного сбора. Говорят, психология нашего человека такова, что, мол, два или три поколения должно пройти, чтобы научить. Я убежден, что на это потребуется немного времени. Иногда бываю заграницей и вижу, как там наши бывшие граждане тщательно относятся к раздельному сбору мусора. И у нас это, думаю, это будет налажено достаточно быстро. Второе, проблема тарифов. Стоимость растет, пока не построено достаточное количество заводов по переработке. Также люди обеспокоены двойным обложением: выезжают на выходные, на отдых, или ночуют на дачах за городом. Этот вопрос решить непросто, но его надо решать. И третье, правовая сторона. Необходим контроль за проводимой реформой со стороны парламента, правоохранительных органов, общественности, чтобы через полгода можно было сделать какие-то выводы.

По итогам работы круглого стола принят пакет рекомендаций. Он будет опубликован позднее.


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.